Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие саранск издательство Мордовского университета 2009 (стр. 36 из 81)

Государственно-правовая мысль в Древнем Китае. Представления о естественной справедливости в концепции даосизма (Лао-цзы). Патриархально-патерналистская концепция государства Конфуция, его взгляды о соотношении нравственности и закона. Теория благородного правителя. Практические советы в области управления. Роль морали, ритуала и принуждения в управлении страной. Идеи человеколюбия.

Концепция легизма (Шан Ян, Хань Фэй цзы и др.). Мо-цзы о естественном равенстве людей и договорном происхождении государства. Выражение интересов народных низов в теории моистов. Критика конфуцианства.

Тема 3. Учения о праве и государстве в Древней Греции

Общая характеристика политико-правовой мысли эпохи Античности. Возникновение государственности на территории Древней Греции. Социально-политический строй Древней Греции и его внутренние противоречия. Политическая борьба и ее отражения в политико-правовых учениях.

Этапы и особенности развития политико-правовой идеологии на территории Древней Греции. Истоки древнегреческой политико-правовой мысли. Ранний период. Идеи Пифагора и пифагорейцев о праве и справедливости в полисе как «воздаянии другому равным».

Политико-правовая мысль в Древней Греции эпохи античной классики: общая характеристика.

Политико-правовое учение Гераклита. Политический идеал Демокрита. Государство как «общее дело» граждан. Учение о политике как наивысшем искусстве. Софизм. Младшие и старшие софисты. Учение софистов о различении и соотношении естественного права (права по природе) и полисных законов, о свободе и равенстве всех людей по естественному праву.

Максимы Сократа. Принцип законности как критерий классификации форм государственного устройства и правления. Учение Сократа о разумных и справедливых основах полиса и его законов и законности, о понятийном единстве справедливого и законного. Сократ о законах, связи личности и государства.

Учение Платона о совершенном государстве и разумном законе, о естественном праве и равенстве. Происхождение государства. Критика несовершенных форм правления государства и проект «идеального государства». Условия существования «идеального» государства. Функции сословий и их правовое положение в трактатах «Государство» и «Законы».

Учение Аристотеля о государстве: происхождение, сущность, формы государства, теория идеального государства. Правовая теория Аристотеля. Этика, политика и право. Концепция человека как «политического существа». Учение о формах правления, о естественном и волеустановленном праве, о двух видах справедливости. Принципы классификации форм государства. Характеристика «правильных» и «неправильных» форм правления. Полития и аристократия – устойчивый и идеальный типы государственной формы правления. Защита института частной собственности. Справедливость уравнивающая и распределяющая. Тождество справедливости и права.

Период упадка. Договорная концепция справедливости в учении Эпикура о государстве, естественном праве и законах полиса. Древнегреческие стоики (Зенон, Хрисипп) о естественном праве, полисе и его законах. Судьба как естественный закон. Государство как естественное объединение. Идея мирового государства. Космополитизм. Аполитизм.

Учение Полибия о круговороте политических форм. Смешанная форма правления и ее элементы. Обычай и закон как основные начала государственной жизни.

Тема 4. Политические и правовые учения Древнего Рима. Раннее христианство

Особенности формирования и развития политических и правовых учений Древнего Рима. Социально-политическая идеология в Древнем Риме. Борьба патрициев и плебеев. Политические учения рабовладельческой аристократии.

Естественноправовое учение Цицерона о государстве и государственных законах. Трактовка государства (республики) как «дела народа» и «общего правопорядка». Классификация форм государства. Концепция смешанной формы правления. Право и его виды.

Учение римских юристов о праве и государстве. Формирование и развитие юриспруденции как самостоятельной науки о праве и государстве. Различение и соотношение естественного и позитивного права. Концепция справедливого закона.

Учение римских стоиков (Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет) об универсальном естественном праве и космополисе (вселенском естественном государстве). Право, его виды и сфера действия. Вопросы частного права и процесса в «Институциях» Гая. Кодификация Юстиниана.

Христианство: социальные, политические и нравственные идеалы Нового Завета. Правовые начала и предписания. Идеи эквивалента. Учение Августина о «двух градах». Теологическая теория происхождения государства. Концепция естественного права. Учение о свободной воле и пути совершенствования человека и общества. Взаимоотношение церкви и государства. Оправдание рабства. Преследование еретиков и оправдание насильственной католизации.

