Смекни!
smekni.com

Л. Ю. Дондокова Хрестоматия по этнологии (стр. 23 из 34)

Русское население восприняло у местного населения практику замораживания продуктов и блюд. В обиход вошли многие дикорастущие, в пищу стали употреблять мясо оленей, овец. Таким образом, тесные хозяйственные связи привели к взаимному влиянию русских, бурят и эвенков.

Установление и развитию связей русского и местного населения в какой-то мере способствовала и христианизация бурят и эвенков, начавшаяся в 30-е гг. XVII в.

Крещение облегчало переселение в деревню и частично уравнивало неофита с прочими ее жителями. Многие из крещенных на протяжении 1-2 поколений полностью переключались на русский тип хозяйства, хотя сохраняли свой родной язык и связи со своими сородичами, числившимися в кочевых обществах. При этом через них русская земледельческая традиция проникало в бурятское общество.

Формы культурных взаимосвязей были многообразными. Хозяйственное администрирование, торговые и бытовые отношения способствовали тому, что русские крестьяне овладевали бурятским, а буряты - русским языком.

Усилению контактов между русскими, бурятами и эвенками способствовало не только близкое соседство деревень и улусов, но и начавшееся с середины XVII в. смешение населения. Образовались целые поселения с метисным населением, смешанные браки привели к изменению внешнего облика, как русских, так и бурят, эвенков. В XVII-XVIII вв. русские испытали на себе большее влияние бурят, нежели последние на себе русское, вследствие своей малочисленности. Смешанное население одинаково владело русским и бурятским языками, хотя господствующим был бурятский, восприняло хозяйственные, социально-бытовые черты обоих народов. Смешение русских с эвенками шло не так интенсивно, так как их поселения в небольшом числе и не так обширно соприкасались и взаимодействовали друг с другом.

Цит. по: Бураева О.В. Культурное взаимодействие русского и коренного населения Забайкалья в XVII-XIX вв. // Народы Бурятии в составе России: от противостояния к согласию /300 лет указу Петра I/. Ч. II. – Улан-Удэ, 2001.

Доржо Дарбаев

Доклад о происхождении одиннадцати хоринских родов

1-я часть.

Собрав письменные и устные сведения из материалов степной думы, указаний голов отоков и других людей, привожу нижеследующее:

1. Хоринцы ведут происхождение от Баргу-дайчина, главного из трех сановников монгольского Алтан-хана. Одиннадцать сын вей Хоридоя, младшего из трех сыновей того Баргу, стали праотцами одиннадцати отоков-родов. Поскольку с ними перемешались потомки других родов, их теперь невозможно различить. Потомки Хоридоя были охотниками, вели кочевую жизнь. Только впоследствии, говорят, они стали оседлыми. Что касается того, как они обратились в веру Шакьямуни, то давно во времен того далекого Алтан-хана из великой снежной страны, находившейся на западе, пригласили ее хранителя, облаченного власть сострадательного хутухту-ламу, перерожденца Хоншим-бодисатвы, всеведущего Соднам-Чжамсо, который усмирил всех шимнусов и разных духов монгольской земли.

Впоследствии солонгутский хан Бубэй-бэйлэ-батор, его сын по имени Дай-хун-тайджи и невестка Балжан-хатан почитали ламу, именуемого Хухэн-гэгэн.

Бубэй-бэйлэ, отец Дай-хун-тайджи, во время сватовства невестки Балжан-хатан, подарил своему сыну в качестве придано­го 11 отоков. Из-за тяжелой жизни там некоторые из этих 11 отоков откочевали на земли русского государя и, доверившись, стали его подданными. Эти события, связанные с ламой Хухэн-гэгэном и Дай-хун-тайджи, произошли примерно в 1604 г. В 1648 году уплатили Нерчинскому управлению российского государя первую подать от каждого из 160 достигших совершеннолетия душ, называемых саадак, по 20 копеек.

Когда они прибыли в страну русского царя, у них были монгольские и тибетские ламы, обучая их, передавая им знания и учение, распространяли буддийское учение. Говорят, в период распространения буддизма российские и китайские правители за­ключили в 1727 году договор об установлении пограничных пун­ктов.

У хоринцев первым дархан-ламой стал гецул Жимба-Ринчин, получивший титул дархан нансо.

Сегодняшние хоринцы люди одной кости с баргу-бурятами, живущими на северном побережье Байкала и баргу-монголами, живущими на землях китайского императора.

2. Когда хоринцы кочевали на северной и южной стороне мо­ря Байкал, в 1703 г. от имени Его величества императора Петpa I им была пожалована грамота на владение землями-кочевья­ми по Кударинской степи, Итанце, Селенге, Удэ, Тугную, Хилке, Ане, Кудуну, Курбе, по озерам Еравны и прилегающим к ним ре­кам и ручьям, где хоринцы занимались скотоводством, и в лесах и хребтах—охотой.

