Смекни!
smekni.com

«Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке» (стр. 13 из 23)

Ю.Л. Бессмертный в большинстве европейских культур до начала Нового времени, анализируя семейные отношения и чувства, разграничивает мужское и женское начало. Мужское отож­дествляется с духом, логосом, культурой, активностью, силой, рациональностью. Женское с природой, эмоциональностью, чувственностью. Однако при создании семейных отношений важны и мужское и женское начало. Для создания общности между отдельными личностями необходима внутренняя общность [39,36].

Анализируя историю семейных отношений Ю.Л. Бессмертный отмечает что, со сменой экономических формаций изменяются и роли мужчины и женщины в семье. Как историк анализирует разные сферы жизни. Ему интересны любовные связи, конфликты поколений, феномен смерти. Поднимает вопросы частной и публичной жизни человека. Его интересует роль мужчин в различных сферах экономики. Это дает возможность отождествить благополучие общества с деятельностью мужчин, с жизнью публичной, колективной. Мужчина выступает главным субъектом исторического процесса, тогда как женщине отводится роль объекта. Обладание объектом превращается в установку культуры, формируемой мужчинами. При этом обладание носит тотальный характер и не ограничивается сексуальной сферой[[42]].

Как отметил известный немецкий социолог и философ Г. Зиммель, «культура человечества не является по своему чистому объективному содержанию чем-то как бы бесполым и вследствие своей объективности отнюдь не находится по ту сторону различия между мужчиной и женщиной. Напротив, наша объективная культура является - за исключением очень немногих областей - только мужской».

Опираясь на исследования Ф. Арьеса, дополнил его характеристики средневековой культуры опираясь на традиций, особенности нравов европейцев. Отмечает, что в европейской патриархальной традиции эти ряды рассматриваются не только как дихотомия мужское, женское. Вопросы брака и семьи волновали людей и в эпоху Средневековья. И хотя они представлены как иерархия. В семейных отношениях мужское, отождествляется обычно также с «человеком» и «общечеловеческим». Оно призвано держать под своим контро­лем «женское», отождествляемое, как правило, с «половым» с продолжением рода. Однако Ю. Бессмертный приводит примеры «восторженного воспевания женщины» и любви между мужчиной и женщиной в трактате»Книги о Граде Женском» [[43]]

Абсолютный мужчина — это идеальный образ Бога, абсолют. Действительно, в христианской культуре Пресвятая Троица являет собой мужской знак: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух. И, несмотря на высказывания некоторых богословов о недо­пустимости перенесения половых категорий на Бога. Однако Бога во всех ипостасях характеризуют как мужской знак. Этот знак пребывает и в бого­словии, и в общественном сознании незыблемым [29]. Таким образом, «мужское» начало обожествляется. «Женское» же расценивается как нечто недостойное, требующее постоянного силового контроля со стороны «божественного» «мужско­го». По всей видимости, существует взаимосвязь между средневековым типом мышления, склонным к определениям и определенностям.

Эти пережитки сохраняются частично и в рационалистической культуре Нового времени, поэтому автор приводит примеры, связанные с унижением женщины. Оперируя историческими источниками приходит к выводам, что в доминирующую позицию в семейных отношениях занимает мужчина. Он обретает свой статус благодаря наследуемым принципам [[44]].

В культуре презирается всякая неопределенность, а в «половом символизме» этой культуры именно женщина олицетворяет собой такую неопределенность. Это раздумья над жизнью, поиск ответов о смысле жизни. Автор старается донести до нас историю борьбы за жизнь, любовь, против болезней, старости, войн. Как в разные исторические периоды от средневековья до Нового времени изменяются понятия связанные с семьей, браком, сексом, детьми. Описывает жизнь конкретных людей. Оперирует символикой, во многом именно этот символизм предопределяет устойчивую систему семейных отношений. В этих отношениях характеризуется не только социокультурная ситуация отводящая мужчинам доминирующее, а женщинам маргинальное положение. Но и способы взаимодействия человека с миром, а также ценностность различных методов познания [[45]].

Через системы воспитаня в семье, анализируются особенности познания, методы, способы. Провозглашая одни из них «правильными», «объективными», «научными», а другие-«неправильными», «необъективными», «ненаучными». Например «окультуренное» поведение ребенка, привитое в семье, т.е.определенным образом организованное считается лучшим, чем «естественное», «природное» .Рациональное познание мира расценивается как более правильное, нежели познание «эмоциональное». Логическое мышление якобы ближе к истине, чем хаотическое, спонтанное. Оформленность мыслей личности качественней, чем неоформленность..

