Смекни!
smekni.com

«Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке» (стр. 19 из 23)

Деформации подвергаются не только личностные и групповые отношения, но и институциональные основы семьи. Индикаторами их деформации служат показатели снижения рождаемости в расчете на одно семейную группу, увеличение числа семей, находящихся в социально опасном состоянии. Явное социальное неблагополучие детей.

В настоящее время взаимоотношение родителей, которые приводят к распаду семьи остается малоизученной проблемой. Актуальность этой проблемы прослеживается в силу того, что обозначенные отношения влияют на социальную активность, как родителя, так и ребенка. Проблема социального неблагополучия напрямую связана с деформацией института семьи и требует дальнейшего изучения.

Неудовлетворение основных эмоционально-психологических потребностей очень часто может привести к психической неустойчивости и неуравновешенности. Медицинские работники свидетельствуют о том, что основные причины депрессивных состояний, особенно у женщин, прежде всего, связаны с семейными обстоятельствами.

Если женщина почувствовала, что она нелюбима, что ее не ценят и не уважают, у нее появляется сложнейший психотравмирующий комплекс.

Мы полагаем, что конфликтные и, более того, кризисные ситуации в брачной жизни наступают именно тогда, когда не удовлетворяются основные эмоционально-психологические потребности личности. Удовлетворение же таких потребностей дает возможность человеку выдержать те многочисленные жизненные трудности, которые неизбежно встречаются в жизни вообще и в семейной жизни в частности. Мы имеем в виду, прежде всего жилищные и материальные трудности, проблемы, связанные с профессиональной деятельностью, с болезнями, состоянием здоровья в целом.

Распад брака и семьи и в научных публикациях оценивается, как свобода выбора. Что действительно юридически возможно расторжение отношений, поскольку в реальности семья может существовать без брака, а брак без семьи.

Именно в семье закладываются привычки, нравственные основы отношения к старшему поколению: милосердие или бездушие.

Всё это относится к социальной значимости семи и брака. Семейное положение человека и качество его семейной жизни оказывают значительное влияние на его физическое, психическое состояние и самочувствие.

По данным зарубежных исследователей смертность у людей, не состоящих в браке, значительно превышает смертность у людей семейных. Разумеется, благотворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание которой требует значительных усилий. Неблагоприятная же скорее усугубляет, ухудшает его положение.

2.4. Эмоциональная сторона семейных отношений

Важным направлением исторических исследований в последние годы стало изучение микроистории, истории частной жизни, массовых явлений и человеческой субъективности в частной сфере, повседневного поведения человека в микрогруппе. Основные итоги исследований в этой области суммированы в сборниках «Человек в мире чувств: очерки по истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала нового времени» (отв. ред. Ю.Л.Бессмертный) » [42 ].

Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе. Культурные нормы, помимо всего прочего, предписывают число супругов, которое может иметь один человек, правила выбора брачных партнёров, роль главы семейства и права и обязанности родственников. При раскрытии эмоциональной стороны семейных отношений Ю.Бессмертный оперирует понятием ментальность[2].

У человека как существа общественного имеется своеобразная форма ориентировки - направленность на психический облик другого человека. Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте. Ученый, отмечает необходимость существования двустороннего контакта. При таком взаимодействии человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами. В таком гармоничном эмоциональном контакте счастье испытывает каждый здоровый человек независимо от возраста образования, ценностных ориентаций.

Для обеспечения устойчивости психической жизни индивид крайне нуждается в положительных эмоциях, переживаниях. Чувство радости и удовольствия, интереса каждый человек должен получать, прежде всего, в семье. Брачная жизнь в целом должна давать индивиду заряд положительных чувств и эмоций, которые весьма ощутимо влияют на стабильность психики, на удовлетворенность жизнью вообще.

Как одну из причин семейных конфликтов и негативных эмоций, автор упоминает ревность. Хотя ее считает пережитком и порицает, она может сильно отравить жизнь семье. Ревность обнаруживает тесную связь с чувством неполноценности — физической, интеллектуальной или социальной. Никто не ревнует к че­ловеку, которого считают по всем статьям ниже себя. Поэто­му люди с высокой самооценкой реже страдают от ревности. Поэтому ревность – страх сравнения [40].

