Смекни!
smekni.com

Глобализация страховой отрасли (стр. 2 из 18)

По мнению американского ученого Роберта Робертсона, «Глобализация – это серия эмпирически фиксируемых измерений, разнородных, но объединяемых логикой превращения мира в единое целое»[1]. В подобных определениях, на наш взгляд, кроется опасность формирования неверного представления о сущности глобализации. Еще больше ситуация с пониманием осложняется, когда смешивают понятия глобализация и интеграция.

Экономическая интеграция – это процесс сближения и взаимопереплетения экономик нескольких стран с однородными социально-экономическими системами, нацеленный на создание единого хозяйственного организма. Ярким примером интеграционного процесса является процесс создания европейского рынка страхования, где целью объединения национальных страховых рынков является повышение надежности защиты страхователей, повышение эффективности страховой защиты, расширение страхового поля, повышение эффективности страховых операций, унификация регулирования страховой деятельности. Но главный результат, которого удалось добиться уже на данном этапе существования единого страхового рынка Европы – это создание единственного, сопоставимого по объемам с американским, страхового рынка. Данное обстоятельство, как будет показано в дальнейшем в работе, имеет большое значение для понимания отличий понятий глобализации и интеграции. Интеграция – это скорее процесс, целью которого является сопротивление глобализации. Объединение стран позволяет образовать экономические системы, способные противостоять экспансии транснациональных интервентов.

Объединение мира в единое целое вряд ли можно назвать предполагаемым итогом глобализации, а тем более ее целью. Перевод с английского языка слова «globalization» – «распространение или применение в глобальном масштабе». Речь здесь, как мы видим, не идет об объединении мира.

Кратко глобализацию можно определить как высшую стадию интернационализации. В более широком представлении под ней следует понимать совокупность таких процессов и явлений, как трансграничные потоки товаров, услуг, капитала, технологии, информации и межстрановое перемещение людей, преобладание ориентации на мировой рынок в торговле, инвестировании и других трансакциях (на уровне фирм), территориальная и институциональная интеграция рынков, а также возникновение глобальных проблем типа экологической деградации или чрезмерного роста народонаселения, для решения которых необходимо всемирное сотрудничество. Многомерность мира определяет многосторонний характер глобализации.

Основной движущей силой глобализации является стремление субъектов, представляющих предложение на товарных рынках обеспечить наибольший сбыт своей продукции, а также снизить производственные издержки с целью получения наибольшей прибыли. Многие компании стремятся расширить свои производственные и сбытовые возможности за счет выхода на национальный, многонациональный, международный и даже глобальный уровни. В силу этого можно сказать, что экономический аспект глобализации является определяющим.

Вторым по значению источником глобализации является технический прогресс, приведший к резкому сокращению транспортных и коммуникационных издержек, значительному сокращению затрат на обработку, хранение и использование информации.

Третья причина кроется в особенностях культурного развития. Речь идет о тенденции формирования глобализованных «однородных» средств массовой информации, искусства, попкультуры, повсеместного использования английского языка в качестве всеобщего средства общения. Её можно считать производной от второй причины.

Четвертая причина – интеграционные тенденции в мировом сообществе. Причем сама интеграция не влечет за собой глобализацию, но стремление отдельных стран к участию в международных объединениях заставляет их применять рекомендации, реализация которых ведет к открытию экономик для международного капитала.

Если страна, ограничивающая политику протекционизма, и другая страна, использующая преимущества от дерегулирования, сильно отличаются по основным экономическим, социальным, культурным и др. показателям, то такого рода объединение можно назвать псевдоинтеграцией, потому что одна из стран будет неизбежно экономически превалировать над другой.

Пятая причина – в истории. Особенности исторического развития ведущих стран, в особенности новейшая история – история ХХ века, – оказала влияние на зарождение политики глобализации.

Уже давно идет спор о том, является ли глобализация объективным процессом или глобализацией управляет какая-то мощная сила. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо изучить истоки глобализации и ее историю.

На протяжении всего периода течения глобализации ее характер, степень влияния на экономики и движущие силы менялись. Эти изменения зависели от расстановки политических сил на мировой арене.

Историю глобализации следует излагать с описания экономической ситуации начала XX века в США. Вплоть до Второй мировой войны жизнь в Соединенных Штатах была чрезвычайно тяжелой, особенно для простых рабочих. В 1910 году рабочие не могли и мечтать ни о пенсионном обеспечении, ни о пособии по безработице, ни о страховании на случай увечий. Эта эпоха была очень жесткой: по демонстрациям и забастовкам рабочих открывали огонь на поражение.

