Смекни!
smekni.com

И россия (стр. 24 из 71)

Можно отметить, что эта валюта смогла достаточно успешно прижиться и, несмотря на разразившийся валютный кризис начала 80-х годов, т.е. практически сразу после ее введения, выжить. Можно отметить и роль стабилизатора валютных курсов. Вместе с тем итоги функционирования ЕВС весьма противоречивы, очевидна хрупкость системы, порождаемая структурными, экономическими и валютными причинами. К середине 80-х годов в силу как внутренних, так и внешних причин, страны Западной Европы ясно осознали, что без принятия новых решительных мер политического характера нужных темпов по созданию единого рынка достигнуто не будет.

С 1 июля 1987г. вступил в силу Единый европейский акт. В первой части документа подтверждается стремление стран-членов последовательно продвигаться к созданию подлинного Европейского Союза. Экономическая интеграция и европейское политическое сотрудничество были сведены в единый магистральный процесс. Во второй части акта содержатся положения о процедуре взаимодействия между Советом, Комиссией Европейских Сообществ (КЕС) и Европарламентом и о процедуре принятия решений. Главное – это отказ от принципа единогласия в разработке коммунитарного законодательства.

По мнению специалистов, принцип единогласного принятия решений тормозил интеграционный процесс. Была установлена дата перехода к единому рынку, подразумевающему свободу движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы, – 31 декабря 1992г. В третьей части речь идет о сотрудничестве в области внешней политики, а в заключительной части документа содержатся общие положения о применении статей Акта.

Для конкретизации идеи создания единого рынка КЕС был разработан специальный план мероприятий из 300 пунктов по устранению различных препятствий в торгово-экономической сфере, так называемая “Белая книга”. Результаты выполнения этого плана в большей или меньшей степени характеризуют современный уровень интеграции. Первая группа положений “Белой книги” относится к демонтажу физических барьеров сотрудничества.

Во-первых, это полная ликвидация механизма национального импортного контроля, т.е. по существу лишение правительств стран-членов формальной возможности действовать вопреки единой внешнеторговой политики.

Во-вторых, значительно облегчена процедура оформления грузов в рамках торговли между странами Евросоюза. Огромное значение также имеет соглашение о полном устранении контроля за передвижением всех граждан (проживающих на территории стран, подписавших этот документ) и едином визовом контроле. Значительный шаг вперед сделан в реализации второй группы задач – устранение технических препятствий и в первую очередь выравнивание норм и стандартов.

Важное место занимают финансовые услуги. С 1993г. каждый банк-резидент имеет право на выполнение всех банковских операций в любой стране – члене интеграционной группировки. Разрешена продажа долей уставного капитала гражданам и компаниям стран – членов ЕС, либерализованы страховая деятельность, рынок услуг (хотя имеется ряд нерешенных проблем), более прогрессивен регламент, предусматривающий свободу движения капиталов, расцениваемый как первый шаг к созданию экономического и валютного союза в рамках ЕС.

Самые сложные, налоговые проблемы, возникли в ходе реализации третьей группы задач. В документе подчеркивается, что функционирование единого рынка не требует быстрого и жесткого выравнивания национальных ставок косвенных налогов. Основной проблемой является структура налогообложения, т.е. деление на налог на добавленную стоимость и акцизы. Предстоит также решить довольно непростую задачу регулировки количества национальных ставок НДС, сближения ставок НДС до взаимоприемлемого уровня и т.д. Налоговая сфера является одной из тех, которые тормозят продвижение к единому рынку.

Пути и проблемы становления Экономического и валютного Союза

Одним из сложнейших этапов Западноевропейской интеграции был плавный (по возможности) переход от единого рынка (ЕР) через Экономический Союз к Экономическому и валютному Союзу (ЭВС), основанному на единой валютно-финансовой политике стран по внедрению единой европейской валюты евро. Этот процесс шел сложно, с большим разбросом мнений среди стран ЕС, экспертов и общественного мнения, поскольку многие параметры ЭВС были намечены лишь в общих чертах и требовали конкретизации.

Пока ЕС опирается на различные денежные системы, остающиеся в национальном подчинении, внутри него сохраняются различия в организации кредита, расчетов, курсовой политики, а следовательно, и связанные с этим валютные риски, задержки платежей, различия в ценах, несопоставимость налогов и различная внешняя валютная политика. В результате назрела необходимость денежно-валютного регулирования в ЕС на наднациональном уровне, которое бы опиралось на единую денежную единицу. Преимущества такой наднационализации как для государств ЕС, так и особенно для их хозяйственных операторов состоят, в числе прочего, в следующем:

1. На макроэкономическом уровне единая бюджетная дисциплина и унификация денежных рынков стран ЕС под “зонтиком” и мониторингом наднациональных финансовых институтов позволяет надежнее бороться с инфляцией, снизить процентные ставки, а со временем и налоги, что будет способствовать росту производства, занятости и стабильности государственных финансов.