3. Обычай установления прямого родства у хоринцев таков: дети родных братьев до второго поколения называются уйелэн, а родственники в следующих поколениях называются хаяалан. Начиная от прародителя, должны считаться братьями до седьмо­го колена. Это нашло отражение в высочайшем указе от 14 мар­та 1718 г., в статье находящейся на 329 странице первого тома. У людей, не имеющих наследников мужского пола, наследство переходит к дядьям и внукам по отцовской линии. Это относит­ся к братьям и дядьям четырех ближайших поколении.

4. Согласно вышеупомянутой грамоте Иркутской провинциаль­ной канцелярии хоринским тайшам был пожалован в 1749 году указ, разрешающий хоринцам жить и кочевать по любым удоб­ным для них землям на юг от Байкала до монгольской границы.

5. С 1727 по 1837 год нерегулярному войску хоринского на­рода государями Петром II и нынешним Николаем были пожа­лованы: первым—11, вторым—14 знамен.

6. До наших дней не сохранились записи, по которым можно было бы увидеть насколько увеличилось число хоринцев, кроме сведений переписей, предпринятых в 1795, 1811, 1816, 1831 годах.

7. По ревизии-переписи 1795 г. количество хоринского народа составляло 17000 душ. Поскольку кочевья по обеим сторонам ре­ки Ана делились па две части—западные и восточные, то три ро­да харгана, хуацай и кубдуд, каждый разделившись между со­бой, стали именоваться западными и восточными, и поэтому те­перь стало 14 родов.

8. Некоторые представители различных родов по собственно­му желанию стали носить кресты и приняли веру Христа. Они стали жить в отдельных русских селениях: в 1795г. на Хилке у ручья Тотхото возникло одно селение, в 1815 г.— на Курбе, на двух речках—Унэгэтэе и Хасурте было основано по одному се­лению. В первом проживало 160, во втором—200 душ крещенных. По указу Тотхотойские с 1826 г. оказались в ведении Куналейского волостного правления. Курбинские и Хасуртайские доныне находятся в ведении степной думы.

9. По переписи 1831 г. хоринского народа стало 25000 душ.
Затем по решению губернского начальства 7000 душ было отделено в ведение Нерчинского округа. Но народ и начальство,
находившиеся в ведении Верхнеудинского округа, не были с этим согласны.

10. Юридические дела хоринского народа, говорят, в прежнее время выполнялись Дайчином и людьми, имевшими (степень) тайджи, теперь ими ведают тайши. В 1749 г. по распоряжению Иркутского управления была создана Анинская степная контора.

11. С 1711 г. у хоринского народа появился чип засул. Войсковые засулы могли быть облавными засулами. Облавы совер­шались не только ради пользы или празднества, но и для обуче­ния стрельбе из лука, стрельбе с лошади, ружейной стрельбе. У каждого рода было по одному призывному кличу, называемому «ура», по нему роды находили свое огнище. Первоначально у галзутов «ура» было даа-хий. Подобно этому было у других (ро­дов), у каждого по отдельности.

12. В давнее время по какой-то причине, галзуты, гушиды,
хуацай и шарайты возблаговолев (друг к другу) породнились. И
сегодняшнее поколение, продолжая этот обычай, становятся сватами, роднятся. Разъясняю это, так как считаю, что об этом надо знать.

Согласно указу Правительствующего сената от 1770 г., хоринский народ стал торговать, пригоняя скот и табуны через Кяхтинскую заставу на китайские торги.

2-я часть.

1. От кого произошел первоначальный хоринский народ?

Хоринский народ произошел в древности от лебедя; у этого народа была березовая коновязь, отцом был коршун, а матерью — Алан-гоа. Существует легенда-предание о том, что от челове­ка по имени Хоридой родились 11 сыновей. Хоридой был млад­шим сыном Баргу. В истории монгольских ханов упоминается че­ловек—Баргу-Дайчин.

2. Откуда и по какой причине отделился в древности хоринский народ и принял подданство российского государя?

Перекочевали сюда из страны китайского хана, из местности ламы Хухэн-гэгэна, обитавшего в юго-восточной стороне во вре­мена Бубэй-батора, имевшего титул бэйлэ. Сыном Бубэй-бэйлэ был Дай-хун-тайджи. Отец во время сватовства сыну невестки по имени Балжан-хатан дал сыну в приданное людей 11 родов. Сохранились записи устных преданий, передаваемых стариками о том, что подданные Дайхун-тайджи из-за неблагоприятных ус­ловий жизни бежали в страну русского царя и приняли его под­данство.

3. С какого времени и как стали платить подать русскому
царю?

Что касается этого, то говорят, что примерно в 1604 году око­ло 160 душ поднесли по 20 копеек подати в Нерчинское ведом­ство.

4. В каком году и какие земли и угодья заняли во владение?

22 марта 1703 г. галзутскому зайсану Бадан Туракину и дру­гим была послана из Москвы грамота от Высочайшего имени о пожаловании им земель для кочевания. В Сибирской канцелярии сохранилась эта грамота, согласно которой и доныне живут хоринцы по следующим местам: западный берег Селенги, Уда, Тугнуй, Хилок, Ана, Кудуи, Курба, вдоль впадающих в них речек и ручьев.