Смекни!
smekni.com

«Города-музеи: Петергоф» (стр. 3 из 7)

Корпус «Под Гербом» и «Церковный корпус» Большого Петергофского дворца

Фасад Большого Петергофского дворца, расположенного на кромке древней береговой террасы, протянулся с запада на восток почти на 300 метров. Особенно красив северный дворцовый фасад, выходящий к Большому каскаду и к морю. В плане здание напоминает растянутую букву «П». Выразительность и монументальность зданию придает кровля сложной конфигурации, украшенная в центре золотой вазой, а также главки флигельных пристроек.

Во внешней отделке дворца нет ничего лишнего: лепные обрамления больших окон, белые русты и пилястры, кованые узорчатые решетки балконов, хорошо заметные на фоне стен, окрашенных в ярко-желтый цвет. Архитектор Б.-Ф. Растрелли придал Большому Петергофскому дворцу торжественно-праздничный вид, вполне соответствующий парадной резиденции императора России. Корпус «Под гербом» и Церковный корпус имеют изящные купола, завершенные легкими фонариками и вызолоченными главками. (Золотое убранство — неотъемлемая часть архитектуры Петербурга и многих пригородных дворцов.)

Навершия флигелей украшены изысканным орнаментом из пальмовых листьев и позолоченных гирлянд. Благородным металлом покрыты также традиционные символы государственной и церковной власти — двуглавый орел, скипетр, держава и православный крест.

Тронный зал Большого Петергофского дворца

Самое большое помещение петергофского дворца — Тронный зал, первоначальный проект которого создал Б.-Ф. Растрелли. Площадь зала превышает 300 квадратных метров. Обилие воздуха, света, льющегося из двухъярусных оконных проемов, лепного декора, хрусталя, шелковых драпировок создает ощущение свободного пространства.

Это ощущение подчеркивается и тем, что через окна открывается панорама Верхнего сада Петергофа и Нижнего парка Петергофа. В 1770-х годах архитектор Ю. Фельтен, перестраивая это помещение, придал ему модный для того времени классический стиль. Сегодня лишь нарядные наборные паркеты Тронного зала в виде спиралей, кругов, розеток и лучей напоминают нам о пышном декоре времен Б.-Ф. Растрелли. Вместо роскошной золоченой резьбы здесь появился богатый лепной декор, стены получили геометрические членения, на стенах помещены картины и портреты известных художников.

В зале установлено обитое красным бархатом тронное кресло Петра I, за которым висит парадный портрет Екатерины II, написанный В. Эриксеном (1762 год).

В период послевоенной реставрации Тронному залу были возвращены (правильнее сказать, созданы заново) прекрасные барельефы «Возвращение Святослава с Дуная» и «Крещение Ольги» (скульпторы М. Козловский и А. Иванов), а также скульптурные изображения Истины и Правосудия (скульптор И. Прокофьев).

Многочисленные хрустальные люстры работы русских мастеров середины XVIII века, свисающие на длинных тягах с высокого потолка, делают Тронный зал необычайно нарядным.

Портретный, или Картинный зал Большого Петергофского дворца

Один из залов дворца называется Портретным или Картинным. В 1724 году Итальянский салон (так называлось помещение при Петре I) украсили французскими шпалерами и картинами. Его двери и стены обрамляли орнаменты из резных позолоченных гирлянд. Художник Б. Тарсия совместно с С. Бушуевым и М. Негрубовым написали для этого салона плафон «Апофеоз Героя», в аллегорической форме прославляющий Петра I.

В 1766 году архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот реконструировал ряд парадных помещений дворца, превратив Итальянский салон в Портретный (Картинный) зал, резной декор, позолота и зеркала были сохранены, а вместо шпалер на стенах разместились 368 небольших портретов, преимущественно молодых женщин, одетых в национальные костюмы разных стран.

Портреты, написанные итальянским художником П. Ротари и его русскими учениками, занимают все свободное пространство стен, вплотную подступая к каминам, резному барочному декору дверей и зеркалам. Такой тип развески называется шпалерным. Мебель в этом помещении представлена лишь несколькими низкими старинными столиками, расставленными вдоль стен. Интерьер Портретного зала дополнен зеркалами прямоугольной формы и обрамленными вызолоченными резными рамами работы русских мастеров. К предметам антиквариата, украшающим этот зал, относятся старинные бронзовые часы, установленные на каминной полке.

3. Фонтаны Петергофа

Фонтан «Дубовый»

Есть в Верхнем саду Петергофа фонтан «Дубовый». Однако поблизости нет ни одного дуба. Лучший вид на это творение русских мастеров открывается из окон Большого дворца. Между строгими рядами подстриженных лип, в круглой каменной чаше, дно которой устлано плитами светлого и темного гранита, на основании из туфа, уложенного в виде шестилучевой звезды, стоит мраморная статуя Амура, надевающего театральную маску. В концах каменных лучей размещены шесть бронзовых дельфинов, пасти которых испускают тонкие водные струи.

