Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для самостоятельной работы и самопроверки студентов Москва 2009 (стр. 10 из 21)

5. Проблемы современной теоретической зоопсихологии

В со­вре­мен­ной этологии и зоо­пси­хо­ло­гии су­ще­ст­ву­ет мно­же­ст­во тео­рий, ги­по­тез, мо­де­лей и про­сто мне­ний, ко­то­рые но­сят фи­ло­соф­ский или лин­гвис­ти­че­ский ха­рак­тер. Прак­ти­че­ски при­ме­нить их, хо­тя бы фраг­мен­тар­но, поч­ти не­воз­мож­но, за­то они мо­гут ус­пеш­но объ­яс­нить уже со­сто­яв­шее­ся со­бы­тие лю­бой слож­но­сти.

Современные взгляды на зоопсихологическое направление в психологической науке исследования раз­ли­чают­ся в сре­де исследователей поведения и психики животных.

По мне­нию од­них ис­сле­до­ва­те­лей, ведущим методом изучения поведения и психики животных является на­блю­де­ние за по­ве­де­ни­ем жи­вот­ных в ди­кой при­ро­де.

С дру­гой точ­ки зре­ния, данные исследования сле­ду­ет проводить, прежде всего, в рамках экс­пе­ри­мен­таль­ной («лабораторной») зоо­пси­хо­ло­гии, что со­вер­шен­но от­ри­ца­ет­ся сто­рон­ни­ка­ми клас­си­че­ско­го «со­зер­ца­тель­но­го» на­прав­ле­ния.

Тре­тья точ­ка зре­ния рас­смат­ри­ва­ет зоо­пси­хо­ло­гию как ин­те­гра­тив­ное слия­ние не­сколь­ких на­ук. В этом слу­чае она вклю­ча­ет в се­бя на­блю­де­ние за жи­вот­ны­ми в при­ро­де (этологию), по­ве­ден­че­ские экс­пе­ри­мен­ты (собственно зоопсихологию) и мор­фо-функ­цио­наль­ные ис­сле­до­ва­ния моз­га (физиологию).

Си­ло­вое раз­де­ле­ние этих на­прав­ле­ний на это­ло­гию, экс­пе­ри­мен­таль­ную пси­хо­ло­гию и фи­зио­ло­гию до­воль­но ис­кус­ст­вен­но. Ес­ли мы от­бро­сим хо­тя бы од­ну из со­став­ляю­щих, то не смо­жем за­ме­нить ее ни­ка­ки­ми ак­сио­ма­ми или лин­гвис­ти­че­ски­ми кон­ст­рук­ция­ми. По­ве­де­ние мож­но изу­чить толь­ко то­гда, ко­гда по­сту­пок жи­вот­но­го че­рез при­чи­ны и ме­ха­низ­мы про­сле­жен вплоть до сво­их фи­зи­че­ских пер­во­ис­точ­ни­ков в го­лов­ном моз­ге. Ес­ли это­го не де­лать, то это­ло­гия на­все­гда ос­та­нет­ся на­бо­ром слу­чай­ных фак­тов и умо­зри­тель­ных фан­та­зий.

К со­жа­ле­нию, зоопсхиология по­ка да­ле­ка от ми­ро­по­ни­ма­ния фи­зи­ки, про­ду­ман­но­сти ма­те­ма­ти­ки или ор­га­ни­зо­ван­но­сти сис­те­ма­ти­ки. По мнению современных исследователей ей уго­то­ван рас­цвет в XXI ве­ке, ко­гда са­мих объ­ек­тов нау­ки ос­та­нет­ся на­мно­го мень­ше, чем в XIX сто­ле­тии - вре­ме­ни ее за­ро­ж­де­ния. В зоопсихологии сей­час су­ще­ст­ву­ет ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во тео­рий и ги­по­тез, ко­то­рые мо­гут воз­бу­ж­дать ин­те­рес, в тоже время все они представлены в рамках сло­жи­вшихся трех ос­нов­ных тен­ден­ций, ко­то­рые пре­тво­ря­ют­ся в жизнь раз­лич­ны­ми груп­па­ми пси­хо­ло­гов.

