Смекни!
smekni.com

«Города-музеи: Петергоф» (стр. 6 из 7)

Недалеко от Капеллы можно видеть надгробный камень на могиле Петра Ивановича Эрлера. Его имя вошло в историю паркового строительства в России первой половины XIX века. Замечательный мастер-садовод, принимавший активное участие в создании пейзажных парков Петергофа Колонистского, Александрийского (Пролетарского), Лугового, Александрии, являлся одним из составителей "практического наставления для садовой команды", которое широко использовалось как руководство для мастеров во всех садах и парках. Умер П.И. Эрлер в Петергофе в 1857 году и был похоронен на Свято-Троицком кладбище. В 1970 году прах Эрлера был перенесен на территорию Александрии. Последнее крупное дворцовое сооружение Александрии - четырехэтажный Нижний, или Новый, дворец Николая II, называвшийся чаще Нижней дачей, так как располагался на берегу моря, в северо-восточном углу парка. Первоначально на этом месте стояла башня сигнального телеграфа, служившего Николаю для связи с Кронштадтом и Петербургом. В середине 80-х годов XIX века архитектор А. Томишко построил для Александра III павильон "итальянской архитектуры", а через десять лет он же пристройкой так называемой детской половины исполнил желание Николая II иметь в Александрии новую дачу. Вблизи дворца на самом берегу залива были построены служебные помещения. Выдержанные в едином стиле, они создали небольшой дворцово-парковый ансамбль. Дача Николая II была свидетелем событий огромной политической важности. Так, здесь был подписан манифест о вступлении России в империалистическую войну. В годы войны Нижняя дача была разрушена.

В парке Александрии, недалеко от Коттеджа, в 1929 году был открыт необычный музей. Два вагона из царского поезда Николая II, бывшего его последней "резиденцией", были получены петергофскими музеями от Народного комиссариата путей сообщения и поставлены в парке. В одном из них последний русский царь подписал отречение от престола. В этих вагонах, сохранивших бытовую обстановку, и в специально построенном помещении была развернута выставка: "Империалистическая война и крушение царизма" со следующими разделами:

1) Причины мировой войны и участие в ней России.

2) Крушение царизма.

3) Последний рейс Николая Романова от Царского Села до Екатеринбурга.

Недалеко от вагонов Николая II стоял еще один "железнодорожный" памятник - вагон поезда, ходившего между Петербургом и Москвой во времена Николая I. Во время оккупации вагоны сгорели, а их остовы были убраны уже в послевоенное время. В 1932 году на поляне, недалеко от Фермерского дворца, был установлен еще один памятник - пирамидальный гранитный обелиск на массивном пьедестале. На мраморной доске, прикрепленной к обелиску, высечена надпись: "Работным людям - строителям Петергофа".

Нижний парк

Самый известный из всех парков Петергофа. Именно здесь находится большая часть фонтанов и царских построек, спроектированных и частью исполненных еще при Петре Великом, с которыми чаще всего и ассоциируется Петергоф.

Именно на территории Нижнего парка находятся знаменитые дворцы Монплезир и Марли, Нагорный Дворец, Эрмитаж, пруд перед Марли, большой грот – Самсониевский, и по его сторонам два каскада с фонтанами, канал, пристань, фонтан Адам. Все эти сооружения появились здесь еще во времена царствования Петра I. Однако и в последующие царствования Нижний парк обогащался не менее замечательными сооружениями. К ним можно отнести Золотую Марлинскую гору с двумя Менажерными фонтанами и четырьмя Cloche'ами, Львиный каскад, фонтан Ева, фонтаны Песочного пруда, Самсона с окружающими его фонтанами и фонтаны вдоль гаванского канала, Драконову гору с Римскими фонтанами, монплезирские фонтаны, а также некоторые другие фонтаны.

Первым каменным зданием в Петергофе стал дворец Монплезир, построенный по проекту архитектора Браунштейна. Такое название дворцу дал сам Петр Великий, в переводе с французского оно означает «мое удовольствие» или «моя отрада». Дворец Монплезир представляет собой небольшой дом голладской архитектуры, которую Петр оценил еще в молодости, когда учился в Голландии корабельному делу. Интерес Петра к последнему также отразился на оформлении дворца, но уже внутреннем, а не внешнем. Стены дворца увешаны морскими картинами, а кухня отделана плитками с рисунками кораблей. Рядом с Монплезиром находится одноименный сад с фонтаном «Сноп», шутихами, клумбами и статуями.

