Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология» (стр. 7 из 42)

Помогающие отношения и типы межчеловеческих взаимоотношений: «Я-Ты» и «Я-Оно»

Правильно ли поступает человек, если, встречаясь с трудностями, обращается к кому-то за помощью вместо того, чтобы справиться самостоятельно? Как определить тот порог, после которого становится адекватным обращение к психотерапевту? Блез Паскаль писал: «До чего же мы нелепы с нашим желанием найти опору в себе подобных! Такие же ничтожные, как мы, они нам не помогут: в смертный свой час человек одинок. Значит, и жить ему надобно так, словно он один на свете». Философская антропология Мартина Бубера естественно и органично убеждает нас в ином: «Всякая настоящая жизнь есть встреча. Во встрече содержится реальность жизни человеческого существа. Человеческая жизнь и человечество начинают существовать в этой встрече, ибо рост внутренней сущности не происходит в отношении человека к самому себе, а в отношении между одним человеком и другим, между людьми»[8]. Уникальность существования человека нельзя определить, выстраивая границы осознания, сводящие до упрощенной однозначности. Человек может быть одновременно свободен своей уникальностью и уникален только благодаря присутствию рядом с собой других людей. Человек обретает самого себя благодаря другим. Другой не оказывается творцом Я, но он является тем зеркалом, благодаря которому Я обнаруживает себя. Другой оказывается инициирующим началом для открытия и развития себя. Другой помогает Я ощутить собственные границы и одновременно помогает через себя прикоснуться к бесконечности. Каждая встреча служит нам ручательством нашей связи с миром. Чувство одиночества и чувство потерянности себя человеком, глубоко переживающим жизненный кризис, обостряет необходимость в со-присутствии Другого.

Этим Другим в психологическом консультировании становится консультант, оказываясь в одной и той же ситуации в двойственности ролей: Другого человека и Другого - профессионала. По всей видимости, именно такая двойственность и задает две основных консультативных стратегии: в одном случае направленную на изменения, в другом – на психологическую поддержку. В первом консультант выступает в роли опытного аналитика, исследующего объект и владеющего профессиональным инструментарием, в другом – такой же человек, оказавшийся в этом мире и в это время рядом. В этих двух случаях возникают различные отношения, как две различных формы существования. На философском языке Мартина Бубера эти две формы существования - отношения в мире называются «Я - Ты» и «Я - Оно».

Участвуя в отношениях «Я – Оно», мы воспринимаем других людей, находясь на эгоцентрической точке зрения. Другой в этом случае предстает как объект. Множество наших встреч проходит на уровне «Я – Оно». Но в каждой такой встрече содержится ожидание и надежда на отношения «Я – Ты», которыми преодолеваются изоляция и одиночество, реализуется наша сущность. Без них человек живет в пустоте, отчужденности и одиночестве. На уровне отношений «Я-Ты» другой воспринимается нами как субъект с неповторимым миром чувств и опыта. Цель существования в мире «Оно», в отделенности «есть приобретение опыта и использование». Цель отношения в мире «Ты» «есть его собственная сущность, то есть прикосновение «Ты». Ибо через прикосновение каждого «Ты» нас касается дуновение вечной жизни». Мир «Оно» такой, в котором приходится жить и «вполне можно жить», он фиксирует зримое, конкретное и полезное. Моменты «Ты» в нем кажутся «диковинными лирико-драматическими», «человек не может жить без «Оно», но тот, кто живет лишь с «Оно», тот не человек»[9].

С ростом профессионализма консультант может утрачивать способность входить в отношение с Ты, заменяя их отношением с Оно, поскольку «развитие функциональной способности к приобретению опыта и использованию обычно достигается через ослабление человеческой силы отношения»[10]. Для успешной деятельности консультанта становится не столько важным наличие у него специального образования, позволяющее ставить правильный диагноз, сколько безоценочное отношение к клиенту и принятие его таким, каков он есть, сочувствие к клиенту и искренность поведения. Многие специалисты в области психологического консультирования все чаще склоняются к выводу, что главным условием эффективности консультирования являются поддерживающие эмоциональные отношения между клиентом и консультантом. Если такие отношения складываются, несущественным становится, каким конкретно методом пользуется консультант. Если нет такого контакта, то ни один изощренный прием не дает результата.

Именно эти отношения «Я – Ты» восстанавливают утраченное доверие к миру и помогают обрести равновесное гармоничное состояние для «запуска» новых ресурсов, для использования творческого мышления, для обретения подлинности своего существования[11]. Консультант не способен помочь, не выстраивая отношений «Я – Ты», но и оказывается беспомощным, «растворяясь» в собственном клиенте, не умея вовремя дистанцироваться от его проблемы, и не используя свой профессиональный опыт. Гармонично совмещая стратегии изменения-воздействия и поддержки, консультант способствует творению некоего нового согласия, единства двух форм отношения «Я – Ты» и «Я – Оно». Именно такое одновременное соприсутствие и пребывание в отдалении способствует исцелению.