Са­мым по­пу­ляр­ным сре­ди них яв­ля­ет­ся би­хе­вио­ризм. Не­смот­ря на раз­но­об­ра­зие форм, сто­рон­ни­ки би­хе­вио­риз­ма изу­ча­ют по­ве­де­ние жи­вот­ных с по­мо­щью раз­лич­ных объ­ек­тив­ных ме­то­дов, а их тео­ре­ти­че­ским ба­зи­сом слу­жит на­уч­ный по­зи­ти­визм. В со­от­вет­ст­вии с этим стро­ят­ся на­уч­ные экс­пе­ри­мен­ты, при­во­дят­ся объ­яс­не­ния, вно­сят­ся ме­та­фи­зи­че­ские до­пу­ще­ния с внут­рен­ни­ми пе­ре­мен­ны­ми, ко­то­рые осу­ще­ст­в­ля­ют связь ме­ж­ду сти­му­лом и ре­ак­ци­ей.

Не ме­нее при­вле­ка­те­лен и рас­про­стра­нен функ­цио­на­лизм. Он изу­ча­ет струк­ту­ру и ак­тив­ность ор­га­низ­ма с био­ло­ги­че­ской и фи­ло­ге­не­ти­че­ской то­чек зре­ния. Сто­рон­ни­ки этой тео­рии до­пус­ка­ют, что зна­нии о струк­ту­ре ор­га­низ­ма впол­не дос­та­точ­но для пред­ска­за­ния его по­ве­де­ния. Ут­вер­жда­ет­ся ис­клю­чи­тель­но адап­тив­ная при­ро­да по­ве­де­ния, из­ме­няе­мость струк­тур и функ­ций в те­че­ние жиз­ни.

Этим двум на­прав­ле­ни­ям про­ти­во­сто­ит ког­ни­тив­ная пси­хо­ло­гия, ко­то­рая изу­ча­ет про­цес­сы пе­ре­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции. Ког­ни­тив­ная пси­хо­ло­гия до­пус­ка­ет, что су­ще­ст­ву­ет внут­рен­няя ре­пре­зен­та­ция внеш­ней ин­фор­ма­ции. Для де­мон­ст­ра­ции струк­тур соз­на­ния жи­вот­ных ис­поль­зу­ют­ся «че­ло­ве­че­ские» ме­то­ды ин­трос­пек­ции, что час­то не вы­дер­жи­ва­ет кри­ти­ки.

Несомненно, все эти под­хо­ды не долж­ны про­ти­во­пос­тав­лять­ся друг дру­гу, по­сколь­ку они за­тра­ги­ва­ют толь­ко не­ко­то­рые взаи­мо­до­пол­няю­щие сто­ро­ны по­ве­де­ния и от­ра­жа­ют ме­то­до­ло­ги­че­ские, а не прин­ци­пи­аль­ные раз­ли­чия. Взаи­мо­дей­ст­вие этих под­хо­дов да­ет на­де­ж­ду на раз­ви­тие тео­ре­ти­че­ской зоо­пси­хо­ло­гии, по­сколь­ку на­стоя­щий про­то­па­ра­диг­ма­ти­че­скии уро­вень яв­ля­ет­ся пер­вым эта­пом ее ста­нов­ле­ния.

Лек­ция и дополнительные методические материалы по теме:

«ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПСИХИКИ
и критерии психического
»

ВОПРОСЫ:

1. Возникновение и эволюция жизни на планете Земля: вводные замечания.

2. Про­бле­ма про­ис­хо­ж­де­ния пси­хи­ки в пси­хо­ло­гии.

