Смекни!
smekni.com

Л. Ю. Дондокова Хрестоматия по этнологии (стр. 22 из 34)

Октябрьскую революцию 1917 г. большинство старообрядческих идеологов отвергло. Оживились эсхатологические идеи. В.И. Ленин объявлялся антихристом, его соратники - слугами антихриста. Такую позицию безоговорочно занимало течение бегунов, которое так и не признало советскую власть. Многие старообрядцы вступили в ряды Белой армии. Но, как и весь русский народ, старообрядцы по-разному отнеслись к переменам в стране. Как и вся страна, старообрядцы прошли через коллективизацию сельского хозяйства, раскулачивание, репрессии, пропаганду атеистических взглядов, оказавшую сильнейшее влияние на молодежь. И хотя Великая Отечественная война привела к оживлению религиозной веры у русского народа, поддерживаемый всем образом жизни и системой образования отход от религии не миновал и старообрядцев.

Подводя итоги, необходимо отметить, что старообрядцы, которых долгие годы было принято изображать невежественными приверженцами отжившей старины, оказали значительное влияние на историю русского общества и характер русского крестьянства и купечества. Они не только внесли существенный вклад в экономическое развитие России, но и сберегли самобытные традиции русской народной культуры, от которых спешили отказаться все наши отечественные «западники», в том числе и власти, начиная с Петра I. Расхожее мнение о темноте и косности старообрядчества опровергается и всей их жизнью в эмиграции, за пределами России. В чужих краях в тяжелых условиях они выживали благодаря традиционной общинной взаимопомощи. Их отличали грамотность, смекалка, творческий дар. Сегодня, когда защита национальной культуры остается актуальной задачей для русского общества, историческая роль старообрядчества видится не такой, как представляли себе некоторые исследователи многие годы назад.

Цит. по: Кремлева И. Старообрядчество // Русские. – М., 1997.

ЭТНОЛОГИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА

Бураева О.В.

Культурное взаимодействие русского и коренного населения Забайкалья в XVII-XIX вв.

Присоединение народов, населявших юг Восточной Сибири, происходило на протяжении 20-70-х гг. XVII в. И хотя завоевание было совершено небольшими силами, сам процесс покорения не был кратковременным и легким. Приведенные к покорности и обложенные ясаком буряты и эвенки неоднократно восставали. Однако усиление маньчжуро-китайской экспансии не могло не сказаться на характере присоединения бурят и эвенков к России. К концу 50-х - началу 60-х годов XVII в. у этих народов проявилось стремление к закреплению в составе России.

Сразу за присоединением началось заселение завоеванных территорий. Население сначала концентрировалось вокруг острогов, которые являлись центрами сбора ясака, охраны границ транспортных путей. Вокруг них стали расти деревни, заимки слободы, которые появлялись по берегам рек по мере продвижения русских на юг и восток от Байкала.

Наметившиеся в середине XVII в. главные направления массового колонизационного потока на юг и юго-восток в дальнейшем стали традиционными для русского населения. В течение второй половины XVIII в. здесь складываются важнейшие сельскохозяйственные районы Забайкалья Удинско-Селенгински и Чикойско-Хилокский. Восточнее Удинска началось заселение бассейна Уды.

Намного слабее было заселено Прибайкалье севернее Селенги, где население сосредоточилось в двух районах – вдоль р. Итанцы и в нижнем течении р. Баргузин.

В 1689-1690 гг. для укрепления обороны Забайкалья был основан Итанцинский острог. К 30-м гг. XVIII в. острог уже превратился в административный пункт. К нему была приписана 21 деревня. Эти деревеньки в 2-3 двора протянулись вдоль р.Итанцы на 55-60 верст - Сухинская, Угрюмово, Улан-Челотовское, Добрынино, Захарово, Костромино, Иркилик, Петрушево, Верещагино, Карымская, Зырянская, Утатейская, Ангарская, Батранино, Батурино, Плюскино, Гурылкево, Захарово, Игумново, Родионово. Сёла росли медленно, и через 35 лет они оставались такими же.

В самом конце XVII в. в Восточном Забайкалье нашли месторождения свинца, меди и серебра. С этого времени начинается освоение минеральных богатств. Рудники и заводы тяжёлым «бременем» ложились на все население. Связь бурят с промышленными предприятиями выражалась в доставке сырья, строительных материалов и продовольствия для заводского населения. Восточно-Сибирская администрация предписывала бурятам расширять овцеводство для снабжения суконных фабрик шерстью, обещая награды тайшам.

С приходом русских в Сибирь торговые отношения бурят и эвенков расширялись и видоизменялись. Натуральный характер хозяйства определял слабое развитие внутренней торговли. Торговля носила разъездной характер. Торговали российскими, европейскими и китайскими промышленными товарами и пушниной, а также ремесленными изделиями и продукцией сельского хозяйства. В 1768 г. в Иркутске и Верхнеудинске были учреждены постоянно действующие ярмарки, кроме этого, было образовано много ярмарок и торжков сельского типа.

