Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по анализу фильма для классного руководителя в 2-х частях (стр. 13 из 16)

II. Кто герои фильма?

Взрослые: "старик со старухой", хирург, генерал, Шеломытова, фронтовая подруга Кати, - что открыли ребятам встречи о ними., чем обогатили? Умеем ли мы быть внимательными к окружающим наc людям? (Как в этих встречах возникает тема войны? Особенно благодарный материал для анализа эпизода - встреча с генералом. Заметила ли ребята детали: генеральская шинель, которой накрыт больной, би­нокль - как единственно возможная для него форма выйти за пределы квартиры... В чем мужество и красота этого человека?").

Эпизодические персонажи - наблюдательность авторов фильма, узнаваемость, жизненная основа сценок и характеристик персонажей:


- 41 –

актеры в новогодних масках у лотка с горячими пирожками, веселый прохожий с душой нараспашку (узнали ли ребята Быкова? Какие чувства переполняют прохожего? Как это вписывается в атмосферу филь­ма?).

Маленькие герои. Какова роль Руслана? (Его играют два маль­чика - братья-близнецы). Возможна параллель с Кузей - героем фильма "Автомобиль, скрипка...". Как относится к Руслану Костя? Как это раскрывает характер Кости? (Важно объяснить маску-игру Кости - изображение "доброго слона").

Что изменилось в отношениях между Тошей и Костей? Как идет противопоставление: Шафоростов (самая "яркая" личность в классе) и "незаметный", не боящийся быть смешным Костя? Почему переоцен­ка Тошей двух мальчиков неизбежна и естественна? Как это пока­зано?

Ш. Что же объединяет вереницу встреч в фильме? Почему он воспринимается как единое целое? Не прочитав фамилию режиссера в титрах, могли бы вы сказать, что это фильм Ролана Быкова?

Какова общая атмосфера фильма? - Праздничная, добрая. Слу­чайно ли выбран день для рассказанной истории - накануне нового года?

Посмотрите детские рисунки - сколько света, радости в ре­бячьем воссоздании красок мира, того самого мира, в котором мы видим и серость, и мусор, и грязь..." (Р.Быков). Как свежесть и красочность детского восприятия мира определили красочную палитру фильма?

Каков смысл поисков - истинная идея, организующая сюжет? Что хотел сказать автор? Что смогли "услышать" ребята? - Не по­иск адресата (сюжетно это так) - поиск героя, подлинного героя. Увидеть их рядом с собою - значит по-новому увидеть жизнь, сде­лать одно из важнейших и необходимых для человека открытий. Это


- 42 -

случилось о Тошей и Костей. А со зрителями? Смогут ли ребята са­ми сформулировать подобный вывод?

Что отличает фильмы Р.Быкова? За что их так любят ребята?

Веселая и озорная импровизация, богатство выдумки; яркая, эмоциональная игра актеров (равнодушие в фильмах Быкова немысли­мо - и оператор, и художник - единомышленники режиссера). О серь­езном, гражданственном рассказывается ненавязчиво, без назида­тельности. Есть память войны, оказывается у детства есть прош­лое - и к нему тянутся очень прочные нити. Открытие, что мама, та­кая домашняя, обычная - героиня, о которой с глубоким уважением рассказывали вое. Многое изменилось в мировосприятии детей.


- 43 -

5-6 классы

О фильме "Гусарская баллада"

Сц. А..Гладкова при участии Э.Рязанова, peж. Э.Рязанов, оп. Л.Крайненков, худ. М.Богданов, Г.Мясников, звукоп. В.Попов, комп. Т.Хренников. - Мосфильм, I962.

В главных ролях: Л.Голубкина, Ю.Яковлев, И.Ильинский, Н.Крюч­ков, В.Кольцов (Азаров), Т.Шмыга (Жермон).

Из истории экранизации пьесы А.Гладкова "Давным-давно". Премьера пьесы - 6 ноября 1941 г. в осажденном Ленинграде (театр Комедии). Лучшая постановка - реж. А.Д.Попова в централь­ном театре Советской армии (1944 г. Шура - Л.Добржанская): лирико-романтическая тональность пьесы,"грациозность", "ритмы мазур­ки" (А.Попов).

Юношеские впечатления Э.Рязанова от этой постановки: празд­ник. "Озорная, написанная звонкими, яркими стихами, она рассказы­вала о смелых, лихих людях, которые бескорыстно дружат, горячо влюбляются, готовы прийти на помощь другу, которые ценят шутку, застолье и вообще любят жизнь" (Э.Рязанов о пьесе). Замысел по­становки фильма к юбилею - 150 лет Бородинской битвы. Премьера 7 се­нтября 1962 г.: "В "Гусарской балладе" привлекает отличный вкус, способность точно следовать законам жанра и непринужденно поль­зоваться его условностями, смелость в выборе актеров..." (Правда, 19 октября 1962 г.).

Первый фильм - экранизация Э.Рязанова: "Я как-то сразу по­чувствовал ее интонацию - ироничную, задорную, где-то бесшабашную и озорную". Изменение названия: не только о "девице-кавалеристе", но о 1812 г., о гусарах Дениса Давыдова. Новые батальные сцены (текст 8 сцен в стихах - стилизация Э.Рязанова), исчезли сцены "прощания с куклой", "финальное объяснение" и др. Фильм Рязанова в большей мере комедия ситуаций, а не характеров. Блестящая и не-


- 44 -

ожиданная удача фильма - Кутузов (И.Ильинский): народный шор, героическое через обыденное, психологическая многогранность и глу­бина характеристики.