2. Для хозяйственных операторов единая валютная политика и валюта означают единство денежно-кредитного и валютного регулирования, в том числе фондового, на всей территории ЕС, существенное сокращение, по сравнению с мультивалютной средой, накладных расходов на расчетное обслуживание операций, ценовых и валютных рисков, сроков переводов средств и, как следствие, заметное уменьшение потребностей этих операторов в оборотном капитале.

3. Для физических лиц удешевляются ведение счетов и поездки в пределах ЕС, ибо при нынешних обязательных обменах купюр их первоначальная стоимость заметно снижается из-за разницы в курсах купли-продажи и уплаты комиссионных.

4. Единая валюта способна гораздо устойчивее противостоять доллару и иене.

5. Ужесточаются требования к состоянию финансов вновь вступающих в ЕС стран, особенно стран Восточной Европы, что снижает для Евросоюза бремя, связанное с его потенциальным расширением. По своей структуре ЭВС – двухуровневая система банков, в состав которой входит вновь учреждаемый Европейский Центральный банк (ЕЦБ) и центральные банки стран-членов. Во главе этой системы стоит ЕЦБ, создаваемый на базе Европейского валютного института (ЕВИ).

Продвижение к ЭВС было запланировано в виде трех последовательных этапов (подготовительный – до 1 января 1996г., организационный – до 31 декабря 1998г. и заключительный – до 2002г.). Причем последний этап разбивается на три конкретных ступени (“А”, “В” и “С”) В ходе первого этапа участники сняли все или почти все ограничения на взаимное движение капиталов и начали осуществление программ стабилизации своих бюджетов, цен и иных показателей финансовой политики, соблюдение которых признано обязательным для участия в Союзе. Такими показателями являются:

планируемый или фактический дефицит госбюджета в размере около 3% ВВП в рыночных ценах;

государственный долг не более 60% ВВП в рыночных ценах;

годовая инфляция в размере не выше 1,5% усредненного уровня инфляции трех стран с наиболее низкими ее темпами;

средняя номинальная величина долгосрочной процентной ставки за год не выше 2% усредненного уровня этих ставок в трех странах с наиболее низкими темпами инфляции;

участие в системе совместного колебания валютных курсов не менее двух лет (установленные пределы колебаний составляют примерно 2,25%).

Индивидуальная готовность стран ЕС к достижению таких показателей крайне различна. Наряду с сомнениями в целесообразности отказа от валютного суверенитета, ЕС уже на первом этапе раскололся на “основные” страны, заинтересованные в создании Союза (Бельгия, Голландия, Люксембург, Франция, ФРГ), и прочие страны, одни из которых присоединятся к ЭВС, а другие не смогут или не захотят с учетом установленных условий. В частности, участию в Союзе противилась Великобритания, а Швеция, Финляндия и Португалия предпочитали более медленный темп своего к нему присоединения. В итоге ЭВС, по крайней мере первоначально, станет объединением одних лишь заинтересованных стран и не будет совпадать с общими границами и механизмами ЕС.

Второй этап предполагалось посвятить завершению указанных программ стабилизации финансов и формированию правовой и институциональной базы Союза. Функционирующий ЕВИ осуществляет вместе с Европейской Комиссией соответствующие наработки. Однако “проходных” финансово-экономических критериев по состоянию на конец 1995г. полностью достиг лишь Люксембург. Таким образом, готовность стран ЕС (и даже их основной группы) к вхождению с 1 января 1999г. в заключительную фазу создания ЭВС оказались проблематичной. Окончательное решение по данному вопросу должен был принять Совет на уровне глав государств и правительств ЕС.

В итоге консультаций Европейской Комиссии и ЕВИ с официальными и финансовыми кругами Европы был принят сценарий, предусматривающий длительный (1998 – 2002гг.) переходный период, удовлетворяющий требованиям реалистичности, выполнимости, минимизации неопределенностей, приспособляемости для бизнеса, общественной поддержки и т. д., что позволило считать движение к ЭВС по крайней мере необратимым. По этому сценарию на ступени “А” принимается решение о странах, участвующих в ЭВС (конец 1997 – начало 1998 года). Учреждается Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) во главе с ЕЦБ, ЕВИ ликвидируется, отрабатывается организационно-правовой режим Союза.