Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для самостоятельной работы и самопроверки студентов Москва 2009 (стр. 2 из 21)

Однако, как указывает Леонтьев, развитие раздражи­мости не сводится лишь к такому количественному ус­ложнению. В результате того, что в ходе эволюции меняется также общий тип взаимодействия организмов со средой, возникает качественно новая форма раздражимости — чувствительность. Чувствительность же — это способность к ощущению, т.е. элементарное психическое явление. Другими словами, психика начинается там, где появля­ется качественно своеобразная высшая форма раздражи­мости — собственно чувствительность.

Важно подчеркнуть, что появление чувствительности знаменуется, как пишет Леонтьев, тем, что «организмы становятся раздражимыми и по отношению к таким воздействиям, которые сами по себе не в состоянии опре­делить ни положительно, ни отрицательно их ассимиля­тивную деятельность, обмен веществ с внешней средой» (Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М., 1972. С. 43).

Леонтьев поясняет это положение следующим при­мером. Лягушка раздражима по отношению к такому воздействию, как шорох, поскольку он вызывает у нее определенную (ориентировочную) реакцию. Но при этом «энергия звука шороха, воздействующая на организм ля­гушки, ни на одной из ступеней своего преобразования в организме не ассимилируется им и вообще прямо не уча­ствует в его ассимилятивной деятельности. Иначе говоря, само по себе данное воздействие не может служить под­держанию жизни организма и, наоборот, оно вызывает лишь диссимиляцию вещества организма» (Там же. С. 44). Биологическая же роль подобных воздействий и их отражения в виде ощу­щений заключается в том, что эти сами по себе непосред­ственно жизненно незначимые воздействия становятся для животного сигналами о возможности появления и погло­щения необходимого для поддержания жизни вещества или энергии (в данном примере — насекомого и т.п.).

Таким образом, заключает Леонтьев, новая форма раздражимости, отражающая подобные воздействия, «опосредствует деятельность организма, направленную на поддержание жизни». Наступает как бы раздвоение преж­де единого процесса взаимодействия организма с внеш­ней средой: «С одной стороны, выделяются процессы, с которыми непосредственно связаны поддержание и сохра­нение жизни. Эти процессы составляют первую, исходную форму жизнедеятельности организмов. В ее основе лежат явления первичной раздражимости организмов.

С другой стороны, выделяются процессы, прямо не несущие функции поддержания жизни и лишь опосред­ствующие связи организма с теми свойствами среды, от которых зависит его существование. Они составляют осо­бую форму жизнедеятельности, которая и лежит в основе чувствительности организмов, психического отражения ими свойств внешней среды» (Там же. С. 49—50).

В концепции генезиса и сущности чувствительно­сти как первичной формы психического отражения, раз­работанной А.Н. Леонтьевым, особенно существенным является то, что психическое качество выводится непосредственно из жизнедеятельности организма. Речь идет о раздвоении деятельности организма, его активности, причем психика появляется здесь как новое свойство внешней активности. При этом, естественно, сама внешняя активность претер­певает глубокие качественные преобразования и превра­щается в поведение.

Появление вместе с животной формой жизни поведения знаменуется переходом от неопосредованной (допсихической) внешней активности к активности, опосредованной отражением предметной дей­ствительности (т.е. психическим отражением).

Таким образом, поле деятельности зоопсихолога на­чинается у стыка допсихического и психического отраже­ния, на уровне первых проявлений чувствительности, способности к ощущению у низших представителей животного мира. Отсюда берет свое начало эволюция психи­ки. Поднимаясь как бы террасами, образуемыми качест­венными эволюционными преобразованиями животной психики, поле деятельности зоопсихолога простирается отсюда до рубежа человеческого сознания.

3. Понятие и предмет сравнительной психологии

Сравнительная психология рассматривает проблему антропогенетически значимых черт высших позвоночных, особенно приматов. Особая область — изучение интеллекта животных. Иногда сравнительная психология воспринимается как метод, а не самостоятельная наука. В то же время, Владимир Александрович Вагнер считал зоопсихологию лишь частью сравнительной пси­хологии, в которую в качестве второй составной части он включал и психологию человека.

Сравнительная психология сегодня – это наука о законо­мерностях происхождения и развития психики животных и человека, об общем и различном в их психической деятельности.

Предмет сравнительной пси­хологии, выходя за пределы зоопсихологических исследова­ний, включает как обязательный компонент сравнительное (по отношению к животным) изучение психической дея­тельности человека.

