Смекни!
smekni.com

Общие представления о языке Java 5 (стр. 27 из 68)

Пусть число a = a3*23 + a2*22 + a1*21 + a0*20 , где значения ai – содержание соответствующих бит числа (то есть либо нули , либо единицы).

a a3 a2 a1 a0
m 0 1 0 1
a|m a3 1 a1 1

Видно, что независимо от начального значения в числе a в результате нулевой и второй бит установились в единицу. Таким образом, операцию OR с маской можно использовать для установки нужных бит переменной в единицу, если нужные биты маски установлены в единицу, а остальные – нули.

б) установка в числе a нужных бит в 0 с помощью маски m операцией a&m (арифметический, или, что то же, побитовый оператор AND):

a a3 a2 a1 a0
m 0 1 0 1
a&m 0 a2 0 a0

Видно, что независимо от начального значения в числе a в результате первый и третий бит установились в нуль. Таким образом, операцию AND с маской можно использовать для установки нужных бит переменной в ноль, если нужные биты маски установлены в ноль, а остальные – единицы.

в) инверсия (замена единиц на нули, а нулей на единицы) в битах числа a , стоящих на задаваемых маской m местах, операцией a^m (арифметический, или, что то же, побитовый оператор XOR):

a 1 1 0 0
m 0 1 0 1
a^m 1 0 0 1

Видно, что если в бите, где маска m имеет единицу, у числа a происходит инверсия: если стоит 1, в результате будет 0, а если 0 – в результате будет 1. В остальных битах значение не меняется.

Восстановление первоначального значения после операции XORповторное XOR с той же битовой маской:

a^m 1 0 0 1
m 0 1 0 1
(a^m)^m 1 1 0 0

Видно, что содержание ячейки приняло то же значение, что было первоначально в ячейке a. Очевидно, что всегда (a ^ m) ^ m = a, так как повторная инверсия возвращает первоначальные значения в битах числа. Операция XOR часто используется в программировании для инверсии цветов частей экрана с сохранением в памяти только информации о маске. Повторное XOR с той же маской восстанавливает первоначальное изображение. - Имеется команда перевода вывода графики в режим XOR при рисовании, для этого используется команда graphics.setXORMode(цвет).

Ещё одна область, где часто используется эта операция – криптография.

Инверсия всех битов числа осуществляется с помощью побитового отрицания ~a.

Побитовые сдвиги “<<”, “>>” и “>>>” приводят к перемещению всех бит ячейки, к которой применяется оператор, на указанное число бит влево или вправо. Сначала рассмотрим действие операторов на положительные целые числа.

Побитовый сдвиг на n бит влево m<<n эквивалентен быстрому целочисленному умножению числа m на 2n. Младшие биты (находящиеся справа), освобождающиеся после сдвигов, заполняются нулями. Следует учитывать, что старшие биты (находящиеся слева), выходящие за пределы ячейки, теряются, как и при обычном целочисленном переполнении.

Побитовые сдвиги на n бит вправо m>>n или m>>>n эквивалентны быстрому целочисленному делению числа m на 2n. При этом для положительных m разницы между операторами “>>” и “>>>” нет.

Рассмотрим теперь операции побитовых сдвигов для отрицательных чисел m. Поскольку они хранятся в дополнительном коде, их действие нетривиально. Как и раньше, для простоты будем считать, что ячейки четырёхбитовые, хотя на деле побитовые операции проводятся только для ячеек типа int или long, то есть для 32-битных или 64-битных чисел.

Пусть m равно -1. В этом случае m=11112. Оператор m<<1 даст m=111102, но из-за четырёхбитности ячейки старший бит теряется, и мы получаем m=11102=-2. То есть также получается полная эквивалентность умножению m на 2n.

Иная ситуация возникает при побитовых сдвигах вправо. Оператор правого сдвига “>>” для положительных чисел заполняет освободившиеся биты нулями, а для отрицательных – единицами. Легко заметить, что этот оператор эквивалентен быстрому целочисленному делению числа m на 2n как для положительных, так и для отрицательных чисел. Оператор m>>>n, заполняющий нулями освободившиеся после сдвигов биты, переводит отрицательные числа в положительные. Поэтому он не может быть эквивалентен быстрому делению числа на 2n. Но иногда такой оператор бывает нужен для манипуляции с наборами бит, хранящихся в числовой ячейке. Само значение числа в этом случае значения не имеет, а ячейка используется как буфер соответствующего размера.

