Смекни!
smekni.com

«Города-музеи: Петергоф» (стр. 7 из 7)

Для внутренней планировки Монплезира характерна такая же четкость, как и для его объемной композиции: среднюю часть дворца занимает парадный зал, с двух сторон от него расположены по три небольшие комнаты. Слева от входа из сада по западной стороне здания находятся Секретарская, Спальня и Морской кабинет; справа по восточной стороне — Китайский кабинет, кухня и буфетная. Люстгаузы, галереи, Китайский и Секретарский кабинеты, помещенные на общей оси, образуют парадную анфиладу.

Строители Монплезира использовали в отделке интерьеров дубовую облицовку, штоф, резьбу, орнаментальную лепку, скульптуру, расписные изразцы, полихромную живопись, лаковые панно и картины, вкомпонованные в обшивку стен.

Декоративная отделка интерьеров Монплезира не поражала роскошью, но её изысканность, филигранная законченность каждой детали подчеркивали значительность маленького приморского дворца как места пребывания властителя великой державы.

Строительство Монплезира началось в 1714 году с устройства насыпной площадки на берегу, где было выбрано место для его постройки. Земляную насыпь предохраняли от размывания кирпичная стенка и мощный откос из дикого камня, существующий и в настоящее время. В течение 1715 года возведены стены центральной части Монплезира, устроены перекрытия, крыша, поставлены оконные и дверные коробки, переплеты и летом следующего года начата отделка зала под наблюдением Браунштейна. В 1716 году Монплезир оштукатурили и вслед за тем приступили к лепным работам. По характеру исполнения скульптура - несомненное произведение Б. К. Растрелли. К 1716 году, ко времени приезда Леблона, из всех сооружений Петергофа центральная часть Монплезира была наиболее близка к окончанию.

Осенью 1717 года начался второй этап сооружения Монплезира — постройка галерей и люстгаузов. Под руководством подмастерья И. Митрофанова каменщики возвели стены галерей и замыкавших их павильонов. В течение всего 1717 года продолжалась усиленная работа по отделке внутренних помещений Монплезира, которую вели по указаниям Леблона приехавшие с ним мастера. Петр I не переставал следить за ней даже во время заграничного путешествия. В 1717 году в письмах Меншикову из Амстердама он дал указания об отделке стен в двух помещениях Монплезира дубовыми филенками, об изменении размеров дверных проемов и установке двустворчатых дверей вместо одинарных, занимающих много места.

В 1719 году очаг и стены кухни, а также панели Секретарской и Морского кабинета облицевали голландскими синими изразцами с изображением жанровых сцен городов, морских пейзажей и кораблей.

После завершения отделки стен дубом летом и осенью 1718 года художник Ф. Пильман совместно со своими учениками расписал по штукатурке падуги и среднее поле плафона Парадного зала. По окончании этой работы в октябре 1718 года Пильман приступил к исполнению трех плафонов в западных комнатах Монплезира — Секретарской, Спальне и Морском кабинете. Закончив эти плафоны, он в марте — мае 1719 года выполнил плафоны в двух восточных комнатах — Буфетной и Китайском кабинете. В 1720–1721 годах десять живописцев Оружейной канцелярии и среди них А. Захаров, И. Любецкий, Д. Соловьев, С. Бушуев и Ф. Воробьев расписали по эскизам Ф. Пильмана потолки в галереях и в люстгаузах.

В январе 1721 года Петр I принял решение облицевать стены галерей дубом, подобно тому, как это было сделано в Парадном зале. Картины в галереях заключили в черные рамы с внутренними золочеными порезками, акцентировав сверху и снизу резными орнаментальными картушами. Уже в 1723 году Петр показывал своим гостям Монплезирскую картинную галерею, в которой было собрано более двухсот картин, главным образом голландских и фламандских живописцев XVII и начала XVIII века.

Параллельно с отделкой галерей выполнялись сложнейшие детали художественного убранства Китайского кабинета Монплезира. Кабинет, украшенный фарфором или порцелином, как тогда его называли, Петр I видел во время второго заграничного путешествия в 1717 году в королевском дворце Монбижу в пригороде Берлина. Петр I, возвратившись из Западной Европы, предложил Браунштейну составить проект декорировки кабинета для «порцелиновой посуды». Резные полочки для нее исполнили под руководством Ж. Мишеля резчики Руст и Э. Фоле, работавшие с группой русских резчиков из Оружейной канцелярии. Лаковые панно на липовых досках, предварительно покрытых лаком, расписывали мастера «лакирной команды» которую возглавил Г. Брумкорст, Иван Тиханов, Перфилий Федоров, Иван Поляков, Иван Никифоров с десятью «товарищами». Роспись панно была закопчена в феврале 1722 года.

