Смекни!
smekni.com

Аннотация (стр. 10 из 18)

Но нашего героя ждут другие повороты судьбы. В 1326 году он был назначен епископом Мирпуа, что к востоку от Памье. Био­граф мог бы задаться вопросом, не попал ли он в немилость? Жак Фурнье действительно сделался одиозной фигурой в прежней епар­хии по причине неустанных маниакальных и целенаправленных пре­следований подозреваемых всех мастей. Но Мирпуа насчитывает больше приходов, чем Памье: по-видимому, речь идет скорее не о немилости, а о небольшом повышении. За ним последовали другие блистательные ступени: в 1327 году Жак Фурнье стал кардиналом, а в 1334 был избран авиньонским папой под именем Бенедикта XII. Вы выбрали осла,— якобы сказал он высоким выборщикам с обыч­ным своим самоуничижением. Однако этот скромник в тиаре бы­стро проявил свои способности, и немалые. Он ополчается на не­потизм. Монашески аскетичный, он пытается исправлять монас­тырские нравы. Интеллектуально неловкий и неотесанный, он не слишком преуспел во внешней политике. Зато в области догмы чув­ствует себя в своей тарелке. Он искореняет теологические фантазии своего предшественника Иоанна XXII относительно лицезрения Господа после смерти. По поводу Богоматери он проявляет себя макулистом, иначе говоря, враждебным теории (которая востор­жествует позднее) непорочного зачатия Девы Марии св. Анной. Его разнообразные вторжения в область догмы венчают долгий ин­теллектуальный путь: всю жизнь рьяно, но не без конформизма, вступал он в полемику с самыми разными мыслителями, как только ему казалось, что они отходят от римской ортодоксии. С Иоахимом Флорским, Мейстером Экхартом, Оккамом. Как строитель, Жак Фурнье закладывает в столице графства Венессен папский дво­рец; расписывать фрески приглашает художника Симоне Мартини.

И все же вернемся к временам более ранним. В жизни буду­щего Бенедикта XII нас интересует именно период Памье. Точ­нее, деятельность Жака Фурнье в качестве епархиального вдохно­вителя чудовищного инквизиционного трибунала. Даже существо­вание подобного трибунала в конкретном месте между 1318 и 1326 годами отнюдь не является само собой разумеющимся. Конечно, графство Фуа, в южной части которого разворачивается «действие» этой книги, в течение более чем ста лет было «землей обетованной заблуждения». Альбигойские еретики кишели там с XIII века. Ин­квизиция уже проявила там свою свирепость в 1240—1250 годах после громкого падения Монсегюра, последнего бастиона «катаров» (1244). Инквизиторы снова объявились на земле Фуа в 1265, а затем в 1272—1273 годах. «В долине Памье репрессии затрону­ли все глухие уголки, испытали веру каждого и покарали всякое от­ступничество».

И позже ересь не перестает плодиться то там, то тут: в 1295 году папа Бонифаций VIII учреждает в Памье епархию, включившую нагорье и понизовье (юг и север) графства Фуа. Ад­министративное творчество было направлено на обеспечение более надежного контроля за отступничеством. После некоторой разряд­ки (длившейся четверть века) следуют два новых прилива инкви­зиции: в 1298-1300 и в 1308-1309 годах. В 1308 году каркассонский инквизитор Жоффруа д'Абли в деревне Монтайю подверг аресту все население за исключением детей.

Эти удары против еретиков исходят от каркассонского доми­никанского трибунала, который, как таковой, не имел никакого от­ношения к новой епархии в Памье, равно как и к исконному графству Фуа. Епископы же из Памье, несмотря на в принципе возло­женную на них миссию, долгое время оставались спокойны; они и слова не говорят в осуждение ереси своей паствы: прелат Пельфор де Рабастенс (1312—1317) был слишком занят грызней со своими канониками, у него не было времени блюсти ортодоксию мысли в своем округе. При Жаке Фурнье, его преемнике с 1317 года, все будет иначе: новый епископ использует решение Вьеннского собо­ра (1312). Оно предусматривало соединение для пользы дела в трибунале инквизиции полномочий местного епископа с полномо­чиями доминиканского провинциального магистра, который до тех пор вел карательную деятельность в одиночку. Таким образом, в 1318 году Жак Фурнье имеет возможность создать собственное ин­квизиционное «ведомство»; управлять им он будет в тесном содру­жестве с братом Гайяром де Помьесом, личным представителем Жана де Бона, каркассонского инквизитора. Оба, Помьес и Бон, доми­никанцы.

Новый трибунал Памье оказался весьма активным в течении всего срока местных полномочий своего основателя. Когда в 1326 году Жак Фурнье будет переведен в епископство Мирпуа, «ведомство» в Памье, тем не менее, не исчезнет. Но в силу макси­мы «Не усердствуй!», которой неявно придерживались ленивые пре­емники нашего епископа, местная репрессивная институция придет в упадок. Отныне она оставит в покое население графства Фуа. Тем лучше для него!

