Смекни!
smekni.com

«Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке» (стр. 15 из 23)

Садистские импульсы, прежде на­ходившие применение в конкурентной борь­бе, усиленные фрустрацией в экономической сфере, выходят на общественно-политиче­скую арену, а затем, освободившись от ка­ких-либо ограничений, находят удовлетворе­ние в политических преследованиях и в войне.

Многие психологи считают методы воспи­тания в раннем детстве и технику обучения подростка причиной развития определенного характера. Ценности детерминируют характер поведения и образ мыслей ребенка. Они очерчивают круг интересов, вырабатывают интерес к познанию. Термин «воспитание» можно оп­ределить по-разному, но с точки зрения со­циального процесса функция воспитания.

2.2 Эволюция семьи, семейных отношений как социального института

Процесс преодоления средневековой схоластики в принципе осуществлялся двумя путями: с одной стороны, через Ренессанс, а с другой - через европейскую реформацию. Течения имеют общую историческую основу - оба постепенно «вызревают» в недрах феодализма с его натуральным производством. Это вызвало рождение новой этической концепции и новых отношений между людьми.

В средние века, во времена рыцарства, существовал культ Прекрасной дамы, а положение самой женщины было бесправным. Или обратимся к истории Франции периода абсолютизма. Период господства женщины никогда не был веком истинного возвышения женщины, а наоборот её глубочайшего унижения, начиная с раннего средневековья, классики XII века, как это описано во французской литературе. Культ женщины, который господствовал в XVIII веке, установился при условии ее унижения. В эпоху абсолютизма мужчина и женщина стояли рядом не как равноправные личности. Только в при равноправии можно говорить о культе женщины. [36, С. 157-179].

Создание благополучной семейной обстановки на каждого человека и общество действует благотворно. Способствует снижению негативных явлений в обществе, таких как проституция, преступность, конфликты между поколениями и людьми. Так как личностные качества человека, заложенные семьей, морально подготавливают личность к творчеству и созиданию.

У молодых людей наблюдаются огромные трудности в создании и сохранении семьи, как в период Средневековья, Нового времени, так и в период новейшей истории. Так тяжёлая социальная и экономическая обстановка тормозит рост семей и количество рождаемых детей. Материально-бытовые проблемы семьи оказывают на неё дестабилизирующее действие. Когда спад рождаемости настолько велик, что не может обеспечить воспроизводство населения, это приводит к вырождению наций.

В эпоху Средневековья эволюционируют семейные отношения между супругами, причинами стало повышение благосостояния. Так, феодальная знать, стала вместо замков строить для себя великолепные дворцы. Как в своих поместьях, так и в городах. Новые богачи из более низких сословий подражали им в этом, создавая бытовой комфорт и новый стиль жизни. Возникли условия для нового подъема жизни, науки, философии, искусства.

В эпоху Нового Времени потребности, таким образом, особенности личности и ценностные ориентации женщин и мужчин, переплетенные с половым и семейным разделением труда и идеологией полового неравенства, формируют такое симметричное распределение ролей в структуре и производства и воспроизводства, в которых женщины в первую очередь матери и жены, а мужчины-работники. Эта структура требует и предполагает существование того особого типа отношений между мужчиной и женщиной, с одной стороны, и матерью и детьми с другой, которые образуют центр семьи в современном обществе. Изучение того, как выражается половая идентификация личности во взрослой жизни, поможет выявить, как женщины и мужчины создают или хотят создать межличностные связи, которые лежат в основе сформировавшей их семейной структуры и воспроизводят ее.

Глубина проникновения в «непостижимую тайну» разделения мира на женщин и мужчин - один из существенных уровней постижения человеком себя и своего положения в мире. Вот почему следует подчеркнуть следующие обстоятельства. Женщина и мужчина - отдельные, самостоятельные, но не самодостаточные сущности. Они взаимо-предполагают и взаимо-исключают друг друга. Взаимо-предполагают от природы. Бога, априори, как инь и янь в восточной философской мысли. Взаимоисключают в силу той же природы, психологических особенностей, характера мировосприятия. Культура - поиск наиболее гармоничных для самопроявления женщин и мужчин форм взаимоотношений.

