Смекни!
smekni.com

Арии на Урале (Обзорный ) (стр. 21 из 26)

Все поселения аркаимского типа расположены как бы на островах. Почти все поселки окружены водой и возвышаются среди ее бурной стихии. Самые ранние поселки аркаимского типа имеют форму овала или яйца. Затем на основе овала возникают круговые и квадратные фортификационные конструкции.

А теперь обратимся к мифологии. Согласно ведийскому мифу, первоначально был хаос. Какие либо элементы во Вселенной отсутствовали. Тогда не было ни сущего ни несущего, не было ни воздушного пространства, ни неба над ним, не было ни смерти ни бессмертия. Без дуновения дышало Единое и ничего кроме него не было. Начало творению дали воды. Из сгущения вод оформилось яйцо. Оно около года бесприютно колышется на волнах. Затем яйцо раскалывается на две половины- небо и землю.

Самой древней формой укреплений в Стране городов был яйцевидный овал. Затем появились круги и квадраты. По индоевропейской мифологии круг соответствует небесному началу, квадрат – земному. Итак, из яйца рождается небо и земля.

Интересно, что этот миф о рождении Космоса очень похож на ситуацию появления зародыша и рождение ребенка. Многие специалисты- медики и историки культуры не исключают, что за этим всеобщим мифом стоит возможность древнего человека припоминать свое эмбриональное состояние до рождения.

Из хаоса среди темных вод рождается человек. Из хаоса среди вод рождается Вселенная. Уже не в водных потоках люди строят свои Аркаимы – свои космическо- земные миры. Создавая свои города, люди бронзового века заново творили Вселенную. Это не прихоть. Это необходимый акт творения. Строительство Аркаима – это не просто создание домов и оборонительных стен, но это и особый ритуал. Строители должны были заново синтезировать Космос, повторяя все этапы его становления.Нужно было повторить все так, как было прежде, в некие мифические времена.

Для жителей Аркаима ведущим геометрическим символом были круги. За ними стояли космические сферы и женское начало. Круги опоясывали квадраты – землю – ее мужскую часть.

План Аркаима очень похож на легендарную авестийскую вару, позднее в буддизме она переросла в понятие мандалы. Вара – это убежище, обитель праведников. Она противостоит хаосу и силам смерти. Согласно авестийскому мифу, вару создал культурный герой Йима в стране Ариев по указанию самого Ахура-Мазды. По Авесте, центральный круг предназначен для «огней ярких, пылающих и для семени». Второй круг предназначен для людей, а третий — для скота.

Йима Хшаита месил «глину ногами, разделял на куски руками... и сделал Йима вару длиной в лошадиный бег по всем четырем сторонам. Снес он туда семя мелкого скота, лошадей, собак, птиц, огней красных, пылающих. И сделал Йима ту вару... жилищем для людей... загоном для скота. Туда он провел воду по пути длиною в хатр; построил он там дом, свод, двор — место, закрытое со всех сторон» (Видевдат, II, 33 и сл.).

Вара — не конкретный город, а данное в позднем авестийском тексте Видевдате описание модели вселенной, воспроизводимой в земном микрокосме. Но сама мифологема могла возникнуть только в том обществе, где реально существовал прообраз «небесного града», т.е. в культуре населения евразийских степей XVIII-XVI в. до н.э.

Памятники типа «круглого храма» были убедительно отождествлены К. Йеттмаром с авестийской варой, а сама вара истолкована этим ученым как место ритуальных собраний. Вара в иранской мифологии является творением Йимы, а Йима (Яма у индоиранцев) — первопредок и царь загробного мира.

В варе совершались празднества в честь Йимы, длившиеся не один день, с применением хаомы и носившие оргиастический характер. Интересная деталь: в Аркаиме обнаружены следы металлургического производства. Известно, что металлургия у индоиранцев часто носила характер культового действа и ее тоже возводили к Йиме, а кузнецы занимали высокое общественное положение и были связаны и с воинской кастой, и с царской властью.

Вара, построенная для спасения людей первоцарем Йимой описывается в Видевдате (2, 27-41), как глинобитная крепость, служащая убежищем для людей, скота, растений и огня во время смертельных зим, снегопадов и наводнений. В авестийской религиозно-мифологической концепции она выступает своего рода аналогом библейскому «Ковчегу Завета». Начиная с первых переводов Авесты, в варе видели квадратное в плане укрепление «длиной в лошадиный бег по всем четырем сторонам». Однако позже иранисты обратили внимание на некоторые особенности устройства вары, которые заставили увидеть в ней не квадратное, а, скорее, круглоплановое сооружение (Jettmar, 1981; Стеблин-Каменский, 1993). Такая форма делает ее вполне сопоставимой с укрепленными поселениями эпохи средней бронзы типа Синташты и Аркаима (Генинг и др., 1992; Зданович, 1995). Аркаим представляет собой сложную архитектурно-планировочную структуру, образованную двумя концентрическими кольцами стен из заливного грунта. Внутреннее пространство между ними было занято жилищами почти стандартной формы и близких размеров, которые придавали поселению четкую радиально-кольцевую планировку. Здесь могло проживать до 2500 человек (Зданович, 1995). Это количество весьма близко к числу обитателей вары (1900).

