Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по анализу фильма для классного руководителя в 2-х частях (стр. 8 из 16)

Композитор Исаак Осипович Дунаевский написал еще много прекрасных песен к фильмам "Цирк" ("Широка страна моя родная", "Колыбельная"), "Волга-Волга" ("Удивительный вопрос, почему я водовоз"), "Веселые ребята" ("Легко на сердце от песни веселой"), "Светлый путь" ("Марш энтузиастов" и др.).

К вопросу об игре актера Николая Черкасова.

Вы наблюдали за игрой актера. Его герой - положительный или отрицательный. Вы увидели, что положительный герой - это не всегда рыцарь без страха и упрека. Жак Паганель не обладает большой физической силой, а все-таки обаятельный положительный герой.

Понравился ли Черкасов? Чем понравился?

Какую роль герой Черкасова Жак Паганель играет в экспеди­ции? Капитан Гленарван - ум экспедиции, принимает решения, и Паганель самым искренним образом хочет помочь, у него большие знания в области ботаники, бесконечно добрый, но из-за рассеян­ности и несобранности он попадает в нелепые положения и выглядит


- 61 -смешно.

Как характер героя отражается в его внешности, манере дер­жаться? (Длинный, нескладный, движения, мало приводящие к цели).

Если вы видели его в других фильмах, сравните, как он вы­глядит в другой роли - Александра Невского, профессора Полежа­ева, режиссера в "Весне".

Как он выглядел в роли А.Невского. Сколько в нем ловкости, красоты и силы. Другая, роль, другая задача - он создает образ сильного человека, русского князя (реж. С.Эйзенштейн). В филь­ме режиссеров И.Хейфица и А.Зархи "Депутат Балтики" он играет ста­рика 70 лет, хотя ему в это время всего лет 26. Он играет че­ловека внутренне молодого. Делаем вывод. Черкасов - большой, яркий актер.

О комическом.

Основа комического - несоответствие между действием и ре­зультатом, внешностью в поступками.


- 62 –

Тема: Ответственность человека за свои поступки. (к/Ф "Пятнад­цатилетний капитан").

Основная цель обсуждения - показать особенности развития авторское мысли в последовательности эпизодов.

О вступительном слове. Перед просмотром фильма необходимо еще раз ребятам напомнить, что по воле автора фильма различные эпизода должны выстраиваться в определенной последовательности. Что бы, например, было, если бы в предыдущем фильме "Дорогой мальчик" сцену похищения ребят поместить в конце? Мы именно по­тому с интересом наблюдаем, как ребята убегают от погони, что уже они понравились нам, стали нам близки... А это, в свою очередь, .невозможно било без тех эпизодов, где нам рассказывают о харак­тере ребят, где мы видим их поступки и оцениваем эти поступки.

Вопросы к обсуждению фильма:

1. Какой эпизод вам больше всего понравился в фильме?

2. Где, по-вашему, Дику Сенту приходится труднее всего?

3. Когда Дик неожиданно узнает, что корабль сбился с курса, как вы думаете, что он чувствует в этот момент?

4. Как авторы фильма воспроизвели эти чувства героя на экране? (Портрет Дика. Выражение его глаз. Поступки героя. Он не находит себе места). Выходит из кабины на палубу. Волна захлестывает его с ног до головы. Мрачное освещение всей сцены и т.д.).

5. Перечислите все злые поступки, которые совершает Негоро,

или Себастьян Перейро?

6. Вспомните эпизод, когда Негоро представляет бурю. Как вы думаете, что он чувствует в этот момент? Это страх или ра­дость? Почему Негоро так радуется будущей буре? Почему он ее совершенно не боится?


- 63 -

7. Напоминают ли вам Негоро и Дик Сент каких-нибудь пер­сонажей сказки? Если да, то назовите их.

Рекомендация для учителей. Перед нами экранизация романа лил* Верна. Произведение это романтическое, следовательно, харак­теры здесь будут интересны своей широкой обобщенностью. Негоро -это не просто злой человек, а воплощение всего зла на земле. Он потому радуется буре и другим природным стихиям, что они сродни ему, они почти магически должны помогать Негоро во всем, здесь обнаруживается явная связь данного характера с героями волшебных сказок. Точно так же в Дик Сент. В отличие от Негоро, это воплощение идеи добра, мужества, непоколебимой стойкости, и у него тоже есть сказочные прототипы. Подобное сопоставление как раз и должно помочь ребятам увидеть определенную художест­венную закономерность в фильме.


- 64 -

Проявление героического характера в жанре приключенческого фильма (к/ф "Оцеола") .

Основные задачи обсуждения. Продолжить рассмотрение поня­тия о героическом характере в кино.

