Смекни!
smekni.com

Л. Ю. Дондокова Хрестоматия по этнологии (стр. 32 из 34)

Важным направлением номадного животноводства, и неразрывно связанным с охотничье-промысловой деятельностью, является оленеводство, культивируемое в Байкальском регионе сойотами и эвенками. Причинно-следственную связь, существующую между охотой и оленеводством, С. Б. Помишин раскрыл следующим образом: «Охота давала пушнину и мясо диких животных, а олень служил единственным видом транспорта, позволяющим эффективно использовать местные природные ресурсы обширнейшие пространств; ягельных и охотничьих угодий». В условиях абсолютного бездорожья при необходимости «прохождения по глухой, сырой, болотистой тайге, при необходимости переваливать уходящие под облака голые и скользкие гольцы и хребты или переходить бурные, горные ручьи " речки - нужен только олень. Никакое другое домашнее животное не может быть приспособлено для этой цели, этому препятствует и недоступность горных и таежных троп, отсутствие нужного и подходящего корма и т. п.». Значение оленя не исчерпывается ним. Шкурами оленя покрывали свое жилище, из них шили одежду, готовили всю оленью, упряжку; из сухожильев делали прекрасные нитки для шитья одежды, обуви, сбруи; из рогов оленя - пуговицы, трубки, мерки. Жирное и питательное оленье молоко составляло существенный рацион питания.

Несмотря на такое поистине огромное значение оленя в хозяйстве эвенков и сойот, оленеводство практически уничтожено. Этот процесс связан преимущественно с организационными преобразованиями. Образование колхозов привело к отчуждению коренного населения Байкальского региона от оленей и оленьих пастбищ. Дальнейшее уничтожение оленеводства у сойот было обусловлено признанием якобы низкой эффективности его по сравнению со скотоводством и стремлением укрупнения сельских поселении. Расширение ведения крупного рогатого скота, признанного якобы более эффективным, заставляло «сойот оленеводов оседать на более постоянных местах с удобными пастбищами, что вынудило их спуститься с высокогорных моховых пастбищ в долины. Но новые места были малоудобны для оленя».

Теми же организационно-экономическими факторами было вызвано свертывание оленеводства и у эвенков. В настоящее время повсеместно наблюдается процесс возрождения оленеводства, хотя темпы его изменения весьма незначительны. Возрождение оленеводства означало бы процесс возрождения важной особи традиционного животноводства. Однако на данном этапе пути встречаются различные помехи, начиная от нехватки или же отсутствия финансовых ресурсов, необходимых для возрождения и расширения оленеводства. Если не большее, то, по крайней мере, не меньшее значение имеет утрата навыков и отсутствие желания ведения кочевого образа жизни. Если все другие виды домашних животных можно содержать в стойловом режиме, то олени нуждаются в специфическом корме и не могут по­стоянно находиться на одном месте. По выражению оленеводов, «люди не пасут (не направляют) оленей, а идут за ними, ибо олени сами выбирают удобные для них места пастбищ». Наблюдая за оленями, оленеводы переезжали на новое место если не через 4-5 дней" -.то. по крайней мере, десятки раз в год. Утрата навыков ведения кочевого образа жизни в сочетании с отмиранием привычек обособленного проживания вдали от людей создает психологические препоны на пути развития оленеводства.

Об этом убедительно свидетельствуют трудности, связанные с сохранением и приумножением 60 голов оленей, приобретенных а 1994 году в Тофаларском госпромхозе для сойот «Окинского района. За эти годы численность оленей практически не возросла. К числу важных причин относится утрата навыков разведения оленей, нежелание молодых людей вести уединенный образ жизни. В Северобайкальском районе начаты попытки возрождения оленеводства в рамках семейно-родовых хозяйств. Созданы 2 семейно-родовых хозяйства: Черноевых и Ганюгиных. Однако и они пока еще очень сдержанны в оценке своих удач. На начальном папе их волнуют нехватка кредитных ресурсов, недостаточная решенность территориального вопроса, отсутствие навыков ухода за оленями и т. д.

Таким образом, хотя оленеводство и является экологически глубоко обусловленным и экономически обоснованным традиционным занятием эвенков и сойот, в настоящее время оно не составляет основу уклада их жизни.

