Смекни!
smekni.com

«Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке» (стр. 5 из 23)

Единой мысли относительно соотношения культуры и религии не существует. Одна из культурологических концепций - богословская, или религиозная; почти все ее представители исходят из того, что религия является основой культуры.

Другая культурологическая мысль - атеистическая - и вообще исключает религию из понятие культуры, считая культуру и религию явлениями разными. Как видим, эти точки зрения есть прямо противоположными и, соответственно, исключают одна одну. Кроме них, конечно, существуют другие религиозно-философские взгляды.

Религия и семья имеют общие истоки и корни. Источником развития взаимоотношений между членами семьи, общества содержатся в человеческой работе. Именно это позволяет проявлять человеческую инициативу. Благодаря творчеству человек создает орудия работы, развивает общение с подобный себе, эстетично осваивает мир. Источники религии лежат в человеческой практике, которая выражает зависимость человека от окружающего мира [4, C. 354 - 357].

Одной из ранних форм религии был фетишизм (от фр. - идол, талисман), который одушествлял материальные предметы, наделял их таинственными свойствами.

Среди других ранних форм религии существовали анимизм (от лат. - душа), т.е. вера в существования души. В предков, прародителей.

Тотемизм (от слова "тотем", что означает "его род") - фатальная вера в сверхъестественную связь между человеческими родами и животными. Они были типичными для первобытнообщинного порядка и входили в состав той культуры, которая отвечала данной стадии развития.

Эти верования сохраняются и в эпоху средневековья. С дальнейшим развитием семьи и общества возникли политеизм, народно-национальные религии. Религии представляют собой специфические системы религиозной культуры. Им присущий детальная ритуализация повседневного человеческого поведения, начиная с поведения в семье: потребление пищи, соблюдение правил гигиены, суровая система религиозных правил и табу. Наличие моральных норм и ценностных ориентаций, принятых в родовом круге. Таким образом, в меру осложнения общественного организма, его материальной и духовной культуры более весомыми становятся и самые религиозные системы, образовывая своеобразную подсистему ценностей. Ф.Арьес акцентирует внимание на обряде крещения, который сохраняет у крещеного ребенка бессмертную душу[1, C.51].

Европейское средневековой общество было очень религиозно. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления , все науки - юриспруденция, естествознание, философия, логика- все приводилось в соответствие с христианством. Высшее духовенство было единственно образованным классом, однако средневековый европеец , включая и высшие слои общества, был неграмотен. Ужасающе низким был уровень грамотности даже священников в приходах. Лишь к концу XV века церковь осознала необходимость иметь образованные кадры и начала открывать духовные семинарии. Это негативно обозначилось на развитии семейных отношений. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки - юриспруденция, естествознание, философия, логика- все приводилось в соответствие с христианством. Духовенство было единственно образованным классом , и именно церковь длительный период определяла политику в области образования.

Изучение истории религии базируется, в значительной мере, на изучении религиозных памяток, которые являются убедительными примерами связи между религией и культурой. Под религиозными памятниками мы понимаем, прежде всего, культовые сооружения, памятники религиозного искусства (живописи, музыки), религиозной литературы, религиозной архитектуры. К таким культурным артефактам относятся культовые здания: храмы, церкви, костелы, монастыри, мечети, синагоги. Живопись: иконы, фрески, миниатюры. Музыка. Обряды [13].

Имея функциональный характер, много религиозных артефактов одновременно являются выдающимися достижениями мировой культуры. В их создании принимали участие гениальные архитекторы, художники, мастера фресковой живописи, иконописце, композиторы. Тем самым религия осуществила большое влияние на развитие всех видов искусства, а соответственно - культуры вообще. В средневековой культуре эти представления во многом формировали деятели церкви. Они стремились общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство.