О содержании вступительного слова. Перед просмотром фильма ребятам необходимо еще раз напомнить о том, что любой фильм де­лает не один человек, режиссер, например, а оператор и художник, актеры и композитор. Вспомнив фильм "Финист, Ясный Сокол", пусть дети еще раз назовут имена основных создателей фильма. Прошлый фильм относился к жанру киносказки. Отличительные особенности этого жанра: отсутствие исторической определенности (действие всегда разворачивается в неведомом царстве, в неведомом государ­стве), наличие всевозможных превращений, волшебных предметов и, самое главное, это сказочный герой.

Сказочный герой всегда должен быть благороден, добр, он все­гда должен быть решителен в борьбе со злом, всегда должен быть необычайно ловким, бескомпромиссным в утверждении своих идеалов. Под такое определение не только подходит сам Финист, но и Сад­ко, и Илья Муромец, и Иванушка в фильме "Василиса Прекрасная", многие другие подобные герои. Эта особенность главного героя многих виденных ранее детьми киносказок и позволит нам легко перейти и к определению основных особенности жанра приключенческого фильма.

Наиболее четко отношение к герою проявляется в приключенче-


- 65 –

ском жанре. Зачастую это воспевание положительных черт героя, вставшего на борьбу со злом. Близость жанра киносказки и приклю­ченческого фильма не случайна. У них одна основа - народный взгляд на проблемы добра и зла. Извечно более сильный заступник в ли­це богатыря или воина всегда, вставал на защиту слабых, обез­доленных. И народ всегда наделял своего заступника самыми луч­шими человеческими качествами. В киноязыке приключенческого фильма, так же как и в киноязыке сказки, выработались свои легко узнаваемые особенности: четкая расстановка противоборствующих - сил (Мокроус-Рыжий ус и Финист; белые и красные в приключенче­ском фильме о гражданской войне); стихия приключения, напряжен­ный драматизм событий, неожиданные повороты в развитии действия, перестрелки, схватки, погони.

В основе сюжетной схемы большинства приключенческих филь­мов - борьба одиночки или группы людей с многочисленным против­ником.



- 68 -

"Оцеола" Тема: Борьба за независимость и справедливость.

"Оцеола" входит в серию "индейских" фильмов киностудии ДЕФА, начатой в 1965 году фильмом "Сыновья Большой Медве­дицы". В отличие от американских вестернов, где индейцы традици­онно изобразились коварными и кровожадными злодеями, немецкая се­рия с самого начала убедительно и объективно раскрывала истори­ческую картину событий - колонизацию индейских земель. В каждом фильме рассматривается ситуация агрессии, и рассматривается она с точки зрения жертв, с точки зрения тех, на кого агрессия направлена, - индейцев. В каждой картине захватываются земли, из­гоняются коренные жители - за спиной колонистов стоит четко и беспощадно работающая государственная машина, регулярная армия. Поэтому, если первые фильмы были экранизациями романов Ф.Купера, М.Рида и других писателей, отлично знавших историю индейского народа, то, начиная с "Оцеолы", в центр повествования становятся только те события, которые имели место в действительности.

Оцеола - реальное историческое лицо, герой так называемой "войны с семинолами", которая тянулась на болотах Флориды с 1832 по 1841 гг. Оцеола был предательски схвачен в 1837 г. и умер в заключении, отказавшись принимать пищу. Другой фильм "Текумзе" - это рассказ о "величайшем индейце Америки" (как его порой называют историки), задумавшем объединить все индейские племена перед лицом агрессии колонистов, но погибшем в 1812 году, так и не успев осуществить свой замысел. Ульзана и Старый Кана из фильмов "Ульзана" и "Апачи" тоже существовали в действительности. Ульзана погиб от рук белых разведчиков в 1886 г.

События "Сыновей Большой Медведицы", "Следа Сокола", "Белых волков" происходили на территории дакотских племен, нанесших


- 69 –

американской регулярной армии самое тяжелое поражение под Литтл Бигхорн в 1876 году. Апачи из Аризоны прославились таким круп­ным сражением. Они вели войну, которую скорее можно назвать пар­тизанской, но она была последним очагом вооруженного сопротив­ления индейцев поработителям.

Бессменным исполнителем ролей сильных, мужественных, реши­тельных индейских вождей является югославский актер Гойко Митич, начавший сниматься в качестве каскадера в I960 г., будучи сту­дентом Белградской академии физкультуры. Первую главную роль он сыграл в "Сыновьях Большой Медведицы" и с тех пор участвовал во всех фильмах "индейской" серии. В последнее время он пробует себя в режиссуре, пишет сценарии, но не оставляет своих героев:

- Я не могу обмануть ожидания тех, кто любит и ждет моего героя, поэтому буду сниматься в приключенческих фильмах, даже если придется пойти на жертвы. Вопросы для обсуждения:

1. Какой эпизод можно назвать началом активных действий Оцеолы? Почему?

2. Какие поступки характеризуют Оцеолу как вождя?

3. Какой эпизод в отношениях Оцеолы и плантатора можно считать
главным?

4. По чьей вине началась война? Что означают слова одного из героев в финале фильма (кого именно?):" Я ухожу на Север, но
обязательно вернусь сюда"?.