Смекни!
smekni.com

Арии на Урале (Обзорный ) (стр. 19 из 26)

Выявлено три вида планировок оборонительных укреплений — овальная, круговая и прямоугольная (квадратная). Наиболее архаичными являются овальные планировки; «круги» и «квадраты» появляются позднее и некоторое время сосуществуют.

Последний этап функционирования оборонительных систем связан с прямоугольными планировочными решениями.

Внутренняя планировка «города», размещение домов и улиц, диктовалась конфигурацией фортификационных сооружений. Жилища располагались тесными рядами по внутреннему периметру оборонительной стены, при этом стена одного дома являлась стеной другого.

Дома, трапециевидные или прямоугольные в плане, имели площадь до 200 кв.м. Примерно одну треть дома занимала хозяйственная часть. Здесь располагались колодец, яма-холодильник, камины и очаги. Почти в каждом доме обнаружена металлургическая печь. Кровля дома была обитаема и имела дополнительные постройки — «второй этаж».

Толщина оборонительных стен составляла 4,5-6,0 м. Каждой стене соответствовал ров. Археологические раскопки выявили систему ливневой канализации, исследованы участки водовода из деревянных труб, обмазанных глиной. Уникальна система коммуникаций раннего города. Благодаря наличию верхних и нижних улиц, а также входных отверстий в крышах домов человек мог кратчайшим путем попасть в любую точку «города», на оборонительную стену или башню. В центре городской цитадели располагалась площадь, свободная от застройки и, безусловно, предназначенная для религиозных обрядов.

Дешифровка аэрофотоснимков позволяет увидеть рядом со стенами «города» поля древнего земледелия, плотины и каналы, загоны для скота и следы древних дорог.

Южноуральский «город» эпохи бронзы характеризуется небольшими размерами, что продиктовано спецификой природной среды и спецификой экономики. Однако по четкости пространственно-архитектурных решений, монументальности фортификационных сооружений, по системе коммуникаций и другим признакам он не уступает ранним городским центрам Месопотамии и Средиземноморья.

Формирование синташтинско-аркаимской поселенческой системы проходило на фоне освоения населением оседлого скотоводческо-земледельческого хозяйства. Синташтинские поселенческие структуры свидетельствуют о сложных, высокоинтегрированных и хорошо упорядоченных формах социальной жизни.

Сложение «Страны городов» — это одновременно и формирование степного многоотраслевого хозяйства андроновского типа. Оно базировалось на отгонно-придомном скотоводстве при некотором внимании к земледелию, почти полному забвению охоты, но с сохранением традиций рыболовства.

Мощная медно-рудная база Зауральского пенеплена и достижения в области металлургии создали основу для стремительного хозяйственного освоения края и развития военного дела.

Изобретение колесницы и жесткой узды с использованием костяных псалиев с шипами определили военные успехи синташтинцев, их способность к миграциям, престижность «касты» воинов-колесничих и их лидеров.

Экономика «Страны городов» давала возможность получать значительный прибавочный продукт, который вкладывался в строительство фортификационных систем, плотин, водотоков, в храмово-погребальные сооружения и культовую деятельность.

Археологические свидетельства говорят о ярком ритуальном характере культуры «Страны городов». Вероятно, ее можно отнести к разряду ранних бесписьменных цивилизаций, для которых характерна сакрализация памяти и ее тесная связь с ритуалом. Концентрация значительного количества людей в протогородских центрах (от 2,5 до 4 тысяч человек), тесная связь между отдельными «городами» и отдельными людьми в пределах «Страны городов» создали условия для информационного взрыва. Культурные и этногенетические потоки, сконцентрированные на малой и плотно населенной площади «Страны городов», дали тот необычайный взлет мифологического мышления и ритуальной деятельности, которые зафиксированы археологически в поселенческой архитектуре, фортификациях и погребальных сооружениях. Вероятно, в этих условиях и были рождены древнейшие пласты «Ригведы» и «Авесты».

Синташтинское общество, возможно, не имеет прямых аналогов. Условно его можно отнести к среднемасштабному, которое, однако, значительно продвинулось в своем развитии и подошло к порогу цивилизации. Ряд признаков, отмеченных в «Стране городов», может характеризовать ранние государственные образования. Аркаим сегодня – это собирательное название. Следом за Аркаимом была открыта целая Страна городов с четкими границами – это Уральские горы, предгорья и долины с выходом в степь. Захватывает она в основном юг Челябинской области с небольшим вторжением на территории Башкирии, Казахстана и Оренбургской области. (По 1 – 2 памятника). Благодаря аэрофото- съемке открыто около 20 городков подобного типа, которые протянулись вдоль восточного склона Уральского хребта почти на 400 км. с севера на юг и 150 км. с запада на восток. Это пространство получило условное название: «Страна городов».