Как полагает Ю.Л.Бессмертный, современная нуклеарная семья характеризуется асимметричной структурой родительства с таким разделением труда, при котором женщины “материнствуют”, а мужчины нет. Термин “материнства” употребляется ею менее всего в значении физиологической функции вынашивания, рождения и грудного вскармливания ребенка более всего в смысле социальной деятельности по воспроизводству членов сообщества требующих импатии с ребенком. Эта деятельность имеет одной из своих целей такое усвоение новым поколением ценностей и установок сообщества, при котором сама его организация, а также позиция в нем индивидуума будут считаться им “естественными” и не окажутся, подвергнуты сомнению. Асимметричная организация родительства (“материнства”) способствует такой динамике идентификации при которой только девочки (но не мальчики) усваивают личностные черты, необходимые для социального материнства: привязанность, включенность в личные отношения, импатию. Идентифицируя с материальным они вырастают менее отстраненными, ориентированными на других и на привязанность к ним, потому что роль матери в семье предполагает тесную связь с другими, мальчики же подавляют свои эмоциональные потребности и привязанности.

Идентифицируют себя с отцами, они вырастают эмоционально “твердолобыми”, отстраненными (удаленными) от других, потому что организация семьи такова, что отец значительную часть времени проводит вне дома: он физически удален. Войдя в эдипов период отделение от матери, мальчики начинают подавлять свои эмоциональные потребности и привязанности ; этот болезненный процесс облегчается осознанием необходимости идентификации с мужчинами (отцом) для достижения власти.

Асимметричное родительство связано с обесцениванием женского вклада (очевидно, потому, что эта деятельность не имеет рыночной стоимости) презрение общества к женской работе помогает мальчику определить себя в оппозицию к женскому полу, представительницей которой является мать.

Универсальность семьи как института раскрывается в понятии «функции семьи». Под социальными функциями подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. На каждом историческом этапе та или иная функция семьи обретала различную значимость – большую или меньшую. В то же время все функции постоянно находились во взаимосвязи, часто помогая одна другой, а иногда, впрочем, и мешая друг другу. Очень трудно разграничить одну семейную функцию от другой. Например, выполнение материальных функций оказывается в определённых условиях необходимым для осуществления семьёй духовных функций (обучение, воспитание детей), но реализация духовных функций является непременным условием осуществления материально-производственных функций.

Теория Ю. Бессмертного ориентирована на идентификационную перспективу с ее акцентом на бессознательные психические процессы. Отличия же от традиционного эволюционизма в том что он помещает процессы идентификации в контекст полового разделения труда в семье и обществе. То есть используют как психоаналитическую, так и социологическую парадигму. Автор устанавливает связь между гендерной идентичностью и структурой семьи, характерную для западного общества, но такая модель семьи не является универсальной, потому, возможно, что эта теория приложим только к семьям с традиционным разделением труда. Во всяком случае, критики ставят уместный вопрос, имеет ли он ввиду только белую семью среднего класса и как в таком случае обстоят дела в других культурах.

Семьей в социологии называют социальные объединения, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве. Семья упорядочивает сексуальные отношения между людьми. В какой-то мере она является своеобразной моделью общества, всех социальных связей и отношений для молодого человека. Например, в семье существуют отношения материальные, складывающиеся независимо от воли людей. Это и отношения между полами, и экономические отношения между членами семьи в процессе производства необходимых благ. В семье человек впервые сталкивается с разделением труда.

В семье между её членами существуют идеологические, правовые, нравственные и религиозные отношения. Формирование трудовых ресурсов, квалификационный рост, миграция населения – все эти вопросы находятся под влиянием семьи. И именно в семье принимается решение о том, куда молодому человеку пойти учиться. Но все эти отношения преломляются в семье через особый психологический механизм: они основываются на чувствах любви привязанности и заботы.

Или взять такую важную проблему, как проблему заболеваемости и состояния здоровья население. Ведь именно в семье закладываются генетические, биологические основы здоровья, а так же привычки, навыки по отношению к здоровью. Занимается человек физкультурой или нет, ведёт подвижный образ жизни или малоподвижный – всё это начинается обычно с семьи. Потребление людьми материальных благ и духовных ценностей во многом определяется семьёй. Именно она воспитывает вкусы, потребности у младшего населения.