Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по анализу фильма для классного руководителя в 2-х частях (стр. 4 из 16)

и др.).

Евгений Леонов - известный актер; тип сказочного короля, безуспешно пытающегося быть "злым и грозным", позже в разных вариантах повторен и в других фильмах ("Обыкновенное чудо" и др.).

Материал для учителя Фильм-сказка "Снежная королева" увлекателен по сюжету, от­личается поэтичностью и тонким юмором. Мироощущение драматурга Шварца и великого сказочника Андерсена во многом совпадает, об­щее - и любовь к жанру сказки, понимание возможностей жанра,


- 20 –

хотя сказки Шварц отличаются большей философичностью и психоло­гизмом (у них и адрес иной). "Снежная королева" поставлена по законам сказок Андерсена: мир фантазии одухотворен добром, ут­верждается торжество добра, человечности над злым, низменным, враждебным человеку.

С текстом сказки Андерсена школьники знакомы, им известны особенности сказки литературной (по срав­нению с народной). Задача учителя: открыть новые смысловые пла­сты в уже знакомой сказке, помочь школьникам увидеть, чем обо­гатилась сказка в кино; от углубления нравственных вопросов -вести к постижению новых эстетических понятий.

Дополнительные сведения об Андерсене целесообразно дать в стиле его сказок (можно использовать "Сказки об Андерсене" Ген­надия Циферова); важно вспомнить героев сказок (большинство на­званий сказок по именам героев): Дюймовочка, Падкий утенок, Стойкий оловянный солдатик и др.

Мир сказок Андерсена создается по законам добра и красоты. Решение "вечных" вопросов: что есть добро? Что есть красота? и составит стержень всей работы над фильмом. Естественным будет сопоставление со сказкой, опора на литературный опыт учащихся. Идея сказки: красота, не одухотворенная добром, не может быть прекрасна (снежная королева), добро пробуждает в душе чело­века все лучшее, делает его прекрасным. Мир основан на добрых и разумны: началах, но помочь восторжествовать добру может то; ,ко горячее человеческое сердце - за добро надо бороться - так сказ­ка утверждает активность жизненной позиции. Второй тезис значи­тельно сложнее первого, ключ к его пониманию - оценка поступков героев, способных понять добро и помочь ему (вороны, принц и принцесса и, особенно, маленькая разбойница - все становятся лучше


- 21 - рядом с Гердой).

Возрастные особенности восприятия школьников ("стихийный оптимизм"; интерес к событийности, к герою, попившему в исклю­чительные ситуации; оценка прекрасного прежде всего с нравствен­ных позиций) во многом предопределяют приемы работы над фильмом, вместе с тем целесообразно некоторые задания дифференцировать: одни - для школьников 4-10-х классов, только что изучавших сказку (создание иллюстраций, более детальное сопоставление эпизодов, деталей), другие - для учащихся 5-6-х классов, обладающих большим опытом аналитической оценки.

Общие вопросы (для всех классов)

1. Какие сказка Андерсена вы знаете? кто их герои? (Назва­ние часто по имени главного героя).

2. Снежная королева - главный герой сказки? Почему сказка названа ее именем?

3. Соответствует ли Снежная королева в фильме (актриса Н.Климова) вашему представлению о ней, сложившемуся после чте­ния сказки?

Какими средствами (выражение лица, пластика движений, краски) воссоздана авторская характеристика: "глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира", "ледяное сердце"?

4. Есть ли в фильме еще герои о "ледяным сердцем"? Белый цвет - обязательная их примета? (Советник всегда в черном!).

5. "Ледяное сердце" может быть временным состоянием. Как оледенело сердце Кая? (Сравните детали в сказке и в фильме). Как изменением цвета (эпизод разговора с Гердой в Ледяном дворце) показано "превращение" в человека лживого, открытого добру?

Как изменяется манера поведения? Как в моменты "превращений" (отношение к цветам, к бабушке - после "оледенения"; отношение


- 22 - Герде в Ледяном дворце)?

6. Почему Герда смогла разрушить чары Смежной королевы? Что

придавало ей силы?

7. Кто из героев сказки помогает Герде, а кто встает на сторону Советника? Что разделяет героев на два лагеря? (Живое человеческое участие, радость доброго поступка - эгоизм как ос­нова жестокости: король, например, боится остаться без холод­ного оружия и мороженого!).

8. Маленькая разбойница - добрая или злая? Почему нельзя однозначно ответить на этот вопрос? (Капризна, своевольна, оби­вает оленя, убивает летучую мышь - защищает Герду, помогает ей стать лучше, добрее, справедливее?

9. Почему победа Герды, победа добрых сил неизбежна?

10. Какие новые герои появились в фильме? Иакова их роль? Как Сказочник сам объясняет свое появление в фильме? (Проанали­зировать вступление к фильму - "до титров").

11. В каких кадрах использована в фильме мультипликация? С какой целью? (сны дам, кавалеров - и сны узников).

12. Какова цветовая гамма, определяющая силы добра в силы зла? (Интересно "нарушение" - золотая карета: разумным ли было решение принцессы?). Приведите примеры.

13. Роль кинематографической детали: куст роз в комнате бабушки роль в развитии сюжета; деталь-символ).

Дополнительные задания для школьников 4 класса:

- Нарисовать какой-то предмет (предметы), олицетворяющий цар­ство Льда и царство Добра, человеческой теплоты, Жизни.