Тема 5. Политико-правовые учения в Западной Европе в период Средних веков

Возникновение и развитие феодализма. Кризис философско-этической концепции политико-правовой мысли и формирование религиозной (христианской) концепции в Западной Европе. Проблемы государства и права в религиозном мировоззрении. Теократическая теория права и государства. Правовые идеи средневековой схоластики. Учение отцов церкви.

Христианская политическая мысль. Проблемы государства и права в идеологии средневековых ересей. Критика теократических теорий, формирование концепций демократического политического строя.

Учение Фомы Аквинского о праве и государстве. Учение о трех элементах государственной власти, четырех видах законов и их соподчиненности. Право народа на оказание сопротивления верховной власти. Условия, необходимые для реализации этого права. Учение о формах правления.

Учение Марсилия Падуанского о праве и государстве. Концепция народного суверенитета и «избирательной» монархии. Взаимоотношение государства и церкви. Разграничение сферы распространения светских и религиозных законов. Влияние географических и климатических условий на форму правления государства.

Формирование различных направлений юридической мысли в Западной Европе в эпоху средних веков. Вклад средневековых юристов в развитие юридической науки, в систематизацию действующего права и в процесс рецепции римского права в странах Западной Европы. Легистские концепции права и государства (глоссаторы, представители гуманистической школы в юриспруденции).

Естественно-правовые учения средневековых юристов о справедливом законе (представители Павийской школы, постглоссаторы). Правовое сознание средневекового общества.

Тема 6. Политические и правовые учения в странах Арабского Востока в период средних веков

Особенности политико-правовых представлений в странах Арабского Востока. Факторы, обусловившие содержание доктринальных основ и программные положения политических и правовых учений.

Политико-правовая доктрина ислама и ее интерпретация в различных школах и течениях. Политическая доктрина ислама: суннизм и шиизм.

Модель идеального государства в трудах арабских философов. Проект идеального общества (города-государства) Аль-Фараби. Концепция «двух истин» Ибн Рушда. «Большая история» Ибн-Хальдуна.

Тема 7. Политические и правовые учения в России в период возникновения и развития феодализма и образования единого Русского государства

Особенности развития политической и правой мысли Киевской Руси (IX–XIII вв.). Проблемы власти и государства в «Слове о Законе и Благодати» Иллариона. Произведение «Слово о Законе и Благодати» – первый русский политический трактат. Соотношение закона и благодата (истины). О равноправии народов. Идеальный образ правителя: его права и обязанности.

Политические идеи в летописи «Повесть временных лет». Доктрина государственного единства в «Поучении» Владимира Мономаха. Образ носителя верховной власти. Объем полномочий военного князя. Взаимоотношение церкви и государства. Принципы отправления правосудия. Отрицание смертной казни. Правовые идеи и правосознание Киевской Руси.

Даниил Заточник: образ великого князя, его права и обязанности. Князь и дума. Сила и гроза.

«Слово о полку Игореве»: цели и задачи верховной власти, принципы внешней политики. Право и организация правосудия.

Специфика политических и правовых учений в период образования Русского централизованного государства.

Концепция Филофея «Москва – третий Рим». Политические и правовые идеи «нестяжательства» (Нил Сорский, Вассиан Косой, Максим Грек). Вопросы законности в действиях верховной власти. Устройство правосудия в стране. Знание и образование. Проблемы войны и мира.

Политико-правовое учение «иосифлян». Теория «православного христианского самодержавия» Ивана Грозного. Политические идеи Ивана Курбского. Политические и правовые воззрения И.С. Пересветова.

Тема 8. Политико-правовая идеология эпохи Возрождения и Реформации

Особенности политико-правовой идеологии эпохи Возрождения. Доктрина политического реализма Николо Макиавелли. Его концепция соотношения морали, политики и закона. Понятие права. Теория политического республиканизма. Политика как особая сфера общественной деятельности. Политика и религия. Интерес – центральная категория политического учения. Тактика политической борьбы. Результат – решающий критерий политической деятельности. Разграничение политики и морали. Макиавеллизм. Соотношение права и силы.

Развитие рационалистической критики религиозного мировоззрения. Становление гуманизма. Политико-правовые концепции раннего гуманизма. Зарождение движения Реформации и его основные идеи. Политико-правовые идеи Реформации (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин).

Политические идеи тираноборцев. «Рассуждения о добровольном рабстве» Этьена де Ла Боэси.