Статуя Амура изваяна из итальянского мрамора скульптором Д. Росси в 1809 году, а вот дельфинов пришлось заново отливать в 1957 году по одному из сохранившихся оригиналов. А где же дуб? Фонтан «Дубовый», существовавший здесь в XVIII в., к сожалению, не сохранился. В середине 30-х годов XVIII века скульпторы К. Оснер, Б.-К. Растрелли, И. Бланк и И. Давыдов подготовили проект, по которому в дальнейшем было изготовлено из свинца дерево, похожее на настоящий дуб. Вода к его «стволу», «листьям» и «веткам» поступала по трубопровод изготовленному П. Суалемом. Идея создания этого сооружения была заимствована у французских архитекторов, создавших в Версале такой же фонтан с одноименным названием. Фонтан «Дубовый» уже через 16 лет после установки пришел в полную негодность, после чего на протяжении 200 лет он неоднократно видоизменялся и перестраивался разными архитекторами. К середине XIX века от оригинала сохранились только дельфины. В период реставрации Верхнего сада в 1929 году в центре острова-звезды поставили скульптуру Амура.

Межеумный фонтан

Центральная часть Верхнего парка Петергофа. Интересно происхождение названия одного из фонтанов Верхнего парка – фонтан «Межеумный». Этот фонтан размещен ближе всех к парадным воротам. В его названии отражено его расположение: ни в начале, ни в конце, ни в середине сада.

Толковый словарь В. И. Даля так разъясняет значение слова «межеумный»: «нечто среднее, ни туда, ни сюда». Так это название и закрепилось за фонтаном. Посреди круглого водоема диаметром 30 метров разыгрывается целая сцена: четыре дельфина, извергающих струи воды, бросились в разные стороны от страшного крылатого дракона, из пасти которого тоже бьет фонтан. Первоначально здесь стояла скульптурная группа, изображавшая Персея, освобождающего Андромеду (скульптор Б.-К. Растрелли). Декор фонтана и бассейна неоднократно менялся, а при восстановлении разрушенных в годы войны объектов Петродворца скульптор А. Гуржий, используя рисунки XVIII века, воссоздал в 1957 году «Межеумный» фонтан в современном виде.

Квадратные пруды

Еще в 1720–1721 годах архитектор Ж.-Б. Леблон и каменных дел мастер А. Кардосье построили напротив Гербового и Церковного флигелей Большого дворца глубокие, почти квадратной формы пруды, облицевав их изнутри известняковой плитой и кирпичом. Вода из этих бассейнов поступала к фонтанам Нижнего сада. В 1737 году архитекторы И. Бланк и И. Давыдов украсили Квадратные пруды фонтанами.

На каменных основаниях посреди водоемов установили из вызолоченного свинца статуи греческих богов и богинь и мифологических существ — сирен и дельфинов. В 70-е годы XVIII века архитектор И. Яковлев обветшавшие свинцовые статуи заменил шестью фонтанирующими дельфинами. С 1929 года Квадратные пруды украшают мраморные скульптуры Аполлона (копия с античного оригинала) и Венеры Италийской (копия с оригинала А. Кановы). Вокруг каждой из скульптур 6 бронзовых дельфинов выбрасывают вверх струи воды. Что касается формы Квадратных прудов, то она близка к квадрату (54×45 метра), но все-таки не квадратная.

Фонтан «Нептун»

В 1799 году обветшавшую фонтанно-скульптурную группу «Нептунова телега», выполненную из свинца, заменили бронзовой. В действительности «новый» фонтан, названный «Нептуном», оказался старше Петергофа почти на 50 лет Его изготовили еще в 1650–1660 годах нюрнбергские скульпторы, золотых дел мастера. Из-за отсутствия средств в магистрате ценнейшее скульптурное украшение долго хранилось на складе, пока не нашелся покупатель — русский царь Павел I.

Незадолго до начала XIX столетия на гранитном пьедестале-островке окруженном со всех сторон водой бассейна (его размер 92×33 метра), мастера Н. Семенов и Ф. Стрельников смонтировали более 30 фигур, подведя к ним фонтанные трубы. Владыка морских стихий Нептун стоит в центре бассейна с короной на голове и трезубцем в руке. Плоскость постамента украшена маскаронами, путти, раковинами и другими образцами малой скульптуры. Самые крупные фигуры внизу у пьедестала — наездники, мчащиеся вперед на бешено скачущих, взмыленных морских конях — гиппокампах, снабженных плавниками и перепончатыми копытами. Две стройные молодые женщины с веслами в руках олицетворяют нереид. В немецкой трактовке это аллегории двух нюрнбергских рек Редниц и Пегниц. Фантастические тритоны, дельфины, из пастей которых бьют фонтанные струи, обогащают эту сложную скульптурную композицию.