- Нарисовать персонажей фильма - Чернильницу и Домового.

- Подготовить пересказ эпизода (сопоставить - в тексте сказки


- 23 -

и в фильме) "Как оледенело сердце Кая".

Дополнительные задания для школьников У-У1 классов

- Почему смешон Король (Е.Леонов)? (Внешность, логика поступ­ков, речь - выявить несоответствия, составляющие основу комического).

- Основа комических эффектов в речи атаманши ("дежурный по пайке", "уволю из шайки по собственному желанию").

- Характеристика Маленькой разбойницы (что истинное, что внешнее; почему встреча с Гердой была нужна Разбойнице, помогла ей?).


— 24 —

Тема ответственности человека за происходящее на примере фильма "Там на неведомых дорожках..." (автор сц. А.Ахундова, ре­жиссер М.Юзовский, Оператор О.Кобзев, по мотивам сказки Э.Успенского "Вниз по волшебной реке").

Основные задачи обсуждения: Продолжить разговор о роли эпи­зода в фильме.

О содержании вступительного слова. Из прошлых занятий, ре­бята, мы с вами выяснили, что эпизоды в фильме играют очень важную роль! Яркие, запоминающиеся, они выполняют очень важную смы­словую роль. Причем, отдельно сам по себе, вырванный из всего фильма, эпизод ничего не значит. Он приобретает значение толь­ко, когда ему отведена строго определенная роль в фильме. Весь фильм как раз и состоит из этих отдельных кусочков, которые в сочетании и создают у нас целостное представление о фильме. Сей­час вы увидите фильм "Там, на неведомых дорожках". Эта веселая, остроумная сказка поставлена по мотивам книги "Вниз по волшеб­ной реке", которую написал Э.Успенский - создатель Чебурашки, крокодила Гены, трех друзей из Простоквашина и многих других ге­роев.

Вопросы к обсуждению фильма (и ход рассуждений)

1. Откуда взята цитата, вынесенная в название фильма? А.Пуш­кин "Руслан и Людмила". Кто-нибудь из вас может прочитать все стихотворение? В этом отрывке мы встречаемся со всеми героям русских народных сказок. Зачем это сделал поэт? Пушкин хотел показать, как богат наш народ на фантазию, на выдумку, он хотел подчеркнуть, что необычное, чудесное живет рядом с нами.

2. А как вы думаете, с какой целью автор фильма выбрал для


- 25

названия строчку из поэмы А.Пушкина? Скорее всего, создатели фильма хотели подчеркнуть, что и в наше время, в нашей обыден­ной жизни таится очень много чудес и сказок.

3. Вспомните последний эпизод в фильме, когда Варвара Его­ровна (Баба Яга) кладет иголку с Кощеевой смертью в деревянное яичко, а яичко - в утку. Как вы думаете, зачем она отпускает не­ожиданно ожившую утку на волю? Сказка не должна прекращаться, она учит нас жизни. "Сказка ложь, да в ней намек - добрым молод­цам урок", - как писал в свое время А.Пушкин.

4. Чему же мы стали свидетелями в этом сказочном и вроде

бы выдуманном фильме? В "тридцадцатом" царстве произошли чрезвы­чайные события. В столице был совершен государственный переворот. Добрый, но безвольный царь Макар оказался в темнице, а престол захватил Кощей Бессмертный. На сторону всесильного Кощея пере­метнулись все трусы, подхалимы и предатели, какие только нашлись в царстве.

5. А разве государственный переворот - это только сказочное
явление. Разве трусы, подхалимы и воры существуют только в ска­зочном царстве?

6. Кто из всех злых персонажей, по-вашему, является самым страшным, самым кровожадным? Вспомните все эпизоды, связанные со Змеем Горынычем. Как он предстает перед нами на экране? Столп пламени, клубы дыма Хотя мы его и не видим, но по дыму и пламе­ни можно догадаться, что это за чудовище, его явно побаиваются даже свои. Зло ни перед чем не остановится, оно готово все сжечь, уничтожить на своем пути. Разве это только сказочный мотив или у Змея Горыныча есть свои жизненные прототипы?

Так в сказочной форме авторы фильма воплощают мысль об от­ветственности каждого за все, что окружает нас, за то, чтобы зло никогда не пришло к власти над миром!

40

Фильм как единое целое. Синтетическая природа кине­матографа (к/ф "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо", "Три толстяка", "Город мастеров"

1У класс

Тема: "Человек и мир в фильме С.Говорухина "Жизнь и удивитель­ные приключения Робинзона Крузо" (сценарий Ф.Миронера, режиссер С.Говорухин, Одесская киностудия, I972 г.). Основная задача обсуждения - показать, как раскрывается главная тема произведения, теш истинных и ложных ценностей, в музыке, во вставных микроэпизодах, в сюжете фильма и т.д.

О содержании вступительного слова

Роман Даниеля Дефо давно уже стал классикой не только ан­глийской, но и всей мировой литературы. В чем заключается не­увядающая сила этого произведения? Прежде всего, в том, что Д.Дефо в своем романе смог отразить одну из интереснейших про­блем не только века классицизма, но и нашего XX века, века научной революции и атомной энергии. Можно смело сказать, что тема робинзонады поистине неувядаема. Вспомним хотя бы бесчис­ленные попытки наших современников переплыть океан в утлом су­денышке, когда в течение многих и многих дней они оставались один на один со стихией. Подобным путешествиям посвящены многие книги, сняты различные фильмы.