Памятники типа Синташты и Аркаима наглядно демонстрируют, какими могли быть поселения ариев, послужившие земным прототипом авестийской вары. Память об этих необычных для степей поселениях сохранилась не только в мифопоэтических текстах Авесты. Как Аркаим соответствует этому описанию.

В центре Аркаима расположена площадь. Она выровнена, уплотнена. На ее поверхности сохранились следы только от длительно горевшего костра. Очевидно, что площадь предназначалась для молений. Жилища вокруг нее принадлежат особой группе людей – семени – лучшим людям, откуда происходили жрецы и воины. Второй круг жилищ предназначался для семей свободных общинников. Скот содержался за пределами второго кольца оборонительных укреплений. Интересно, что обычно во все времена загоны для скота сооружались в центре поселка. Ведь скот в степи – главное богатство. Поразительно, на Аркаиме главным богатством был человек. Здесь все создано только для человеческого бытия – духовного и физического.

Люди бронзового века, создавая круги и квадраты, моделируя Вселенную, заново проделывали то, что делал Йима. Несомненно, что строитель Аркаима был участником ритуала. Он отождествлял себя с божественным персонажем основного мифа. Строители аркаимских оборонительных стен и жилых помещений как бы заново выверяли структуру Вселенной и структуру общества, в котором они жили. В Аркаиме все одухотворено, все сакрально, везде миф. Аркаимцы тщательно берегли свои духовные ценности. Увы, сегодня мы не умеем делать это.

В аркаимских домах при раскопках всегда фиксируются колодцы. В каждом из них один или два колодца. Почти вплотную к колодцам располагались печи. Первоначально археологи не могли понять, зачем печи ставились рядом с колодцем. Оказалось, что печи соединены с объемом колодца специальными подземными каналами,- это оказался поддув. И все печи с таким поддувом содержали остатки металлургических плавок. Разница в температурных режимах и влажности позволяли выплавлять медь из руды без использования специальных мехов. Это предельно простое решение подачи воздуха в печь поразило археологов.

Но самое интересное открытие ждало на дне колодца. Там были найдены черепа коров, лошадей, копыта домашних животных. Все было специально разложено вдоль стенок колодца и закреплено деревянными колышками. Несомненно, это были останки жертвоприношений. Но кому? И черепа и кости ног животных перед погружением в воду были тщательно обожжены. Все это удивительным образом иллюстрирует знаменитый индоевропейский миф о рождении огня.

«Бог Агни родился из воды темной и таинственной».

Миф не дает покоя специалистам. Ведь истинному мифу нужно верить, как самому себе. Но вода и огонь исключают друг друга. Есть еще одна важная деталь в мифе,- вода, из которой родился Бог Агни, обозначена, как темная и таинственная. Тогда в соответствии с археологическими свидетельствами Бог Агни родился из подземных вод – из вод колодца. Колодец раздувает огонь до такой силы, что он плавит металл. В темных водах колодца живет Бог Агни. Значит жертвы, положенные на дно колодца, предназначены совсем не воде, а богу огня.

Аркаим позволяет создать вокруг себя многоплановые миры, соединяющие прошлое и настоящее. Совмещение времени и пространства в нашем сознании обеспечивает устойчивость сознания каждой отдельной личности. Одним из таких миров является мир взаимоотношения человека и природы. Сегодня мы не можем похвастаться взаимопониманием культуры и окружающей среды. А как обстояло дело в начале 2 тыс. до н.э.

Культурный слой, вырытый на Аркаиме знчительно отличается от культурных слоев первобытных поселений. Здесь нет обычных ям с бытовыми отходами, нет мусорных свалок. Создается впечатление, что даже после разрушения и тысяч лет забвения здесь царят чистота и порядок. Обратимся опять к Авесте. В ее гимнах провозглашается почитание всех вод, всех растений в побегах и корнях, всей земли и всего неба.

Жители Страны городов умели очень бережно и осторожно вписывать свои города в природный ландшафт. Аркаимцы верили, что Вселенная сотварена из глины и дерева, и из этих же материалов они строили свои дома и свои города, моделируя Вселенную. Для создания своих жилищ они вырывали котлованы. А грунт, извлеченный из вырытых котлованов служил материалом для возведения стен и фортификационных построек. Рассчеты показывают, что количество выбранного грунта и грунта, ушедшего на строительство фактически совпадает. Аэто означает, что и после прекращения своего существования поселение как бы возвращается в природную среду, не нарушая естественный ландшафт.