В 1721–1722 годах мастер каменных дел А. Кардасье выстлал черными и белыми мраморными плитками в шахматном порядке полы в зале, галереях и люстгаузах. В эти же годы в остальных помещениях были сделаны наборные паркеты. В 1723 году створчатые рамы в окнах Монплезира по указу Петра I заменили подъемными по голландскому образцу. Нижняя часть рамы поднималась и опускалась при помощи шнуров со свинцовыми гирями, пропущенных через блоки.

Дворцом Монплезир, построенным 1714–1723 годах, пользовались как жилым зданием только до 30-х годов XVIII столетия, и в последующее время он поддерживался как петровская реликвия. Во дворце сохранялось мебельное убранство первой трети XVIII века, бытовые предметы, принадлежавшие Петру I, художественное стекло, фаянс, одежда, медная кухонная посуда и книги.

Во время наводнения 1824 года приморскому дворцу были нанесепы серьезные повреждения. В галереях и люстгаузах пришлось реставрировать и делать заново дверные рамы, дубовые панели и перестилать мраморные и паркетные полы.

В 1941–1944 годах фашистские оккупанты уничтожили в Монплезире дубовые филенки, лаковые панно и изразцы, повредили живопись и лепку.

Реставрация фасадов и интерьеров Монплезира, законченная в 1965 году, велась на протяжении ряда лет лучшими мастерами Специальных научно-реставрационных производственных мастерских по проекту архитектора А. Э. Гессена. Художники-реставраторы под руководством Р. П. Саусена воссоздали утраченные части плафона Морского кабинета и западной падуги зала, удалили позднейшие записи XVIII п XIX веков на остальных плафонах и укрепили живопись. Были воссозданы дубовая облицовка и резьба Парадного зала, галерей, Морского кабинета.

6. Дворец Марли.

Дворец Марли, или, как его называли при Петре I, «Малые приморские палаты», является композиционным центром всего Марлинского каскада. Он расположен в западной части Нижнего парка Петергофа на перемычке двух прудов - Большого Марлинского и Секториального, названного так потому, что этот полуциркульной формы бассейн разделен узкими мостиками на секторы. Петр назвал этот дворец Марли в честь посещения резиденции короля Людовика XIV неподалеку от Парижа. Во время Великой французской революции французский дворец Марли был разрушен.

Марлинские пруды

С петровских времен и вплоть до конца XIX века в Марлинских прудах разводили ценные виды рыб: карпов, язя, форель. С 1724 года существовал обычай звоном колокольчика подзывать рыбу для кормления в определенное время. Сейчас эта традиция утрачена. Небольшой Марлинский дворец на вид скромен и элегантен одновременно. Это двухэтажное здание архитектор И. Браунштейн украсил высокой коробчатой кровлей, а стены восточного и западного фасадов отделал рустами. Любопытно, что вначале дворец планировался одноэтажным, но Петр I сам исправил проект, добавив второй этаж. Изящество «Малым палатам» придают небольшие балконы, решетки которых представляют собой тончайшие железные, местами вызолоченные узоры вензелей, листьев, монограмм и арматур.

Внутреннее убранство дворца Марли

Строг и выразителен вид внутренних помещений. На первом этаже размещались хозяйственные помещения, включая «поварню» с каменными полами. Стены кухни и очаг облицованы расписными изразцами. Сохранилась подлинная оловянная английская и китайская фарфоровая посуда. Более парадно украшены помещения второго этажа — Дубовый и Чинаровый кабинеты, при отделке которых использовались благородные виды дуба и чинары, а также спальня, где полы выстланы ценными породами дерева (при Петре они были сосновыми), а стены украшены дубовыми панелями. Здесь же можно видеть большую коллекцию картин западноевропейских художников XVII–XVIII веков и мебель того же времени. Кроме того, во дворце хранится небольшая библиотека.

Фашистские вандалы использовали дворец под огневую точку, а в 1944 году взорвали его В послевоенные годы дворец был воссоздан под руководством архитекторов Е. Казанской и А. Гессена. Окруженный водой с востока и запада, а с севера и юга садами Бахуса и Венеры, дворец Марли представляет собой редкий образец жилого помещения начала XVIII века.

7. Список использованных сайтов.

- www.ilovepetersburg.ru

- www.nsmyslov.narod.ru/voyag/petergof.html

- www.nice-places.com

- http://www.allross.ru/lenobl/petergof/vpark.htm

- http://besplatnoefoto.ru/?tag=sady-petergofa

- http://www.ilovepetersburg.ru/sights/category/1542

- http://www.ilovepetersburg.ru/sights/category/1538

- http://www.360gu.ru/files/show.php?pg=spb/spb_ptg_el