Относительное благополучие 20-х годов сменилось страшным экономическим кризисом 29-го – первой половины 30-х годов. Это было время безработицы, мизерных зарплат, адского труда и эпидемии туберкулеза. В то время благосостояние советского человека и американца не слишком отличалось.

Период 1933-1945 гг. был для США годами плановой экономики Рузвельта, но американский вариант был больше похож на гитлеровский, чем на сталинский: здесь были планы производства, раздача зданий предприятиям, регулирование цен, огромные расходы из бюджета, общественные работы, гигантские государственные предприятия, большие социальные гарантии наемным работникам по примеру советских. Меры периода восстановления позволили поддержать тенденцию развития экономики на фоне существенного спада производства, низкого уровня занятости и инфляции[2].

Рисунок 1. Цикличность развития экономики США[3].
Диаграмма показывает отклонения от долгосрочной тенденции развития.

Вторая мировая война сыграла на руку США. Не участвуя в военных действиях Штаты наживаются на военных поставках антигитлеровской коалиции. В 1940–1950-е гг. Америка богатеет и становится донором всего Запада и Японии, давая займы на восстановление промышленности и открывая для них богатый внутриамериканский рынок. Европа всерьез могла встать в зависимость от СССР. Для того, чтобы избежать этого Америка делает все возможное. В то время зарождается блок НАТО – как сила, способная противостоять СССР.

Далее усиливается различие уровней жизни в США и СССР. Советский Союз несет бремя восстановления разрушенной войной страны.

Шестидесятые годы – начало «Золотого века» Запада. Формируется государство всеобщего благосостояния, где защищаются права человека, рабочие получают высокие зарплаты, пользуются социальными льготами, а огромные налоги на предпринимательство делают этот рай возможным. В это время на Западе складывается огромный средний класс, однако этот средний класс возник не в силу развития свободного рынка, а благодаря государству, которое заставило предпринимателей-капиталистов поделиться своими богатствами с массой. Средний класс возник потому, что государство заставило капиталистов вкладывать деньги в науку и образование, в программы вооружений, собирая с них налоги.

В 1972 году запад находился на пике достатка. Но уже в 1973 году грянул энергетический кризис, и цены на нефть, газ и электричество резко поднялись. Начались инфляция и рост цен, сопряженные со спадом производства.

Прежняя модель мироустройства, как и прежняя модель управления американской экономикой изжили себя. В этих условиях идеи неолиберализма и отказа от государственного регулирования легли на благодатную почву.

В самом конце 70-х наступает первый серьезный кризис общества всеобщего достатка, который только будет нарастать в восьмидесятые. Глобализация уже стоит на пороге. Развитие бизнеса и технологий, появление всемирных электронных сетей в банковском деле и торговле приводит к тому, что начинается стремительный экономический рост Азиатско-Тихоокеанских стран. Бывшие колонии самостоятельно развиваются, что подрывает устои мирового хозяйства.

Организация производства в странах с маленькими налогами и неприхотливой дешевой рабочей силой оказывается очень выгодной для капиталистов Запада и Японии, поэтому капитал и финансы постепенно переправляются в Азию. Стремительно взлетает экономика Южной Кореи. Китай вырывается на рынок с предложением дешевой рабочей силы. Деньги потекли из США в страны с дешевой рабочей силой и низкими налогами. Таким образом, начавшийся на Западе процесс глобализации обращается против самого Запада.

К 1980 году в США и Европе начинает расти безработица, закрываются производства. Государствам теперь все труднее обеспечивать высокие зарплаты, пенсии и льготы, труднее финансировать гонку вооружений с СССР. Чтобы обеспечивать своим простым гражданам привычную сладкую жизнь, приходилось влезать в государственные долги занимать все больше денег у частного сектора экономики. А это необходимо было делать, потому что по другую сторону океана, в СССР, социальное обеспечение было на высоком уровне. Капитализм не мог ударить в грязь лицом перед «социалистическим раем». Единственным выходом для США был крах советской системы. Тогда бы западу не пришлось соревноваться в военном соревновании с нею, получая столь нужную передышку перед лицом своего цивилизационного кризиса, оттягивая момент экономической катастрофы.