Поэтому сравнительно-психологи­ческий анализ строится на данных зоопсихологии и психологии человека и направлен на выявление в онто- и филогенезе как сходных психических компонентов, сви­детельствующих об общности происхождения психических процессов животных и человека, так и качественных от­личий человеческой психики.

4. Задачи и проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии

Традиционно бытует недоверие к зоопсихологии как науке в связи с доводом о мнимой непознаваемости психики животных, о невозможности проникнове­ния в их субъективный мир. Этот довод воплощает и неверное представление о задачах зоопсихологии. Научная зоопсихология отнюдь не ставит перед собой задачу познания субъективной окраски пере­живаний животных. Но она может и должна дать ответ на вопрос о сущности души (психики), ее возникновении, изменении в эволюции, происхождении и качественных особенностях психики человека.

Прикладные задачи относятся к трем областям использования знаний о психике животных:

в хозяйственной и бытовой деятельности человека;

в природоохранной деятельности человека;

в развивающих и психотерапевтических целях.

Проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии:

- происхождение психического отражения, его зарождение и периодизация его развития;

- врождённое и приобретённое у животных (научение, изменение поведения в онтогенезе и его границы);

- закономерности онтогенеза поведения, психики у различных таксономических групп животных;

- особенности интеллекта у животных;

- антропогенетически значимые черты в поведении и психике животных.

5. Взаимосвязь зоопсихологии с другими науками

Наряду с психологическим изучением поведения жи­вотных в последние десятилетия получило широкое рас­пространение изучение общебиологических основ и закономерностей поведения животных. Этим занимаются этологи, которых поведение животных интересует, прежде всего, как экологический фактор, как фактор приспособ­ления животных к условиям среды в ходе индивидуального развития и в процессе эволюции. Одновременно этология выявляет также закономерности изменения по­ведения в ходе филогенеза и зарождения новых форм по­ведения, т.е. биологические корни и адаптивное значение поведения. Специфика этологического анализа состоит в исследовании видотипичных инстинктивных компонентов поведения.

На основе множества полевых наблюдений и экс­периментальных данных этологи создали стройную тео­рию «биологии поведения», в которой центральное место занимает современная концепция инстинктивного пове­дения. Они внесли ценный вклад в эволюционное учение, в функциональную морфологию, популяционную эколо­гию, систематику животных, зоогеографию, в ряд прикладных отраслей (животноводство, звероводство, охотоведение, рыболовство, охрану природы, био­нику) и др.

Зоопсихологи направляют свои усилия на изу­чение психических аспектов поведения, этологи — биоло­гических. Тем нее менее, понятно, что без учета психических факторов невоз­можно охватить все биологические аспекты поведения, а знания о биологических ас­пектах и закономерностях поведения животных, особенно в при­родных условиях, позволяют проникнуть в психи­ческий мир животного, который всецело подчиняется биологическим закономерностям и отражает биологичес­кие связи организма со средой.

Не менее существенными связи зоопсихоло­гии с физиологией, особенно с нейрофизиологией и фи­зиологией высшей нервной деятельности.

В отличие от зоопсихолога физиолог изучает не само психическое отражение, а обусловливающие его процессы в организме.

Физиологическое исследование осуществ­ляется также (как и зоопсихологическое) путем анализа поведения, но под другим углом зрения, с другой целевой установкой. При этом физиолог, естественно, обращает главное внимание на функции нервной системы, голов­ного мозга. Его первейшая задача — изучение деятельности систем и органов, непосредственно или опосредствован­но участвующих в поведении животного как целостного организма.

Конечно, при изучении происходящих в организме процессов, обусловливающих психическое отражение, физиолог, подобно зоопсихологу и этологу, должен все­гда иметь в виду, что организм представляет собой единое целое. Но поведенческий акт не просто сумма физиологи­ческих процессов. Сводить поведение к его физиологическим механизмам — значит стирать грань между целым и частичным, между процес­сами, обусловливающими внешнюю активность организ­ма и самой этой активностью. Поэтому нельзя подходить к этологическим или зоопсихологическим работам с той же меркой, что и к физиологическим. Задачи физиологии иные, чем этологии или зоопсихологии. Ни одна из этих наук не может заменить другую, и только тесное сотруд­ничество и взаимное обогащение являются условием про­гресса каждой из них.