Во времена царствования Екатерины II к Монплезиру, по проекту архитектора Растрелли, был специально для нее пристроен корпус мыльни и купальня. Позднее на его месте был построен новый Банный корпус для жены императора Александра II Марии Александровны. Между Финским заливом и Банным корпусом располагался маленький пейзажный садик с ручейком, через который были перекинуты два ажурных мостика, дорожками и цветниками, который назывался Китайским. Главным украшением садика была скульптура Амур и Психея, стоявшая на небольшом холме. У подножия холма был устроен маленький грот и создан фонтан «Раковина».

Одной из старинных царских построек Нижнего парка является павильон Эрмитаж. Павильон был построен в 1721-1725 годах по проекту архитектора Браунштейна. Название павильона также происходит из французского языка и переводится как «хижина пустынника» или «место уединения». Павильон Эрмитаж – это двухэтажное здание окруженное рвом, через который перекинут легкий мост. На первом этаже павильона находится вестибюль, кухня с очагом и буфетная. Второй этаж полностью занимает большой обеденный зал с дубовым овальным подъемным столом, все стены которого покрыты картинами фламандской школы.

В западной части Нижнего парка находится Дворец Марли. Это один из немногих в Петербурге дворцов, обставленных мебелью, созданной еще во времена Петра Великого. Рядом с дворцом находились два пруда, в которых разводили рыбу, и фруктовый сад. Неподалеку от дворца во времена императрицы Анны Иоанновны был устроен каскад Золотая гора с двумя Менажерными фонтанми.

Главным архитектурным сооружением Нижнего парка и всего Петергофа является Большой дворец, блестящий памятник русского барокко, над созданием которого в разные годы работали такие выдающиеся мастера, как Леблона, Микетти и Растрелли.

Верхний парк

Этот сравнительно небольшой парк (его площадь составляет 15 га) был разбит еще при Петре I на верхней площадке древней террасы к югу от Большого дворца. Вместе с Большим дворцом и Нижним парком Верхний сад образует единое целое. Эта взаимосвязь определяется той «главной осью» симметрии, что протягивается с севера на юг и на которую как бы нанизаны фонтаны Большого каскада и Верхнего сада.

Важная отличительная особенность Верхнего сада состоит в том, что почти все его скульптурные и фонтанные украшения располагаются как бы на островках, окруженных со всех сторон водной гладью пяти бассейнов и прудов. Вода в них служит не только декорацией произведений искусства — фонтанов и скульптур. Эти водоемы играют еще одну важную роль, о которой многие и не догадываются: они являются накопительными резервуарами для фонтанов Нижнего парка.

5. Дворец Монплезир.

Монплезир (франц. mon plaisir — мое удовольствие) — один из ценнейших памятников русского искусства первой четверти XVIII века.

Мысль о постройке приморских палат на мысу, с которого видны столица, Кронштадт и северный берег Финского залива, принадлежала Петру I. На одном из его рисунков впервые появилось название этих палат — «Монплезю». Сохранившиеся собственноручные наброски Петра I наметили место постройки Монплезира и планировку Монплезирского сада. Первоначально Монплезир был задуман Петром I в виде прямоугольного здания с эркером на северном фасаде.

От площадки перед ним в залив выступали три небольших причала. Перед южным фасадом схематично показана композиция сада с партером, разделенным на четыре квадрата. На втором наброске дана внутренняя планировка дворца: центральный зал с эркером и по сторонам от него по три комнаты. Эта схема размещения интерьеров, среди которых выделялся размером зал, полностью воплощена в натуре.

Композиция дворца отмечена предельной четкостью. К центральному объему, выделенному шатровой кровлей, примыкают две галереи, завершенные миниатюрными павильонами-люстгаузами с небольшими световыми фонариками. В декоративном оформлении фасадов Монплезира использованы мотивы голландской архитектуры XVIII века. Стены здания оставлены неоштукатуренными и раскрашены в цвет кирпича с пробелкой швов. Северный фасад декорирован нишами и рустованными пилястрами. Южный садовый фасад, прорезанный большими оконными и дверными проемами, почти сплошь застеклен, что придает ему особую легкость. В обработке фасадов Монплезира применены кирпич, дерево и тесаный камень. Из профилированных кирпичей выложены карнизы галерей со стороны моря; из камня вытесаны базы изящных рустованных кирпичных пилястр.