Смекни!
smekni.com

«Города-музеи: Петергоф» (стр. 4 из 7)

В соответствии с традицией петровской эпохи фонтан «Нептун» украшен миниатюрным трехступенчатым каскадом, выполненным из мрамора и гранита. Здесь же установлена статуя Аполлона Бельведерского, отлитая в 1799 году по модели с античного оригинала.

4. Парки Петергофа.

Английский парк

Первый пейзажный парк в Петергофе, Английский, был разбит при Екатерине II. Устройство парка было поручено английскому садовому мастеру Джемсу Медерсу и архитектору Джакомо Кваренги (1744-1817). Композиционным центром парка стал живописный пруд, появившийся здесь еще при Петре I, когда в 1720 году земляной плотиной перегородили протекавший в глубоком овраге западнее Нижнего парка Троицкий ручей. Образовался пруд, вытянутый с севера на юг, с извилистыми берегами и островками. Пруд распадался на три части. Позднее его соединили с Ропшинским каналом, и он стал наполняться ключевой водой. От Английского пруда через шлюзы вода поступает в Верхнесадский канал и на Западную сторону Большого каскада. В 1734 году прилегающая к пруду лесистая территория была отведена под зверинец, в котором для охоты содержались дикие кабаны.

В семидесятых годах Кабаний зверинец упразднили и на его месте распланировали парк в английском, или пейзажном, стиле. Созданный по замыслу Д. Кваренги и Д. Медерса парковый ландшафт отличался живописностью пейзажей, искусным использованием естественного водоема, очертаниям которого была придана нарочитая прихотливость. Уже в августе 1781 года во вновь созданном парке Д. Кваренги построил небольшую сельскую хижину "Березовый домик". Бревенчатые стены домика снаружи были обиты берестой, крыша покрыта соломой. Однако за неказистым его фасадом скрывались нарядные интерьеры гостиной, овального зала и шести маленьких комнат с зеркалами, изысканной орнаментальной росписью и паркетными полами. В это же время началось и возведение "Нового петергофского дворца", позднее названного Английским. Возводился дворец, по словам архитектора, "исключительно в проживание Екатерины II как в доме уединения, во время приездов ее в Петергоф". Монументальное трехэтажное здание с коринфскими колоннами и широкой гранитной лестницей, ведущей прямо на бельэтаж, в окружении пышно разросшихся деревьев выглядело очень эффектно. Дворец стал одним из шедевров русского классицизма. Строительство его завершилось в 1794 году.

Луговой парк

Луговой (Озерковый) парк. Двухкилометровая липовая аллея, проложенная от Верхнего сада вдоль Самсониевского чугунного водовода, соединяет парковый ансамбль XVIII века с Луговым парком, одним из красивейших ансамблей пейзажного стиля, созданным при Николае I. Территория Лугового парка делится на три района: Никольский, Озерковый и Бабигонский.

На территории Лугового парка расположены пруды: Никольский, Самсониевский, Орлиный, Руинный, Круглый, Мельничный, Саперный, Бабигонский, Церковный. Все работы по устройству парка велись в 1825-1857 годах под руководством А. Штакеншнейдера, инженера М. Пилсудского и садовых мастеров П. Эрлера и П.Архипова. Одна из первых построек Лугового парка - Никольский сельский домик, расположенный на северном берегу Никольского (бывшего Запасного) пруда. Это двухэтажный дом-изба под высокой и крутой крышей. Внутри здания все помещения были обставлены резной крестьянской утварью. Сейчас домик с караулкой в разобранном виде хранится на складе, предполагается его восстановить на прежнем месте. Другой постройкой Лугового парка является павильон "Озерки" (Розовый павильон), построенный в новогреческом стиле. Это одноэтажное здание было окружено террасами, лоджиями, портиками. Все фасады были различны, а асимметрию усиливала трехэтажная башенка с открытой террасой: она служила своеобразным ориентиром парка, а терраса была смотровой площадкой.

К югу от павильона находилась открытая беседка, увитая зеленью. У начала Самсониевского пруда вблизи шлюза до войны располагалось здание Царской мельницы, построенной в 1848 году А. Штакеншнейдером в "сельском вкусе". Это небольшое двухэтажное здание с балконами. Первый этаж - каменный, здесь были жернова. Второй этаж - две небольшие комнаты для временного отдыха. В цепи прудов Лугового парка расположен Руинный пруд, созданный в 1851 году по проекту М. Пилсудского. На меньшем из двух островов пруда А. Штакеншнейдер поставил небольшое сооружение "в виде каменного храмика или руины", скомпонованное из мрамора. Венчая композицию Лугового парка, на двадцатиметровом Бабигонском холме возвышается величественное здание Бельведера.

С верхней галереи Бельведера открываются перспективы окрестностей и далей Финского залива, видны Кронштадт и Петербург. Бельведер был построен по проекту А. Штакеншнейдера в 1852 году. Дворец был поставлен на массивном основании из монолитных гранитных блоков розового цвета. Второй этаж Бельведера был решен наподобие античного храма. Лучшим интерьером Бельведера был мраморный зал первого этажа - Большой зал. По проекту А. Штакеншнейдера Бельведер был богато оформлен монументальной скульптурой: кроме шести мраморных античных копий, по сторонам павильона были установлены две гальванопластические группы П. Клодта "Укротители коней". Мебель также была выполнена в едином "греческом стиле".

Помимо дворца, Кваренги построил в Английском парке много небольших строений, включая и "Собственную дачу". В парке имелось одиннадцать мостов, или разнообразно оформленных в виде руин, или огражденных нарочито грубо обработанными глыбами, балюстрадами, стволами деревьев. После смерти Екатерины II Павел I, стремившийся "переиначить" всё сделанное его матерью, приказал сломать незаконченные павильоны в Английском парке, а камень использовать для строительства Римских фонтанов, пьедестала Китового бассейна (Нижний парк) и т. д. Английский дворец был превращен в казарму. Позже, в царствование Александра I, под непосредственным наблюдением Д. Кваренги дворец был подвергнут капитального ремонту. Вплоть до 1917 года он служил местом летнего пребывания иностранных гостей, дипломатов, приезжавших на приемы в Петергоф. Здесь устраивались выставки картин и публичные концерты. Так, 14 июля 1885 года в одном из залов дворца состоялся концерт Антона Рубинштейна. В советское время во дворце был санаторий. В годы Великой Отечественной войны по территории парка проходил передний край обороны: дворец был уничтожен артиллерийским обстрелом, "Березовый домик" сожжен, массив парка сильно поредел. Сейчас в Английском парке ведутся реставрационные работы.

Колонистский парк

К середине XIX века в Петергофе появляются новые пейзажные парки. На пустынной, частично заболоченной территории, протянувшейся к югу от Верхнего сада вдоль фонтанного водовода до Бабигонских высот, по проектам садового мастера П. Эрлера, архитектора А. Штакеншнейдера (1802- 1865) и инженера М. Пилсудского в 1832-1857 годах были созданы два пейзажных парка с обширными прудами - Колонистский и Луговой. Небольшой Колонистский парк площадью всего в 29 гектаров расположен вблизи

Верхнего сада. Значительную его часть занимает обширный Ольгин пруд с двумя островками, окаймленный аллеей серебристых ив. На двух островках пруда построены Царицын и Ольгин павильоны. Сам пруд получил свое название в честь великой княгини Ольги, дочери Николая I. В XVIII веке вся эта территория была пустынной и носила название "Охотное болото": здесь в кустарниках водилась пернатая дичь. В начале 1830-х годов при Николае I неподалеку построили дома для немецких колонистов, что позднее отразилось в названии парка. В 1838 году на месте болота вырыли большой и глубоки (длиной 469 м, шириной 298 м и глубиной до 2 м) пруд. Его берега укрепили огромными валунами и оградили мощной дамбой, на которой устроили аллею. Озеро наполнили водой из Ропшинских ключей, и до настоящего времени оно служит бассейном, питающим восточную группу фонтанов Нижнего парка. В летнее время на пруд выпускали лебедей. Так, в архиве за 1845 год сохранилось дело: "О присылке из Царского Села лебедей для разведения на Большом Озере" (Ольгином пруду).

Летом 1839 года садовые мастера П. Эрлер и П. Архипов начали работы по планировке и озеленению пруда, продолжавшиеся до конца 1841 года. За три года посадили около четырех тысяч деревьев и свыше семи тысяч кустарников. Позднее была перепланирована восточная часть парка, повышен мыс, вдающийся в озеро, расширена южная часть пруда. Для связи островов с берегом служили паромы, а причалы для них были оформлены чугунными вазами на постаментах. В 1842 году архитектор А. Штакеншнейдер составил проект постройки на Царицыном острове, подаренном Николаем I жене, павильона в "помпейском стиле": он должен был напоминать дома древнеримского города Помпеи, погибшего при извержении Везувия. В павильоне были собраны уменьшенные копии античных скульптур и подлинные античные бюсты. Пол в одной из комнат украшала реставрированная на Петергофской гранильной фабрике мозаика, вывезенная из Италии. Стулья, столы с мозаичными досками, лампы и другое бытовое убранство павильона изготовили по древнегреческим и римским образцам. Даже кофейный сервиз для павильона был расписан подобно древнегреческим вазам: черные фигуры по коричнево-красному фону. Над украшениями павильона трудились лучшие мастера того времени: мраморщик Трискорни, мебельщики братья Гамбс, мастера Императорского фарфорового завода, чугунолитейщики. Великолепен был и сад на острове с перголами (увитая зеленью беседка или коридор из трельяжей - легких решеток на столбах или арках), фонтанами, мраморными скамейками и большим количеством скульптур.