Смекни!
smekni.com

Концепция замещения на пределе и равновесие потребителя. Эффекты замещения и дохода (стр. 20 из 28)

Но кейнсианско-неоклассический синтез (чаще его называют упрощенно –неоклассический) возникает практически одновременно с кейнсианством и вскоре (с изданием в 1947 году книги Пола Сэмюэлсона «Основы экономического анализа», в центре которой оказалась взаимосвязь максимизации и равновесия) становится «основным течением» (main stream, англ.) в экономической науке. С политико-экономическим применением теории дело пошло сложнее и медленнее. На рубеже 70-80-х гг. возникла неоконсервативная революция тэтчеризма и рейганомики с новыми неоклассическими модификациями представлений о благосостоянии. Можно предположить, что возрождение кейнсианско-неоклассического синтеза в начале нового века следует считать не простым возвратом к нему, а началом нового (более высокого) синтеза общественного благосостояния в условиях «постиндустриализации» и глобализации экономики. Если «постиндустриальный синтез» представлений о благосостоянии и, главное, средств и методов его достижения удастся, то это будет лучшим доказательством того, что экономическая теория учит нас «есть слона по частям».

Современная теория общественного благосостояния является одним из наиболее существенных и продуктивных научно-экономических обобщений. Она возникла из многих источников, что своеобразно отражается в ее разнообразных трактовках. Авторы специального учебника по микроэкономике, в том числе С.М. Игнатьев (ныне президент Центрального банка РФ), например, считают, что кроме исходного классического (от Адама Смита), она имеет еще два непосредственных источника и, соответственно, бицентристский характер. (См., Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика / Под общ. ред. Л.С. Тарасевича. В 2-х тт. – СПб.: «Экономическая школа», 1996. Т. 2. С. 439-440). Одним из источников-центров является нормативный анализ персонального благосостояния, или полезности, извлекаемой индивидом из окружающей его среды. Нормативные установки на благосостояние авторы возводят (или низводят?) к концепции утилитаризма, основоположником которой считается Иеремия Бентам (1748-1832). Другим ее источником-центром стала математическая теория выборов и коллективных решений. Ее начала заложили французские математики Жан Шарль Борда (1733-1799) и Мари Жан Антуан Никола Кондорсе (1743-1794). Значительный вклад в нее внес исследователь математической логики Чарлз Латуидж Доджсон (1832-1898), более известный как Льюис Кэрролл, автор сказочных повестей – логических упражнений «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Формирование современной теории благосостояния завершили Кеннет Эрроу и Дункан Блэк (см.: Arrow K. Social Choice and Individual Values. New York, 1951; Black D, The Theory of Committees and Elections. Cambridge Univ. Press, 1958) вместе с обособлением от нее теории общественного выбора Джеймса Бьюкенена (см. о ней в следующей главе).

Знаменитый парадокс Эрроу – так называемая теорема о невозможности, которую разработал и доказал К. Эрроу, показывает, что формирование общественного благосостояния возможно только в процессе рыночной конкуренции, что этот процесс нельзя заменить никаким плановым расчетом, поскольку задача обобщения индивидуальных функций полезности независимых и равноправных субъектов в единую общую функцию полезности не имеет решения. Другими словами, даже имея полную совокупность индивидуальных предпочтений (функций полезности), из них нельзя сконструировать критерий и функцию общественной полезности. Действительно, несмотря на многочисленные попытки, предпринимавшиеся за полувековой период, эта задача никем не решена до сих пор.

Приложением теоремы о невозможности является парадокс голосования Эрроу, устанавливающий невозможность гарантированного выявления действительных предпочтений общества простым большинством голосов при самом демократическом всеобщем и тайном голосовании. Замечательно, что именно в применении к экономике получено строгое математическое доказательство одного из основных этических принципов – высшей ценностью является свобода (суверенитет) личности, т.е. признания способности и права человека самостоятельно судить о степени удовлетворения своих потребностей, уровне своего благосостояния, выбирать наиболее полезные для себя блага, принимать решения в ответ на изменения внешних условий и воздействий – в том числе рыночной конъюнктуры, цен, соотношения доходов и расходов и т.д. В классической политической экономии этот принцип назывался естественным правом. Основой популяризации доказательства Эрроу является понятие нетранзитивности коллективных предпочтений, в точнее – непередаваемости индивидуальных предпочтений на уровень коллективных предпочтений. Нетранзитивность возникает потому, что демократический принцип равенства голосов («один человек – один голос») не учитывает различий в интенсивности индивидуальных предпочтений, которые следует интерпретировать как индивидуальные стремления к благосостоянию (возможности, знания, усилия, умения, необходимые для его достижения).