Например, можно преобразовать последовательность бит, образующее некое целое значение, в число типа float методом Float.intBitsToFloat(целое значение) или типа double методом Double.intBitsToDouble (целое значение). Так, Float.intBitsToFloat(0x7F7FFFFF) даст максимальное значение типа float.

4.3. Двоичное представление вещественных чисел

Двоичные дроби

Целое число 01012 можно представить в виде 01012 =0*23 + 1*22 + 0*21 + 1*20

Аналогично можно записать двоичную дробь:

11.01012 =1*21+ 1*20 + 0*2-1 + 1*2-2 + 0*2-3 + 1*2-4

Заметим, что сдвиг двоичной точки на n разрядов вправо (чаще говорят о сдвиге самого числа влево) эквивалентен умножению числа на (102)n = 2n. Сдвиг точки влево (то есть сдвиг самого числа вправо) – делению на 2n.

Мантисса и порядок числа

Рассмотрим сначала упрощенную схему хранения чисел в формате с плавающей точкой (floating point), несколько отличающуюся от реальной.

Число x с плавающей точкой может быть представлено в виде x=s*m*2p. Множитель s – знак числа. Второй множитель m называется мантиссой, а число p – порядком числа.

Для простоты рассмотрим 10-битовую ячейку, состоящую из трёх независимых частей:

знак порядок мантисса

1 бит 4 бита 5 бит

Первым идёт знаковый бит. Если он равен 0, число положительно, если равен 1 – отрицательно. Набор бит, хранящийся в мантиссе, задает положительное число m, лежащее в пределах 1≤m<2. Оно получается из нашего двоичного числа путем переноса двоичной точки на место после первой значащей цифры числа. Например, числа 1.01012, 10.1012 и 0.101012 и имеют одну и ту же мантиссу, равную 1.01012. При этом следующая за ведущей единицей точка в ячейке, выделяемой под мантиссу, не хранится - она подразумевается. То есть мантиссы приведённых чисел будут храниться в виде 101012.

Число сдвигов двоичной точки (с учетом знака) хранится в части ячейки, выделяемой под порядок числа. В нашем примере числа 1.01012, 10.1012 и 0.101012 будут иметь порядки 0, 1 и -1, соответственно. При перемножении чисел их мантиссы перемножаются, а порядки складываются. При делении – мантиссы делятся, а порядки вычитаются. И умножение, и деление мантисс происходит по тем же алгоритмам, что и для целых чисел. Но при выходе за размеры ячейки отбрасываются не старшие, а младшие байты. В результате каждая операция умножения или деления даёт результат, отличающийся от точного на несколько значений младшего бита мантиссы. Аналогичная ситуация с потерей младших бит возникает при умножениях и делениях. Ведь если в ячейках для чисел данного типа хранится k значащих цифр числа, то при умножении двух чисел точный результат будет иметь 2k значащих цифр, последние k из которых при записи результата в ячейку будут отброшены даже в том случае, если они сохранялись при вычислениях. А при делении в общем случае при точных вычислениях должна получаться бесконечная периодическая двоичная дробь, так что даже теоретически невозможно провести эти вычисления без округлений. С этим связана конечная точность вычислений на компьютерах при использовании формата с “плавающей точкой”. При этом чем больше двоичных разрядов выделяется под мантиссу числа, тем меньше погрешность в такого рода операциях.

Замечание: системы символьных вычислений (или, что то же, – аналитических вычислений, или, что то же, системы компьютерной алгебры) позволяют проводить точные численные расчеты с получением результатов в виде формул. Однако они выполняют вычисления на много порядков медленнее, требуют намного больше ресурсов и не могут работать без громоздкой среды разработки. Поэтому для решения большинства практически важных задач они либо неприменимы, либо их использование нецелесообразно.

При сложении или вычитании сначала происходит приведение чисел к одному порядку: мантисса числа с меньшим порядком делится на 2n, а порядок увеличивается на n, где n – разница в порядке чисел. При этом деление на 2n осуществляется путем сдвига мантиссы на n бит вправо, с заполнением освобождающихся слева бит нулями. Младшие биты мантиссы, выходящие за пределы отведенной под нее части ячейки, теряются.

Пример:

сложим числа 11.0112 и 0.110112 . Для первого числа мантисса 1.10112, порядок 1, так как 11.0112=1.10112*(102)1. Для второго – мантисса 1.10112 , порядок -1, так как 0.110112 =1.10112*(102)-1. Приводим порядок второго числа к значению 1, сдвигая мантиссу на 2 места вправо, так как разница порядков равна 2: