Смекни!
smekni.com

«Города-музеи: Петергоф» (стр. 2 из 7)

В 1925-1926 годах под руководством архитектора А.Шварца были восстановлены все фонтаны западной части Нижнего парка и фонтан "Солнце", не действовавший более 50 лет. В 1929-1930 годах была произведена частичная перекладка стен Морского канала и Большого каскада. Убраны вековые ели, росшие вдоль Морского канала, вырублены кустарники сирени, закрывавшие вид на Большой дворец и каскад. Производилась замена напорных трубопроводов к фонтанам. Партер Верхнего сада, запущеный и заросший кустами сирени, в 1927-1929 годах восстановили по чертежам XVIII века.

Однако осуществить все намеченные планы по реставрации не удалось: началась Великая Отечественная война против фашистских захватчиков. 23 сентября 1941 года немецкие войска захватили Петергоф. 900 дней они хозяйничали в парках и дворцах города, всемирно известного своими памятниками культуры. Когда 19 января 1944 года Советская Армия вступила в Петергоф, взору его освободителей представилась страшная картина невиданного в истории вандализма: фашистские захватчики уничтожили почти все дворцы, превратив их в руины; заминировали, изрыли окопами и траншеями парки, вырубили тысячи вековых деревьев; уничтожили фонтаны, привели в негодность трубопроводы, каналы и шлюзы. Уникальный петровский ансамбль был подвергнут методическому разграблению и разрушению: Большой дворец взорван и сожжен, огнем уничтожены Оранжерея, Екатерининский корпус; от Монплезира и Эрмитажа; остались лишь остовы стен; подорванный миной замедленного действия и разрушенный артиллерийскими обстрелами лежал в руинах дворец Марли;. Терраса перед Большим дворцом, центральная часть Большого каскада и Львиный каскад также были взорваны. Деревья на Марлинской аллее НИжнего парка захватчики вырубили и сделали заминированный завал на прибрежной полосе; в центральной части Верхнего сада вырыли широкий противотанковый ров.

Из всех сооружений Петергофа больше всего пострадали фонтаны. Немцы похитили монументальные бронзовые статуи Большого каскада и среди них скульптурную группу "Самсон" - красу и гордость Нижнего парка. За время своего хозяйничания они вывозили в Германию все, что представляло для них ценность как металл: статуи, барельефы, кронштейны, вазы, чаши, вентили и даже дверные ручки. Уникальные произведения фонтанного искусства - ветвистый шестиметровый фонтан-шутиха "Дубок", "Зонтик", "Солнце" - были уничтожены, повреждена мраморная облицовка фонтанных чаш и бассейнов. Разрушены были не только фонтаны, но и тянувшиеся на многие километры каналы с водорегулирующими устройствами. Лежавшие в земле трубопроводы к фонтанам во многих местах оказались преднамеренно взорванными.

29 марта 1944 года вслед за победным салютом, возвестившим миру о снятии блокады, было принято решение правительства о первоочередных мероприятиях по восстановлению Ленинграда, в котором указывалось: "Предрешить восстановление городов Пушкина и Петродворца как мест массового отдыха трудящихся Ленинграда".И уже 17 июня 1945 года состоялось открытие Нижнего парка.

2. Большой дворец - основное сооружение Петергофа.

История постройки Большого Дворца Петергофа

В поденном журнале Петра I имеется такая запись: «26 мая 1710 года царское величество изволил рассматривать место сада и назначить дело плотины грота и фонтанов Петергофскому строению». И хотя сами Верхние палаты возводились в 1714–1721 годах под наблюдением архитекторов Ж.-Б. Леблона, И. Браунштейна и Н. Микетти, Петр I задолго до начала строительства видел в своем воображении и сад, и саму постройку, украшенную гротом, и фонтаны, вода для которых поступала из бассейна с плотиной. Петр торопил строителей, поэтому возведение Верхних палат велось «с поспешанием», и к 1716 году были закончены стены и кровля.

По воспоминаниям очевидцев, в 1721 году «главный корпус дворца состоит из двух этажей, из которых нижний только для прислуги, а верхний — для царской фамилии. Внизу большие прекрасные сени с красивыми колоннами, а вверху великолепная зала… Комнаты вообще малы, но недурные, увешаны хорошими картинами и установлены красивой мебелью».

Однако небольшие размеры дворца, его скромное оформление не соответствуют грандиозному замыслу Петра создать парадную летнюю резиденцию, которая бы «первейшим монархам приличествовала». В Петергоф на государственные ассамблеи и просто для увеселения приезжали и многочисленная царская свита, и иностранные гости.

Еще при жизни Петра I Большой дворец Петергофа перестраивался дважды. Автор первоначального проекта не установлен и до настоящего времени. Известно лишь, что художественный замысел постройки Петра I воплощали в жизнь архитекторы И. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти. Последний еще в 1721–1723 годах присоединил к скромному двухэтажному корпусу дворца (его длина равнялась ширине Большого каскада) две галереи, заканчивавшиеся двухэтажными флигелями. Капитальная перестройка скромного двухэтажного петровского дворца началась в 1747 году архитектором Б.-Ф. Растрелли. Сохранив внешний облик центральной части здания, зодчий увеличил высоту помещения на один этаж, присовокупив к постройке два флигеля, соединенные галереей и завершенные двумя корпусами — Церковным и «Под гербом». С тех пор наружный вид дворца не претерпел существенных изменений до настоящего времени, хотя внутренние его помещения не раз перестраивались.

Большой дворец Петергофа

Большой дворец и Большой каскад Петергофа являются композиционным центром Петергофского дворцово-паркового ансамбля.

Фасад дворца имеет значительную протяженность, усиливающую монументальность и парадность всего сооружения. В его композиции четко выделены отдельные взаимосвязанные объемы, ритмически нарастающие к центру. Это придает зданию особую пластическую выразительность и величавость. Средняя, самая крупная, трехэтажная часть дворца связана неширокими аркадами одноэтажных галерей с симметричными двухэтажными флигелями (Церковным и «Под гербом»). Обращенный к морю северный фасад вытянут вдоль края гряды. С южной стороны здание дворца напоминает по конфигурации растянутую букву П, образованную его средней частью и примыкающими двумя трехэтажными корпусами.

В облике Большого дворца значительную роль играют высокая фигурная кровля, золоченая ваза сложной конфигурации и особенно купола с золочеными главами и разнообразным рельефным декором. Отделка фасадов отличается сдержанностью, хотя в ней использованы разнообразные декоративные элементы, характерные для архитектуры барокко: раскреповки, русты, пышные картуши над оконными проемами, барельефы во фронтонах, узорные балконные решетки.

Этапы строительства Большого дворца Петергофа:

- первый (1714—1725 гг.) - постройка петровских Верхних палат;

- второй (1725–1740) - завершение и дополнение декоративной отделки и первая попытка расширения дворца пристройкой деревянных флигелей;

- третий (1740–1760) - коренная перестройка всего здания и превращение Верхних палат в Большой дворец;

- четвёртый (1760–1800) - создание новых парадных залов;

- пятый (1800–1917) - ремонты и переделки интерьеров, декорированных в 1850-х годах;

- шестой (1917–1983) - превращение дворца в музей и возрождение его после разрушений, причиненных войной.

Верхние палаты

Один из рисунков Петра I дает общее представление о первоначальном облике Верхних палат, задуманных в виде двухэтажного здания с двумя ризалитами (выступами) и центральной частью, выделенной фронтоном. Летом 1714 года была подговлена строительная площадка и вырыт котлован для фундаментов дворца. К осени 1715 года стены Верхних палат возведены почти полностью, и в конце строительного сезона отдано распоряжение о достройке летом 1716 года палат и грота с каскадами.

Работы по созданию дворца велись интенсивно, но осенью 1716 года появились трещины, и вода затопила его подвалы. Приехавший в Петергоф Ж.-Б. Леблон приступил к сооружению подземного кирпичного акведука для устранения грозившей дворцу опасности и изоляции здания от почвенных вод. Кроме того, он скрепил продольные и поперечные стены дворца железными связями. 1 ноября 1716 года Леблон представил Петру I проект переделки центральной части Верхних палат, который был осуществлен годом позже. По этому проекту в центре первого этажа дворца создавался обширный сквозной вестибюль с колоннами, выстланный мрамором. В Итальянском салоне, самом большом помещении дворца, Леблон увеличил размеры дверей и окон. На каждом фасаде он устроил не один, а три парадных входа, а балкон на консолях сделал во всю ширину среднего ризалита дворца.

В 1718 году намечалось закончить отделку интерьеров Верхних палат. Петр I распорядился декорировать панели стен дубом и обтянуть их штофом. Осенью 1718 года фасады палат были окрашены и над пилястрами установлены резные капители. Резчики Руст и Э. Фоле под наблюдением Н. Пино и Д. Трезини выполнили деревянный барельеф для тимпана южного фронтона. Леблон не успел завершить задуманное - превращение скромных палат в изысканный по своей декорировке дворец. В феврале 1719 года архитектор умер, и находившиеся у него чертежи палат были переданы И. Ф. Браунштейну - который продолжал работы, руководствуясь проектом Леблона.

В 1749–1751 годах постройка Большого дворца велась с широким размахом и с большим напряжением. Уже к началу 1750 года правый флигель и церковь были полностью закончены наружной отделкой, а левый флигель и средний корпус -вчерне. В конце лета 1750 года покрыты железом купол флигеля „Под гербом“ и кровля старого дворца. Для внутренних помещений готовились наборные паркеты, панели, резные декоративные детали, кованые решетки и пр.