5.2. Навыки поддержания консультативного контакта

Невербальное общение. Невербальное поведение человека очень существенно в процессе общения. В консультировании мы также посылаем клиентам невербальные сообщения и "считываем" их невербальные реакции. Крайне важно, чтобы консультант отмечал невербальные послания клиентов, реагировал на них и одновременно осознавал влияние своего невербального поведения на клиентов. Консультант должен контролировать свое невербальное поведение, чтобы превратить его в инструмент консультирования.

Консультанту важно помнить о важности контакта глазами. Физическая обстановка должна позволять консультанту и клиенту полностью видеть друг друга. При этом следует помнить, что контакт глаз не должен быть непрерывным.

Поза консультанта должна быть открытой. Скрещенные руки и ноги обычно интерпретируются как оборонительная, безучастная и отступательная поза. Время от времени консультант может слегка наклоняться к клиенту, выражая свою вовлеченность и участие в контакте (с другой стороны, не следует приближаться к клиенту чрезмерно и слишком быстро, потому что это может возбудить тревогу, показаться требованием скорого и тесного контакта).

Важно, чтобы консультант был в меру расслаблен. Так как большинство клиентов волнуется в ситуации консультирования, напряженность консультанта может увеличивать беспокойство клиента. Консультант должен стараться своим невербальным поведением показать клиенту свою эмпатическую вовлеченность в консультативный контакт.

Слушание клиента. В начале беседы вербальная активность консультанта должна быть минимальной, чтобы клиент смог сосредоточить внимание на раскрытии своих проблем и трудностей. Консультант должен не столько говорить, сколько выслушивать. Умение выслушать означает выражение искренней заинтересованности другим человеком.

Выслушивание, прежде всего, представляет собой обратную связь с мыслями и чувствами клиента, побуждает клиента далее говорить о своей жизни, о ее затруднениях и проблемах. Правильное выслушивание — это активный процесс. Слушателю необходимо проявлять заинтересованность и понимание, однако не мешать рассказчику оставаться в потоке переживаний; консультант, слушающий клиента, должен быть раскрепощен и наблюдателен, чтобы услышанные признания порождали обильный ассоциативный поток. Возникающие ассоциации служат определенными "ключами" к пониманию проблем клиента.

Выслушивание может служить не только пониманию другого человека. но может быть и само по себе исцеляющим. Известно, что когда человек полностью «выговаривается», это приносит ему облегчение. Внутреннее чувство, не выражающее себя в слове, в действии, не объективизируемое во вне, обречено остаться внутри, не достигнув своего адресата, ведь язык чувств формируется как необходимо направленный по отношению к чему-либо или кому-либо во вне. Последствием невыраженного чувства является феномен алекситимии («чувство без слова», термин, введенный П. Сифнеосом)[12], сопутствующий целому ряду психосоматических заболеваний.

Вербальное общение. Несмотря на значение невербального общения в консультировании, важнейшие события происходят на вербальном уровне. Суть вербального поведения консультанта составляют способы его реагирования в период консультирования, которые могут быть определены как основные техники: техники прояснения проблемы клиента, выдвижения гипотез в консультировании, техники интерпретации и т.д. (см. раздел 3).

Навыки осознания и выражения чувств. Осознание консультантом своих чувств и чувств клиента имеет в качестве своей основы функционирование эмоционального интеллекта (способность осознавать и понимать свои чувства и чувства других людей, а также способность управлять своими чувствами и эмоциональными состояниями других людей). Вместе с тем осознание чувств может постепенно развиваться и достигать уровня навыка, который так необходим профессиональному консультанту. Выработке данной группы навыков способствует прохождение консультантов специальных групповых и индивидуальных тренингов рефлексии и саморегуляции эмоциональных состояний. Рефлексия собственных чувств и понимание чувств клиента позволяет вовремя предотвратить негативное влияние переноса и котрпереноса на процесс консультирования. Перенос (открытие З. Фрейда - одно из фундаментальных достижений психоанализа) - это неадекватное и персеверативное переживание чувств, влечений, фантазий, установок и задействование защитных механизмов, возникших в прошлом в отношениях со значимыми людьми, при актуальном межличностном взаимодействии. Контрперенос характеризуется как ответная реакция на перенос клиента. Дополнительное определение обрисовывает контрперенос как проецирование консультантом своих проблем на предоставленный клиентом материал, как связанный с переносом, так и не связанный с ним (см. Документ 6: «Перенос и контрперенос в консультировании»).