1.2.2 Причины распада родовой семьи (определение Ф.Арьесом родовой и нуклеарной семьи и способы ее исследования)

Исторический подход к объяснению семьи, оформившийся в европейской культуре, широко использовался марксистами. Ф. Энгельс, в его работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства»[[23]], которая является во многом кратким воспроизведением взглядов на природу семьи. Эволюционистская концепция формирования семьи представлена в работе Л. Моргана «Древнее общество»[[24]]

Понятие социального института, применяется к научному описанию семьи. Ф. Арьес первым отметил, что это система действий и отношений внутри семьи, которая выполняет определенные социальные функции. Взаимосвязанная система социальных ролей и норм, для удовлетворения социальных потребностей и функций. [1].

Понятие Семья он анализируется по критериям:

· образ жизни семьи,

· ее функции в обществе

· общественным потребностям.

В условиях индустриализации общества большинство семей состоит из супругов и их детей. Но чем ближе степень родства между супругами, тем выше риск детей с наследственной патологией.

Модель семьи важна для прогноза изменений в семьи, тенденций и характеристик ее развития. При анализе семьи как социального института исследователей, прежде всего, интересуют образцы семейного поведения, семейной роли, особенности формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений.

Как малая социальная группа семья рассматривается тогда, когда изучаются отношения между индивидами, входящими в семью.

· При таком подходе исследуют мотивы вступления в брак,

· причины разводов,

· динамику и характер супружеских отношений

· отношений между родителями и детьми.

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи.

· Моногамная семья предусматривает существование брачной пары – мужа и жены.

· Полигамная – или муж, или жена имеет право иметь несколько жен или мужей. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи.

· Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке.

· Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная семья, включающая в себя два или более поколений.

Рассматриваются все существовавшие формы брачных отношений, зафиксированные в исторических литературных источниках: промискуитет, кровнородственная, парная, моногамная семьи. Проблемы существования эндогамии и экзогамии решаются по-разному, в зависимости от ситуации. Как правило, автор, отстаивает экзогамию, если речь идет о создании первой семьи. Неоднозначна оценка и нуклеарной семьи: сохраняет древние отголоски установления подобной формы брачных отношений.

1.2.3 Процесс перехода от родовой семьи к нуклеарной

Большинство литературных источников отмечает, семья, основанная на браке или кров­ном родстве. Это малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной мо­ральной ответственностью и взаимопо­мощью. В браке и семейных отношениях, обуслов­лены особенности семьи. Они характеризуются различием полов и половой по­требностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений духовными и эстетическими процессами.

Как социальное явление семья изменяется вслед за развитием об­щества. В первобытном обществе преобладает – родовая (кровнородственная семья). Такие брачные отношения имеют лишь одно ограничение — принадлеж­ность к разным поколениям. Групповая семья, возникла в результате за­прещения половых связей не только между родителями и детьми, но и между братьями и сестрами и имела эндогам­ную и экзогамную разновидности.

С распадом первобытного общества, возникает парная семья, которая предполагала брач­ные отношения лишь одного мужчины с одной женщиной, но эти отношения были ещё непрочными и легко растор­жимыми. Можно предположить даже существование дислокальной парной семьи, когда каждый из супругов жил в своей родовой группе.

На всех этих ступенях развития семьи – трудовой и бытовой общно­сти людей был род, имевший в зависи­мости от конкретно-исторических обстоя­тельств и, прежде всего характера разде­ления труда между мужчинами и женщи­нами матриархальную или патриархаль­ную организацию[2].

В качестве устойчивого социального объединения семья возникла в эпоху позд­него неолита с разложением родового строя и появлением частной собственно­сти, прибавочного продукта и классов. Семья патриархальная, то есть возглавляемая и управляемая отцом, стала возможной благодаря закрепоще­нию женщин, происшедшему в резуль­тате уменьшения их экономического сосредоточения богатства в руках соб­ственников — мужчин. Патриархальная семья была строго моногамной лишь для женщин. Перед мужчинами же развитие рабства и др. форм зависимости и гос­подства открыло новые возможности мно­гоженства.

Многоженство было возведено в ранг законной формы брака, даже в европейской патриархальной семье. Особенностями средневековой семьи было наличие как родственников, потомков одного отца с их жёнами и детьми, так и домашних рабов, в т. ч. наложниц.