Материал для вступительного слова: 0 фильмах режиссера Э.Ря­занова: "Гусарская баллада" - четвертый игровой фильм, до него -"Карнавальная ночь" (1956), "Девушка без адреса" (1958), "Человек ниоткуда" (1961), последующие фильмы ("Берегись автомобиля", "Зигзаг удачи" и др.) известны всем. Верность жанру комедии, бо­гатство "жанровых красок", поиски: приключенческая комедия с эле­ментами пародии ("Берегись автомобиля", "Приключения итальянцев в России"), сатирическая комедия ("Дайте жалобную книгу", "Га­раж"), музыкальная комедия. Особое место "Гусарской баллады" в ряду фильмов Рязанова: о героических событиях средствами муз-комедии, причина обращения к пьесе А.Гладкова.

Вопросы перед просмотром:

Какие фильмы Рязанова вы знаете?

Что отличает комедии Рязанова.(например, по сравнению с ко­медиями Гайдая)?

Год создания комедии - 1962. Юбилей - 150 лет Бородинской битвы. Правомерно ли - к юбилею величайшего события национальной истории создавать комедию? (Возражения критиков). Категорические возражения вызывал выбор на роль Кутузова известного комического актера И.Ильинского. Как вы думаете, почему Рязанов выбрал имен­но его? - Ответим на этот вопрос после просмотра фильма.

Вопросы для обсуждения:

I. Как определить основное настроение фильма? (Праздничность, озорство), Чем оно создается? Можно ли представить себе черно-бе­лый вариант фильма? (Подчеркнутая яркость красок: голубизна сне­га, ослепительное солнце, яркие мундиры в пр.). Ритм сказки и


- 45 –

ритм мазурки. Музыка, Герои гусары - отважные и веселые. Шутка и розыгрыш как естественная атмосфера действия.

2. Как определить жанр фильма? Попробуйте дать обоснование,
назвать признаки.

Комедия. Музыкальная комедия. Историческая комедия (?) - воз­можно ли такое сочетание? Что из истории? Прототип Давыда Василь­ева? Как воспроизводится историческое в музыкальной комедии?

"Размышляя о мере достоверности в показе эпохи, я решил для себя, что создавать на экране музей мебели, одежды, оружия, усов и бакенбардов мы не будем. Главное - найти способ верно передать дух времени" (Э.Рязанов).

3. Как заставка к фильму настраивает на восприятие такого фильма? (Взрывается старинное ядро, вязью - буквы заглавия, му­зыка).

4. Как создается эффект комического? Давайте проанализируем конкретную сцену. Например, разговор Кутузова и Шуры Азаровой ("разоблачение" корнета). Серьезен ли гнев Кутузова (И.Ильинский)? Как он реагирует на слезы Шуры? Комическое противоречие ситуации: этот "мальчишка" спас от французов генерала Балкашова. Комическое противоречие и ситуации, и характера: мудрого, старого чело­века, "перехитрившего" французов, провела девчонка!

"Комедия о переодеваниями" - примеры смешного.

5. В какой мере выбор жанра определил художественную струк­туру фильма, его звукопластический отрой?

Батальные сцены: обобщенность решения образа врага (начало -игрушечные стройные, алые ряды французов, конец - странные фигу­ры в лохмотьях; разное звучание песенки о короле Анри IV, об­раз метели); пиротехника; пластика фехтовальных поединков; "но­мера" циркового конного аттракциона (группа М.Туганова).


- 46 -

Музыка и пластическое решение сцен, средство характеристики персонажей; водевиль или лирико-романтическая комедия? - Проана­лизировать с этих позиций игру актеров Ю.Яковлева, Л.Голубкиной (первая роль в кино студентки Ш курса Театрального института, отд. музыкальной комедии), И.Ильинского.

О Голубкиной: удалоcm ли сочетание - в одном случае "суровая, непреклонная интонация молодого мужчины, в другом - нежность, мяг­кость, податливость женщины"? (задача, поставленная режиссером). Справедливо ли суждение критика: есть ловкость, отвага, дерзость, мало лиричности, забываем, что это девушка?

Возвращаемся к вопросу: правомерен ли выбор И.Ильинского на роль Кутузова? аргументы "за" и "против". Подчеркнуть глубину пси­хологической характеристики. Вывод: глубинный поиск характера не противопоказан комедии.

Литература о фильме:

1. Рязанов Э. Эти несерьезные, несерьезные фильмы. М., 1977.

2. Рязанов Э. Грустное лицо комедии. М., 1977.

3. Максимова В. Питомцы славы // Искусство кино, 1962, № 12.

4. Лунден В. Недаром помнит вся Россия // Сов. экран, 1962, № 11.


- 47 -

О фильме "Семеро смелых" Авт. сцен. С.Герасимов в Ю.Герман, реж. С.Герасимов, оп. В.Ве­личко, худ. В.Семенов, комп. В.Пушков.

В ролях: Н.Боголюбов, Т.Макарова, И.Новосельцев, О.Жаков, П.Алейников. - Ленфильм, 1936.

Материал для вступительного слова Режиссеры и кинокритики о фильме: С.А.Герасимов: "Мне казалось, что дефекты нашего искусства определяются попыткой охва­тить все огромное. Мне казалось, что главный вред от гигантомании... Я не делал камерной картины. Я делал картину подробную. Я убеж­ден, что сила искусства в подробности видения художника, а не в том количестве свободного времени, которое позволяет ему пока­зать большое количество общих мест. Подробность - это не то сло­во, которое я хотел бы употребить, оно общо, но под ним надо под­разумевать не скрупулезно техническую детализацию, а движение вглубь материала" (Ст. "Как я стал режиссером", 1952).