По мнению Ю.Л.Бессмертного социальное материнство женщин создает у мужчин психологический и идеологический комплекс, связанный с низкой оценкой женщин. Автор акцентирует внимание на проблеме неравенства полов. Женщины отвечают за уход за ребенком в раннем детстве и, по большей части, за последующую социализацию. Деятельность мужчин в целом происходит за пределами дома, тогда как женщины активничают в его пределах. При этом показывая субъективные моменты жизни Ю.Бессмертному удается показать семью как социальное целое [36, 44]

Структура родительства создает идеологические и психологические механизмы, которые воспроизводят у отдельных мужчин ориентацию на мужское доминирование и его структуры, а также внедряют идею мужского превосходства, само определение мужественности. Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Однако в XIV—XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии бубонной чумы («Черная смерть»), тоже принесли неисчисляемые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война. Однако в конце концов налаживалось ремесло, сельское хозяйство и торговля. Уцелевшие от мора и войны, люди получали возможность устраивать жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Это влияет на институт семьи и формирование новых семейных отношений.

Сторонники идей Ф. Арьеса, теоретики историки и социологи показали, опираясь на основы теории прогресса, как соотносились роли отцов и матерей в средневековой семье. Их труды помогают создавать основы для психологического примирения семей с капиталистическим государством. Последующие исследования посвящены особенностям семейного воспитания. Как изменяются отношения в семье с появлением собственности. Какое взаимовлияние между мужчиной и женщиной. Подготовке людей к подчинению, примирению с властью и т.д.

2.1.2 Дети в семье в Средневековье и в Новое время (изменения, сравнение с Ф.Арьесом)

Ю.Л. Бессмертный писал: «Ученые констатировали необходимость отличать средневекового человека от новоевропейского не только по его экономическим или культурным характеристикам, но по самой ментальной природе. Открывая важные познавательные возможности, такое понимание средневекового человека как Другого долгое время казалось достаточным уже постольку, поскольку оно позволяло понять, в чем и в какой мере средневековый человек – как и все средневековое общество – «не доросли» до своих новоевропейских аналогов. Иначе говоря, стремясь осмыслить средневекового Другого, историки включали «механизм делания его понятным», базирующийся на аналогиях с тем, что нам самим известно... Это был необходимый и для своего времени... новаторский подход... Сегодня однако, трудно не заметить, что этот подход с неизбежностью влечет своего рода телеологическое рассмотрение средневековья, как «обреченного» быть вписанным в единую с Новым временем эволюционную ретроспективу. Сколько бы раз ни повторялось, как своего рода заклинание, что эволюционистское рассмотрение прошлого контр-продуктивно, оно и сегодня продолжает оставаться фактически господствующим в исторических исследованиях. Ведь признавая отличия прошлого, многие историки продолжают использовать для осмысления этих отличий наши или аналогичные нашим мерки, т.е. невольно «втискивают» прошлое в доступную и привычную для нашей логики систему координат»[[46]]

Распространение идей археографизма и историзма которыми оперирует Ю.Л.Бессмертный позволило усовершенствовать описания процессов происходящих в семье в Средневековье и Новое время. Он дополнил исследования, если Ф.Арьеса описал условия построения семейных отношений в средневековье, то Ю. Бессмертный обнаружил механизмы социализации, указал пути воспроизводства семейных отношений [36, C.5-11].

Если Ф.Арьес выявил внешние сходные явления и трактовал их, как закономерности. Ю. Бессмертный оперирует антропоцентичной концепцией, рассматривая непосредственно влияние культуры на личность или личность на культуру, выделяя частную жизнь. Он отмечает, что в Средневековье совершенствование орудий труда и специализация вели к зарождению множества поселений и городов, которые быстро росли и развивались, постепенно освобождаясь от гнета феодалов, становились независимыми. Потребность в развитии производительных сил дает толчок опытному познанию природы, а потребность в свободном труде независимого работника порождает новые представления о человеке, его свободе и достоинствах. Это приводит к изменениям в семейных отношениях. К необходимости воспитания и обучения детей.

Исследователь пишет о способе жизни в средневековье. О стереотипах и индивидуальных особенностях людей, выделяет характерные средневековые семьи [36, C. 11-20]. Выражением новых семейных потребностей стал гуманизм Возрождения. Однако культура, науки, учения были доступны узкому кругу людей и не могли способствовать развитию большинства. Он так же, как Ф.Арьес акцентирует наше внимание, на том что духовную жизнь того времени определяла религия.