В конце 60-x гг. XVIII в. на границе с Монголией была открыта точка для торговли. Кяхтинская торговля оказала ощутимое влияние на хозяйственное развитие региона. Внешняя торговля требовала обработки, затаривания (укупорки) товаров, их перевозки дальше на запад. Этим занимались многие жители, живущие вдоль дорог. Широкое развитие получил извозный промысел. Забота о поддержании пассажирского сообщения целиком лежала на плечах русских и бурятских общин. Вдоль трактов развивается дворничество - содержание постоялых дворов, кузничное, тележное, кожевенное производство. Кяхте требовались товары, производимые бурятами и эвенками - пушнина, кожа, мерлуша и т.д. Тем самым, внешняя торговля способствовала не только развитию внутренней торговли, но и развитию хозяйства в целом.

В конце VIII в. в хозяйстве бурятского населения преобладало кочевое скотоводство, но вместе с тем уже наметились новые элементы, которые получили в дальнейшем заметное развитие (земледелие, сенокошение). Эвенки же занимались традиционными видами хозяйства - оленеводством, охотой, рыболовством, а также скотоводством и коневодством. Но со второй половины XVIII в. те из них, кто проживал недалеко от русских селений, начинают заниматься хлебопашеством.

Закрепление границы с Монголией и Китаем, рост земледельческой колонизации, торговли, зарождение промышленности - все это прямо или косвенно оказывало влияние на хозяйство бурятского и эвенкийского населения. Начался процесс взаимного влияния русских, бурят и эвенков, ставших близкими соседями

Уже с начала XVIII в. наметились изменения в образе жизни бурят. Развитие земледелия и сенокошения имели большое значение для перехода их к оседлости, что вызвало строительство домов русского типа. В числе хозяйственных построек преобладали хлебные амбары и овины, чем подчеркивается связь между новшествами в быту и новой отраслью хозяйства, значение которой все более возрастало.

Русское влияние не было равномерным, оно сильнее сказалось в тех местностях, где буряты и эвенки ближе соприкасались с русскими, и слабее там, где это общение было менее близким.

С разложением натурального хозяйства, ростом меновых отношений буряты и эвенки все больше приобретали предметы хозяйственного и домашнего обихода, изготовленные русскими рабочими и ремесленниками. Хотя бурятские умельцы производили несложные орудия труда, оружие, различные украшения, но изделия иного типа, вроде котлов, необходимых в кочевом обиходе, приходилось приобретать путем обмена. Видное место в торговле занимают ножи, топоры и др. В обиходе появились зеркальца, нитки, иголки.

В XVIII в. началась некоторая модификация одежды под влиянием русской. В быт бурят и эвенков все больше входили изделия русской мануфактуры, в первую очередь текстиль.

Переселившись в Сибирь, русские были вынуждены приспосабливаться к местным условиям. Природные и климатические условия заставили их заимствовать тип одежды аборигенного населения. Русские восприняли различные кожаные изделия унты, козьи дохи, «козланые штаны».

Хлебопашество у бурят с середины XVIII в. велось на основе восприятия опыта русского земледельца. Они стали использовать в хозяйстве сохи, серпы, косы-горбуши и косы-литовки. Перенимая и постепенно усваивая от русских приемы и навыки земледельческого хозяйства, буряты приобретали у них не только орудия земледельческого хозяйства, но и зерно. Поэтому в бурятском языке можно встретить русские слова, обозначающие хлебные и другие растения.

Бурятское население также оказывало влияние на русское. Русские приобретали у бурят скот местной породы и усваивали от них различные навыки ведения скотоводческого хозяйства в местных условиях, а также правила «наезднического искусства», принадлежности для седлания коней. В XVII в. главным оружием бурят и эвенков был лук. С 1760 г. они стали пользоваться огнестрельным оружием, которое произвело переворот в охотничьем хозяйстве.

В пищевом рационе бурят Забайкалья преобладала традиционная мясная и молочная пища. Хоринцы, кроме этого, покупали крупу и варили кашицы и похлебки. В XVII в. недостаток хлебных продуктов у русского населения пополнялся за счет местной флоры и фауны, путем охоты, рыболовства и собирательства, часть продуктов и скот покупали у бурят, из-за чего в питании русского населения активно шел процесс адаптации к местным условиям. В XVIII в. русские стремятся восстановить свою традиционную пищу, что можно было осуществить в процессе развития земледелия. Успехи полеводства способствовали тому, что традиционная для русских хлебная пища утверждается в земледельческой полосе как основная и необходимая. С конца XVII в. на огородах выращивались репа, морковь, лук, чеснок, капуста. В большом количестве использовались мясные продукты и рыба. Употребление сырой свежемороженой рыбы было усвоено русскими от эвенков. Некоторые растения, употреблявшиеся в пищу, были общими для северной и европейской части страны: грибы, ягоды, травы.