Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по анализу фильма для классного руководителя в 2-х частях (стр. 12 из 16)

Ислолнительница роли Марион Любовь Орлова, дебютировавшая незадолго до "Веселых ребят" в фильме "Любовь Алены" (1934), Достигла в "Цирке" зрелого актерского мастерства. Она сумела все перипетии сложной роли наполнить чистым человеческим чувством. Средствами драматического действия, музыки, пластического движе-


- 20 –

ния, акробатики, танца она создала синтетический образ, глубо­кий человеческий характер. "Цирк" сделал Орлову самой популяр­ной киноактрисой, ее известность перешагнула границы нашей страны.

Столь же мастерски оправились со своими ролями и другие по­пулярные в ту пору актеры театра в кино: В. Володин, С.Столяров, П.Массальский. Точная и уверенная режиссура Александрова, высо­кое искусство монтажа, удачное сочетание разнохарактерных худо­жественных элементов фильма сделали "Цирк" заметным явлением со­ветской кинематографии 30-х годов. (…). Ху­дожественные достижения "Цирка" получили свое развитие и в по­следующих, широко известных фильмах Александрова: "Волга-Волга", "Весна".

Вопросы для обсуждения

1. Роль музыки в фильме. Почему "Песню о Родине" поет американка?

2. Какое драматургическое значение несут в себе два эпизода с аттракционом "Полет на Луну" - первый и последний?

3. В каких актерских сценах переплетаются комедия и драма?

4. Какую роль играет в фильме мультипликация?

5. Какое идейное значение имеет финал фильма?


21 V-VI классы

Тема: Непреходящие нравственные ценности, воплощенные в мультфильмах различных жанров (м/ф "Охота", "Контакт", "Лаби­ринт", "Сказка о попе и его работнике Балде").

Основная цель обсуждения. Показать особенности развития cобытийной канвы в мультфильмах различных жанров.

0 вступительном слове. Для учащихся перед просмотром дан­ного сборника необходимо прежде всего обратить внимание на осо­бенности жанра киноповествования.

Жанр научной фантастики (мультфильм "Контакт"). Для этого жанра прежде всего необходим элемент необычного эксперимента. Эксперимент - это всегда исследование, познание непознанного. Герой в научно-фантастическом фильме всегда должен оказаться в ситуации необычной. В комедийном жанре все свершается как бы наоборот. Герою никогда не угрожает опасность и поэтому даже самые рискованные ситуации разрешаются смешно. Вопросы к обсуждению мультфильма "Охота":

1. В фильме действие происходит в двух местах: современный город и джунгли. Как вы считаете, какое настроение хотел пере­дать режиссер, показывая современный город? Отличается ли это настроение от того, которое возникает в мультфильме, когда речь идет о джунглях?

2. Подумайте, какие средства использует автор, чтобы соз­дать у нас мрачное настроение? (непрекращающийся поток машин в городе, тусклый свет неоновых ламп, бессмысленные выражения лиц, фигура человека, которой стоит и тупо смотрит на нас с эк­рана, современные музыкальные ритмы, звучащие за кадром).

3. Подумайте, как будут отличаться от города джунгли? Сравните: в городе это непрерывный поток машин, в джунглях ка­кое будет движение? Освещение, выражение лиц животных, музыка -


- 22 –

как все это воплощено на экране?

4. Вспомните эпизод, когда появляется на экране лев? Поче­му он должен был появиться не сразу, а к концу рассказа о джун­глях? Как вы считаете, какое чувство испытывает в данный момент мальчик и почему?

5. Вспомните последний эпизод в мультфильме. Над мальчи­ком наклонился продавец оружия. Что еще в этот момент изобра­жено на экране? (Фотография с убитым львом на заднем плане и рас­качивающиеся, как маятник, ключи в руке продавца). Какое наст­роение создают все эти предметы?

Рекомендации для учителя. При обсуждении мультфильма не­обходимо подвести ребят к раскрытию основного замысла через со­поставление контрастных сцен в мультфильме. Замысел этот сво­дится прежде всего к тому, чтобы показать ценность всего живо­го как высшую нравственную ценность и в то же время показать беззащитность этого живого перед равнодушием, сытостью, мещан­ской самоудовлетворенностью.


- 23 -

(…) По словам критика Д.Золотусского, в любом произведении искусства, будь то роман или фильм, внешне герои сходятся, чтобы представиться друг другу и читателю, зрителю, а внутренне их сводит мысль автора - его раздумья о жизни, о современной ему действительности, о смысле человеческого бытия. Частично эти раздумья высказываются самими героями, но авторская позиция, нравственное, философское содер­жание фильма определяется в самой форме киноповествования, в том, как показаны герои, в какой последовательности предстают запе­чатленные на экране события.

Но особенности развития внешнего и внутреннего планов ки­ноповествования зависят также и от жанровой разновидности. Жанр - это особая группа фильмов, объединенных общим отношением к герою. В жанре кинодрамы, например, герой обычно оправдывается, в жанре киносатиры - осуждается, в кинотрагедии - возвеличива­ется, в комедии - высмеивается (С.Пензин. Кино - воспитатель молодежи. - Воронеж, 1975). Наиболее четко отношение обнаружи­вается в приключенческом жанре. Внешний план киноповествования ярко раскрывает особенности характера главного героя приключен­ческого фильма - благородство, гуманность, решительность в борьбе со злом, необычайную ловкость, мастерское владение ору­жием, бескомпромиссность в утверждении своих идеалов. Такой сте­реотипный набор положительных качеств героя делает однообразным. (…)


- 38 - "Телеграмма".