Самую существенную для нас документацию трибунал произ­водит только во время епископата Фурнье. В каких же условиях, под каким руководством совершается столь кропотливая работа?

Во главе «ведомства», разумеется, лично Жак Фурнье. Недоступный ни мольбам, ни подношениям. Умеющий выявить ис­тину: Выбить струйку из овечки,— как говорят его жертвы. Способный в считанные минуты отличить еретика от «правильно­го» католика. Настоящий демон инквизиции, утверждают подслед­ственные, которым он лезет в душу. Что-то вроде Мегре, одержи­мого и неотступного. Он ведет дело, и с успехом, благодаря, глав­ным образом, цепкому и демоническому искусству, которое он применяет во время допросов; к пыткам он прибегает лишь в до­вольно редких случаях. Маниакально дотошный, он лично участвует во всех или почти во всех заседаниях своего трибунала. Он хочет делать все или, по крайней мере, лично руководить всем. Он отка­зывается передавать свои полномочия подчиненным, писарям или секретарям, как зачастую поступают другие, слишком небрежные ин­квизиторы. Таким образом, Регистр инквизиции из Памье весь отмечен знаком или печатью его постоянного вмешательства. Отсю­да, кроме всего прочего, чрезвычайное качество документа.

Со своей стороны доминиканец брат Гайяр де Помьес доволь­ствуется ролью ассистента, викария, или заместителя. Он был оттеснен на второй план в силу субординации и мощной личности местного епископа. Несколько инквизиторов высокого полета — Бернар Ги, Жан де Бон и нормандец Жан Дюпра — время от вре­мени наезжают в епархию, чтобы тоже освятить своим присутствием наиболее трудные заседания ведомства. Среди заседателей, как декоративных, так и активных, обнаруживается весь местный и ре­гиональный набор: каноники, монахи разного сана и орденской при­надлежности, судьи и законники, проживающие в епархиальном центре. Ступенькой ниже, поверенная в вопросах редактирования (но никогда — принятия решений), суетится команда секретарей и писарей: персон около пятнадцати. Во главе их выделяется священ­ник-письмоводитель Гийом Барт; затем Жан Страбо и господин Батай де ла Пен; также несколько переписчиков или каллиграфов граф­ства Фуа. И наконец на низшей ступеньке приведенный к присяге местный персонал: стражники, именуемые «служителями», рассыль­ные, тюремщики в неизбежном сопровождении своих супруг, ис­полняющих роль тюремщиц; в этом кишении второстепенных пер­сонажей попадаются иной раз доносчики высокого полета, такие как Арно Сикр.

«Статистика» относительно деятельности ведомства была све­дена и опубликована в 1910 году в замечательной работе Ж. М. Видаля. Вот некоторые детали, показательные в отноше­нии условий, в которых готовилось наше досье: инквизиционный трибунал в Памье работал в течение 370 дней, с 1318 по 1325 годы; за эти 370 дней имело место 578 допросов (418 допросов обвиня­емых и 160 — свидетелей). Эти сотни заседаний целиком входят в 98 дел или досье. Рекорд работы был зарегистрирован в 1320 году (106 дней); для сравнения: в 1321 году отмечено 93 дня работы, в 1323 — 55; в 1322 — 43; 1324 — 42; в 1325 — 22. Ббльшую часть времени ведомство заседало в Памье, иногда в каком-либо ином месте графства Фуа, в зависимости от перемещений епископа.

По 98 делам были допрошены или привлечены к дознанию 114 лиц, среди которых количественно преобладают еретики аль­бигойского толка. Из этих 114-ти лиц 94 действительно предстали перед судом. В составе группы «привлеченных» несколько дво­рян, священников, нотариусов, но подавляющее большинство — про­столюдины, крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы. Среди 114-ти обвиняемых или привлеченных к дознанию лиц насчитыва­ется 48 женщин. Значительное большинство мужчин и женщин — уроженцы верхнего Фуа, или Сабартеса, охваченного пропагандой братьев Отье (они были катарскими миссионерами и жителями го­родка Акс-ле-Терм); сабартесское большинство насчитывает 92 лица мужского и женского пола. В том числе наша деревня Монтайю в Сабартесе представлена 25-ю обвиняемыми, кроме того, у барьера трибунала стояли несколько их односельчан в качестве свидетелей! К тому же трое привлеченных были из соседней деревни Прад. Итого 28 лиц, представивших существенные, а иногда весьма де­тальные свидетельства уроженцев крохотной местности Айон (Прад + Монтайю), которой посвящена наша монография.