Эмоциональное развитие становиться также неотъемлемой частью, поскольку любовь родителей или ее отсутствие на длительное время отражается на формировании личности ребенка. Подрастающий ребенок подвергается также внешнему эмоциональному влиянию. Гнев и боль, грусть и радость, смех, крик, шепот и тому подобное - все это создает окружающую атмосферу и определяет поведение ребенка.

Чрезвычайно важной причиной для детей является моральная ориентация на группу, которой принадлежит индивид. Рассматривая особенности средневековой семьи или «кодекс рыцарской чести». В работе «Человек в мире чувств. Очерки по истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала нового времени», Ю. Бессмертный в культуре средневековья об общей характерной культуре, «обыденном сознании» средневековой эпохи. Он обращался к разным литературным жанрам, анализ которых позволил ему увидеть глубинный, неофициальный пласт народной религиозности средневековья, отношение к христианским истинам. Ему удалось более динамично описать ментальные структуры, увязав эту динамику с социально-экономической эволюцией средневекового общества [6].

Отмечал, что большое значение имеет и развитие, и, прежде всего развитие способности к общению, которое чрезвычайно важно не только для ребенка, а и для взрослого человека. А в общении огромное значение имеет эмоциональные установки.

И, в конце концов, следует помнить о том, что у детей возникают определенные духовные нужды о которых, к сожалению, родители очень часто забывают или на которые не обращают внимания

2.4.1 Эмоционально-личностная ценность брака: чувства и расчет

Романтический период наполняет брак восторгом, бурными эмоциями, многочисленными красками прекрасных проявлений чувств, уступок, что и видно из ответов супругов.

К сожалению, мечтательное чувство экзотической романтики вскоре угасает, его подавляет быт и ежедневные трудовые и материальные потребности. В зависимости от условий жизни, экономических и материальных потребностей и возможностей фаза мечты у каждой пары сугубо своя по длительности и интенсивности.

Эмоции и чувства — это переживание человеком своего отно­шения к тому, что он воспринимает или представляет, о чем мыс­лит или говорит, что он делает, к чему стремится. Субъективно эти отношения переживаются как приятное (удовольствие) или непри­ятное (неудовольствие).

Источниками эмоций и чувств, служат объективно существую­щие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашем организме. В разное время значимость од­них и тех же предметов для человека бывает неодинакова. Своеоб­разие эмоций и чувств определяется потребностями, стремления­ми, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением мотивов меняется и его отношение к предмету по­требности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности [36, C.103].

При углубленном анализе дружеских и любовных отношений людей возникает целая серия вопросов: какая необходимость, какая естественная психологическая нужда ведет человека к тому, что он испытывает потребность в друге, товарище, соратнике. Человек очень нуждается, т. е. испытывает сильнейшую потребность, в свободном и спонтанном выражении своих чувств, эмоций, переживаний. У каждого человека есть желание и стремление свободного, ничем не связанного выражения своих мыслей, раздумий. Для современного человека нет ничего тяжелее, если не с кем поделиться самыми затаенными чувствами.

В условиях регламентированных отношений и форм поведения, навязанных правил и условностей человек желает высказать легко и непринужденно свои сокровенные мысли, переживания, эмоции. Он не хочет постоянно находиться в нравственном и духовном подполье, т. е. подвергать себя жесткому самоконтролю и самоцензуре.

Итак, мы полагаем, что человеку крайне необходимо интимное, эмоционально-положительное, доверительное общение. Оно требует от партнера сочувствия, сострадания, понимания, «вхождения» в психический мир другой личности. Главное в таком общении то, что нас «принимают» такими, какие мы есть на самом деле. У партнера должен быть соответствующий психологический резонанс с нашим психическим миром.

Другой партнер должен проявить к нам искренний и неподдельный интерес. В результате такого общения партнеров возникает сопряжение или отталкивание [36, C. 345].

Брак и семья дают человеку именно такое общение, которое максимально откровенно и доверительно. В семейном общении человек как бы сбрасывает с себя социальные маски, отстраняя те социальные роли, которые он исполняет в общественной, политической или профессиональной сферах. Личность начинает чувствовать полностью свою самобытность и неповторимую индивидуальность.

Таким образом, семейное общение выполняет совершенно иные функции по сравнению с другими видами человеческого общения, описанными в социальной психологии. К семейному общению по своим функциям, качествам и свойствам вплотную приближается только дружеское общение. В благополучном браке семейное общение и является именно дружеским. Психически развитый человек не может нормально жить и действовать без обмена информацией, чувствами, переживаниями, размышлениями с другими людьми.