Авторы с. С.Лунгин, И.Нусинов, режиссер-постановщик Р.Быков, оп. А.Мукасей, худ. А. Кузнецов, коми. М.Меерович. Мосфильм, 1971.

В ролях: Н.Архипова, В.Телегина, Р.Зеленая, Н,Бурляев, Н.Крючков, Ю.Никулин; дети: Таня Гришина, Сережа Воинов, Сережа Шустицкий, Егор и Павел Коган (Руслан).

Ролан Антонович Быков - режиссер-постановщик таких извест­ных детских фильмов, как "Айболит-66", "Внимание, черепаха!" (фильм был снят в 1970 г. по сц. С.Лунгина и И.Нусинова тем же авторским коллективом, комп. А.Петров), "Автомобиль, скрипка и собака Клякса", очень талантливый педагог (он награжден значком "Отличник народного просвещения"), владеющий особым искусством работы с детьми. "Успех "Черепахи", - пишет киновед И.С.Левшина, - был на девяносто процентов решен в подготовительном периоде, когда группа подбирала детей на роли. Быков искал в ребенке лич­ность, он серьезно и на равных разговаривал с претендентами на главные роли, уважительно и заинтересованно относился к миру интересов и убеждений своих семилетних и восьмилетних товарищей по будущей работе. Быков искал индивидуальности нестершиеся... вопрос актерских способностей того или иного ребенка режиссер на время сознательно опускал, ибо был уверен, что у юного испол­нителя они лежат где-то рядом с человеческой одаренностью" ("Ро­лан Быков". М.: Искусство, 1973, с. 124).

Фильм "Телеграмма" отличается тем же уважительным и заин­тересованным вниманием к миру действия, той же энергией и актив­ностью режиссера, у которого поиски неожиданных решений, эксцен­тричность образного мышления не заслоняют отчетливо выраженных гражданских идеалов.

Композиционно фильм "Телеграмма" состоит из серии новелл-


- 39 -

встреч, объединенных сюжетным ходом - поиски адресата телеграммы.

На таком материале разговор о роли эпизода в фильме, о принципах

сюжетного "оцепления" эпизодов и важнейшем "объединяющем факторе"

- авторской позиции может быть наглядным и убедительным.

I Вопросы к обсуждению фильма (и ход рассуждений):

I. Герои фильма встречают много людей, очень разных и инте­ресных. Все они появляются в одном эпизоде, чтобы потом "уйти" из фильма.

Для чего понадобились авторам эти эпизоды-встречи? И что их объединяет, что делает фильм единым художественным целым, несмотря на его фрагментарность? (От постановки общего вопроса идти к конкретизации):

I. Назовите наиболее запомнившиеся эпизоды из фильма. Поче­му они запомнились? (Необычность ситуации, смешная ситуация; необычный герой, яркие, запоминающиеся детали или детали, уди­вившие жизненной достоверностью и т.п.). Напомним некоторые из них: Часы на театре кукол (театр Образцова) - собственные впе­чатления ребят и радость встречи со знакомым, дорогим?

В библиотеке - смешная писательница (Рина Зеленая)? Почув­ствовали ли ребята пародийный характер сцены? Или внимание при­влек поступок Кости (взял книгу), связанный с развитием действия? В квартире старика-резчика - необычность квартиры ("прянич­ный домик") или характеры героев (Ю.Никулин и В.Телегина), или их рассказ о Кате Иноземцевой?

В квартире генерала - почувствовали ребята иную тональность этой сцены (яркие краски предпраздничной Москвы ушли, ушла суто­лока, возникло спокойствие, сосредоточенность и еще... память войны: сравнить с деталями - снег падает на памятник героям, мед­ленно идет навстречу ребятам инвалид войны)?

Финальная сцена на вокзале - удивление открытия: легендарная


- 40 –

героиня - Катя Иноземцева - Тошина мама?

Какие эпизоды смешны, праздничны? В каких возникает чувство тревоги? Какие лиричны?

"Макро-эпизоды, их эксцентричность - в чем основа комиче­ского: в снегоуборочную машину снег бросает дворник; невеста с сигаретой; священник с игрушечным красным конем и др. Что назо­вут ребята? Как свяжут с общей атмосферой кинематографического мира Р.Быкова?

2. Какие эпизоды представляются главными? Правомерна ли
такая постановка вопроса? Что взять за "точку отсчета"?

3. Чем объединяются эпизоды? - Поиски адресата телеграммы.
Все эпизоды имеют к этому отношение?

Вывод: узко - постепенно накапливается материал биографии Кати Иноземцевой (в финале - взрыв-открытие: это Тошина мама!); широко - многообразие мира, неисчерпаемость человеческой жизни, открытие мира ребенком в какие-то моменты происходит особенно интенсивно - в фильме и происходит ряд открытий человеческого бо­гатства. Важен эмоциональный итог столкновений маленьких героев с реальностью.