Для археологов это очень интересно, т.к. они привыкли работать в империях: Скифия, Сарматия, Андроновская культура протянулась от Европы до Северного Китая, а здесь очень компактно. Могильники аркаимского типа известны сейчас на Волге и на Дону. Можно проследить связь и взаимодействие с Микенами. В археологии появилось понятие «микенско-синташтинский культурный горизонт», — территория от Греции до Урала на восток за Иртыш.

Экскурсия на вертолете над Страной городов в 1995 г., приглашенных на Аркаим всех отечественных и зарубежных специалистов, которые имеют отношение к ранним цивилизациям, убедила даже самых неверящих в феномен цивилизации в степи серьезных и крупных ученых. И когда они выходили из вертолета, — это были уже другие люди. Таким образом ученые обрели какое-то взаимопонимание, и у Г.Б.Здановича появились сторонники среди авторитетных российских и зарубежных ученых. До этого времени срабатывал принцип: «Такого быть не может, потому что не мсжет быть никогда», чтобы на Урале была цивилизация на уровне Микен и Месопотамии. Однако Аркаим показал, что такое возможно.

Несмотря на многочисленность подобных укрепленных центров, Аркаим остается единственным объектом своего рода. Его уникальность, безусловно определена важной сакральной ролью в религиозной жизни людей эпохи бронзы.

Основной строительный материал при строительстве Аркаима – это сырцовые блоки трех – четырех размеров овальной формы, иногда плоские кирпичи. Но это не просто нарезанные пласты, а обязательно специального замеса со скрепляющим веществом. При строительстве Аркаима использовался песок разного калибра, из него был построен Аркаим. Весь город был построен сразу.

У аркаимцев сложное отношение к воде: вода с неба – это одно, в колодце для печи – другое, в колодце для питьевой воды – третье. В каждом доме по два – три колодца и деревянный, обмазанный глиной водопровод. Каждые 30м. – ливневые водосбросы – колодцы, куда сбрасывалась вода. Перед каждым колодцем – очистительные сооружения: гребни из глины и дерева и канавки, в которых задерживалась грязь, т. к. в колодец вода должна литься чистая.. Ливневая канализация перекрыта мостовой. Таким образом получается круговая улица. К внешнему рву пристроены дома. Оборонительная стена пристроена к стене рва. Это сектор. Радиальная стена одновременно и улица, т. к. по верху ходили. Высота радиальной стены – 3,5 м. Между оборонительным сооружением и улицей – мост.

Входы в Аркаим ориентированы по сторонам света на период четырех тысячелетней давности. Радиальные стены-входы – это подземелья, внутри стен проложены коридоры. На северо-западном входе при раскопках обнаружено основание башни вместо ворот. В этом месте обнаружен самый мощный ров с остатками деревянной сожженой башни. Внутри стены – подземный вход – лабиринт длиной 21 м. с глубокими ловчими ямами и выходом на улицу. Таким образом во время опасности деревянная мостовая поднималась и входящий попадал в ямы глубиной до 3 м., но тут же он оказывался с обратной стороны башни, и здесь со всех сторон его забрасывали. Чужие люди сюда никак не попадут. Толщина стен домов – 60 см., нет дверей и проходов между домами. Везде лестницы. Сотрудники Аркаима поставили такой дом в натуральную величину.

Для того, чтобы здесь жить, — это должен быть такой мощный, единый коллектив. Но семья в большесемейной общине пользовалась особым правом, — она была индивидуальна. Социальное устройство Аркаима ассоциируется с классификацией общества Аристотелем. В социальной шкале он выделяет семью, род, селение, предназначенные для выживания человека, и отдельно полис, как высшую форму человеческого сообщества. Эта форма позволяет не только выживать каждому политу — жителю данного полиса, но и позволяет каждому политу реализовать свои внутренние возможности на пользу полиса, так как интересы каждого полита совпадают с интересами полиса. Вот это – звездный час человечества. Вот почему греки сделали такой огромный скачок в развитии мировой культуры. Они гармонично объединили личное и общественное. И только тогда, когда самое личное можно реализовать на благо общества, человечество идет вперед.

На Аркаиме все было именно так. Это подтверждается раскопками на могилах и поселениях, где видно, как распределяются материальные блага. Здесь нет особо дорогих индивидуальных вещей, которые отражали бы социальное положение человека, в отличии от крито-микенской культуры, где наравне с аркаимскими втречаются и богатые вещи, к примеру ножи с серебром и золотом. Почти то же устройство общества, но там, кроме тех же самых предметов вооружения, богатая материальная культура, в то время как здесь, больше внимания уделено духовной культуре.