Математизация теории общественного благосостояния усиливает ее нормативный характер и существенно ограничивает и дополняют общепризнанный вывод о том, что основным источником теории общественного благосостояния является классическая теория воспроизводства и общего рыночного равновесия (условий реализации), включающая трактовки физиократов (Ф. Кенэ), А. Смита, Джеймса Милля, Дж. Ст. Милля, К. Маркса. Современная теория общественного благосостояния предполагает использование современных экономико-математических концепций и моделей общего равновесия и в совокупности с ними показывает, почему и как возникает оптимальное (наилучшее) распределение благ между потребителями и производственных ресурсов между производителями этих благ, когда критерием оптимальности считается максимум общественного благосостояния.

Вместе с тем, само общественное благосостояние до сих пор не имеет не только единого общепризнанного измерения, но даже критерия такого измерения. Исследования продолжаются, выдвигаются все новые и новые критерии и показатели общественного благосостояния (критерии Бентама, Парето, Пигу, Калдора-Хикса, Ситовски, Бергсона, Роулза, Нордхауза-Тобина и др.). Но, видимо, решение не сводится к выбору одного из них или конструированию некоего интегрального показателя.(Хотя и сейчас делаются такие попытки (см, например, Корнейчук Б. Созидательное благосостояние как целевой фактор //Экономист, 2004, № 12. С. 76-79). Необходимо искать не единственный критерий и показатель общественного благосостояния, а наиболее обоснованную систематизацию всех необходимых его критериев и показателей. Но этот поиск и обоснование, в свою очередь, зависят от общественного выбора. Единственное, что можно утверждать: из всех имеющихся попыток систематизации представлений об общественном благосостоянии и, соответственно, его критериев и показателей следует вывод, что, его максимизация возможна только при условии оптимизации общего динамического равновесия экономики.

8.2. Сущность и условия общего экономического равновесия

Оптимальность распределения экономических ресурсов и потребительских благ, обеспечивающих достижение общего благосостояния, не может быть определена из условий лишь частичного равновесия на рынках этих ресурсов и благ, даже если рассматривать все эти условия в совокупности. Ведь каждое из них в решающей степени зависит от ситуации на смежных рынках, от их взаимосвязи и взаимозависимости. Поэтому общественное благосостояние необходимо рассматривать как следствие общего конкурентного равновесия, соответствующего критерию оптимальности, или эффективности, предложенного Вильфредо Парето (1848-1923) в дополнение к модели общего равновесия своего старшего современника и научного руководителя, основателя лозаннской математической школы Леона Вальраса.

Главная отличительная особенность математической школы в экономике состоит в том, что экономисты-математики любую экономическую ситуацию моделируют как систему, способную при определенных условиях достигать равновесных состояний, которые в свою очередь можно оптимизировать в зависимости от принятого критерия. Перевод теории общего благосостояния в русло математического моделирования, которой совершил один из главных деятелей «маржиналистской революции» зав. кафедрой политической экономии лозаннского университета профессор Леон Мари Эспри Вальрас (1834-1910), был связан с созданием им первой модели общего экономического равновесия в виде системы уравнений спроса и предложения на всех товарных и функциональных рынках.

Модель Вальраса показывает, что экономическая система, в которой на всех рынках действует совершенная конкуренция, способна достичь состояния общего экономического равновесия. Эта модель стала обобщением всех основных идей, концепций и моделей, вообще говоря, – всех имевшихся к тому времени достижений микроэкономики. Все они рассмотрены в предыдущих главах, здесь можно лишь напомнить их:

1. Функция и закон спроса;

2. Функция и принцип предложения;

3. Функции полезности (полной, средней, предельной) и закон убывающей предельной полезности;

4. Модели потребительского поведения (уравнивания относительных предельных полезностей в целях максимизации полной полезности);

5. Модели рынков (товарных и функциональных или факторных) и конкуренции;

6. Модели рыночного равновесия;

7. Модели (функции) издержек производства (полных, постоянных, переменных, средних и предельных) и их минимизации;

8. Модели (функции) факторных доходов (зарплаты, прибыли, процента, ренты) и их максимизации.

Л. Вальрас исходил из того, что, с одной стороны, каждый потребитель максимизирует полезность при данных бюджетных ограничениях (исходя из своего дохода), с другой – каждый получатель дохода максимизирует его с учетом необходимых для получения дохода издержек, которые являются ограничениями, аналогичными бюджетным. В результате рыночной конкуренции устанавливаются (нащупываются – tatonnement, франц.) равновесные цены, соответствующие условиям максимизации полезности и доходов.