Из других видов домашних животных наиболее «природным» являемся як. В Байкальском регионе яков разводят в отрогах и долинах хребтов саянской горной системы и прилегающих гор. Яки в отличие от домашних оленей, еще не вывелись в Байкальском регионе. Яководы постоянно регулировали их приспособительные свойства и признаки, полезные для человека. Приспособленность яков к горному ландшафту за­ключается в том, что они «свободно передвигаются по узким тропам и крутым горным склонам, на пастбище занимают определенную экологическую нишу, часто недоступную для других, даже диких видов, животных». Говоря о преимуществе яков при разведении в суровых горно-таежных зонах, следует отметить и «жизнестойкость их, устойчивость ко многим заболеваниям». Высокая адаптивность яков позволяет обеспечить почти полную сохранность при любых погодно-климатических условиях.

Преимущества яков позволили не только сохранить, но и развить яководство. В настоящее время в Окинском районе создано племенное яководческое хозяйство и многие семьи, проживающие в высоко-горных местах, выращивают их.

Потомство, полученное при гибридизации яка с крупным рогатым скотом, называют хайнаками. Хайнаки «также хорошо приспособлены добывать корм в любое время года: обладают лучшими нагульно-откормочными особенностями, хорошими мясными качествами, повышенным убойным выходом мяса, скороспелы и продуктивны... продолжительность жизни... хайнака равна 30 годам, но для хозяйственного использования они пригодны до 20 лет». Не случайно поэтому почти каждая сойотская семья, проживающая в высокогорных местностях, содержит хайнаков, их соседи буряты тоже не отстают от них.

Аборигенный крупный рогатый скот Байкальского региона «разводится на нашей земле более четырех тысяч лет... Положительными особенностями бурятского скота считается его крепкое здоровье и конституция, живой подвижный темперамент, отличная приспособленность к местным природно-климатическим и хозяйствен­ным условиям, нетребовательность к кормам и условиям содержания, способность переносить недостаток воды зимой, удовлетворяясь использованием снега, высокая жирномолочность, хорошие нагульно-нажировочные способности и вкусовые мясные качества, развитый материнский инстинкт, устойчивость, в сравнении с животными культурных пород, ко многим заболеваниям».

К 1985 году аборигенный крупный рогатый скот в чистом виде сохранился в Окинском, Тункинском и Баунтовском районах Бурятии в количестве 2779 голов, а в 1997 году их уже не стало . По этой причине возникла необходимость выявления этого генофонда в других регионах (прежде всего в Монголии и Китае) и принятия мер по его восстановлению. В противном случае может быть утеряно накопленное тысячелетиями генетическое наследие и соответственно традиции ухода за ними.

Большую роль в жизни бурят, отчасти сойот последних поколений, играли аборигенные лошади, хорошо приспособленные к круглогодичному пастбищному содержанию в экстремальных степных, полупустынных, горных, таежных условиях. Глубокая адаптация к местным условиям, крепкая конституция, высокая плодовитость и большая выносливость делали их незаменимыми помощниками человека в любых экстремальных условиях. Они широко использовались в хозяйственной деятельности: лошади позволяли вести кочевой образ жизни, гарантировали надежность общения и срочных сообще­ний, служили важнейшим помощником в охотничье-промысловой и военной деятельности, давали человеку питательную высококалорийную пищу, кожу, сырье для веревок.

Несмотря на большие ценные качества, аборигенные лошади недооценивались в течение многих десятилетий, особенно в период доминирования политики механизации и электрификации сельского хозяйства. В результате этого генофонд аборигенных лошадей в Бурятии находится на этапе исчезновения. Об этом красноречиво свидетельствует динамика изменения их поголовья. За 100 лет поголовье лошадей в Бурятии сократилось примерно в 5 раз и достигло 55 тыс., против 257 тыс. в 1898 году. Среди оставшегося поголовья чистокровные аборигенные лошади составляют небольшую долю.

Эффективность разведения аборигенных лошадей определялась еще экологическими факторами, поскольку табунное коневодство мало изменяло растительный покров, что очень важно в условиях засушливого климата Забайкалья.

Степи и степные луга Байкальского региона из-за хорошей растительности, обилия проточных вод, а местами и солончаковых почв способствуют разведению аборигенных овец. Аборигенная бурятская овца с глубокой древности была постоянным спутником человека, обслуживая его хозяйственные потребности. Она дает весьма вкусное мясо, прочную овчину, грубую шерсть, жирное молоко. Средний вес мясной туши грубошерстной овцы 20-22 кг.