3. Пред­став­ле­ние о воз­ник­но­ве­нии пси­хи­ки на различных уров­нях раз­ви­тия ма­те­рии.

4. Проблема критерия психического в подходах различных авторов.

1. Возникновение и эволюция жизни на планете Земля: вводные замечания

Существовало и существует множество теорий о происхождении жизни на Земле.

Часть ученых считала, что жизнь была создана Творцом.

Другие же полагали, что существуют некие «семена жизни», переносимые с планеты на планету метеоритами. В 1865 г. немецкий врач Г.Рихтер выдвинул гипотезу космозоев (космических зачатков), в соответствии с которой жизнь является вечной и зачатки, населяющие мировое пространство, могут переноситься с одной планеты на другую. Сходную гипотезу в 1907 г. выдвинул известный шведский естествоиспытатель С.Аррениус, предположив, что во Вселенной вечно существуют зародыши жизни - гипотезу панспермии. Панспермия - гипотеза о повсеместном распространении во Вселенной зародышей живых существ. Согласно панспермии, в мировом пространстве рассеяны зародыши жизни (например, споры микроорганизмов), которые движутся под давлением световых лучей, а попадая в сферу притяжения планеты, оседают на ее поверхности и закладывают на этой планете начало живого.

Третья группа ученых считала, что жизнь зародилась сама собой, благодаря «жизненной силе». По их мнению, эта «жизненная сила» существует везде. Идея виталистов господствовала в средние века. Теория самозарождения включала в себя то, что рыбы могли зарождаться из ила, черви из почвы, мыши из грязи, мухи из мяса и т. д.

Против этой теории выступил Франческо Реди, который на основе опытов доказал не возможность существования мифической «силы жизни». Но виталисты не сдавались, утверждая, что в опыте Реди не было доступа кислорода, а следовательно не могла проникнуть и «жизненная сила».

Независимо от Франческо Реди французский ученый Луи Постер, принимая во внимание утверждения виталистов, проделал эксперимент: он взял две колбы с S-образными горлышками, в которых содержалась питательная среда, после длительного кипячения, при котором погибали не только микроорганизмы, но их споры. Колба с целым горлом долго оставалась стерильной, а в сосуде с удаленным S-горлом быстро появились микроорганизмы, этот опыт показал, что «живительная сила» не существует.

В отношении самозарождения организмов необходимо отметить, что Французская Академия наук еще в 1859 г. назначила специальную премию за попытку осветить по-новому вопрос о самопроизвольном зарождении жизни. Эту премию в 1862 г. и получил знаменитый французский ученый, основоположник современной микробиологии Луи Пастер. Своими опытами он доказал невозможность самозарождения микроорганизмов.

В развитии учений о происхождении жизни существенное место занимает теория, утверждающая, что все живое происходит только от живого - теория биогенеза. Эту теорию в середине XIX века противопоставляли ненаучным представлениям о самозарождении организмов (червей, мух и др.). Однако как теория происхождения жизни биогенез несостоятелен, поскольку принципиально противопоставляет живое неживому, утверждает отвергнутую наукой идею вечности жизни.

Современная наука считает наиболее вероятной теорию абиогинеза («зарождения жизни из неживого»). Основоположником ее был Александр Иванович Опарин. В 1924 г. он высказал предположение, что при мощных электрических разрядах в земной атмосфере, которая 4-4,5 млрд. лет назад состояла из аммиака, метана, углекислого газа и паров воды, могли возникнуть простейшие органические соединения, необходимые для возникновения жизни. Предсказание академика Опарина оправдалось. В 1955 г. американский исследователь С. Миллер, пропуская электрические заряды через смесь газов и паров, получил простейшие жирные кислоты, мочевину, уксусную и муравьиную кислоты и несколько аминокислот. Таким образом, в середине XX века был экспериментально осуществлен абиогенный синтез белковоподобных и др. органических веществ в условиях, воспроизводящих условия первобытной Земли.