Смекни!
smekni.com

Николаевский В. В (стр. 21 из 82)

Сверхслабые электромагнитные излучения биоструктур — одно из проявлений информационно-энергетических процессов. Они направлены на межклеточные взаимодействия, их кооперацию на управление процессами, протекающими в клетках. Этому явлению в научной литературе уделено определенное внимание. Выяснению информационной роли сверхслабых потоков в передаче информации посвящены работы А.С.Пресмана (1968), В.П.Казначеева и соавт. (1981), В.Н.Сарчука (1992). Роли сверхслабых электромагнитных полей (1/5 — 1/10млн доли Эрстеда) на молекулярном и клеточном уровнях посвящены наши исследования [Николаевский В.В., 1970, 1971].

Управляющие системы организма используют информацию, кодируемую мономолекулярными носителями. Эта информация обеспечивает «регулирование потока энергии, поступающего в данное тело, и потока энергии, выходящего из него» [Ляпунов А.А., 1964].

В клетке за секунду протекает около 109 химических реакций. Передача генам клеток информации, необходимой для запуска, регулирования биохимических процессов и поддержания клеточного гомеостаза, осуществляется наряду с потоком световых квантов [Казначеев В.П., 1967], цитомединами [Морозов В.П. и др., 1983; Яковлев Г.М. и др., 1990], природными электромагнитными полями [Пресман А.С., 1968], мономолекулами компонентов РАВ [Николаевский В.В. и др., 1995].

Исходя из изложенного, можно предположить следующее:

  • молекулы ароматических веществ могут запасать солнечную энергию и переносить ее организму в форме энергии электронного возбуждения;
  • молекулы ароматических веществ, несущие ароматические кольца, могут участвовать в темновом переносе энергии электронного возбуждения между молекулами организма;
  • часть перенесенной молекулами РАВ энергии электронного возбуждения может превращаться во внеклеточных и клеточных структурах в энергию фотонов, передающих межклеточную информацию.

Косвенным подтверждением информационно-энергетической роли РАВ могут быть те данные, которые известны.

Во-первых, это многоцелевое и биорегулирующее действие РАВ на субклеточном, клеточном, органном, системном и организменном уровнях.

Во-вторых, длительное отсутствие в атмосфере РАВ негативно сказывается на функции клеток, субклеточных структур, на деятельности практически всех функциональных систем организма, поскольку при этом:

— снимается естественное воздействие РАВ на обонятельные рецепторы и водные структуры организма, что лишает его информации о внешней среде и возможности поддерживать гармонию с окружающим миром;

— нарушается биорегулирующее действие РАВ на клеточные структуры организма, что приводит к нарушению координации функций физиологических систем организма;

— в организме развивается дефицит компонентов РАВ, которые должны включаться в синтез необходимых организму биологически активных веществ.

Иначе говоря, при дефиците РАВ наблюдается нарушение функций организма на всех уровнях его организации.

Таким образом, зависимость живых организмов от РАВ свидетельствует о правомерности предположения об информационно-энергетической роли РАВ в биологических системах и представлений о биорегулирующей роли РАВ.

Возможно, не все наши взгляды на механизм действия РАВ четко сформулированы или даже ошибочны, однако вопросы об их информационно-энергетической роли заслуживают обсуждения и новых экспериментальных исследований.

Роль генетических факторов в механизме действия растительных ароматических веществ

В настоящее время получили признание взгляды о единстве среды и генетических факторов. В связи с этим высказывается мнение о необходимости привлечения к объяснению механизма действия природных факторов генетического звена [Крылов О.А., 1984; Обросов А.Н., 1985]. Такой подход позволяет более полно объяснить сущность механизма действия РАВ. Г.Г.Баранецкий (цит. по А.М.Гродзинскому, 1985) высказал предположение, что участвующие в аллелопатии РАВ, проникая в растения, способны действовать на гены-репрессоры и гены-операторы. Важное место в познании механизма действия на организм человека природных факторов, в том числе РАВ, по нашему мнению, принадлежит генетической системе HLA.

Главный комплекс гистосовместимости (система HLA). Эта система, как известно, является генетическим аппаратом для функционирования иммунной системы. В систему HLA входят 4 локуса.

Антигены гистосовместимости системы HLA представляют собой естественные структуры клеточных мембран. Они являются аппаратом узнавания генетической тождественности клеток, т.е. узнавания «своего» и распознавания «чужого». Антигены гистосовместимости реагируют также на нервные, гуморальные и другие сигналы.

В локус HLA-D входят или тесно с ним связаны гены иммунного ответа человека (Ir-гены), которые, как полагают, координируют синтез I а-антигенов.

Четко доказано общебиологическое значение системы Ia-а. Они выполняют широкие биологические функции. Установлена связь антигенов Ia-а с иммунной, нервной, эндокринной и другими системами организма. Они участвуют в образовании гормонов, способны вызывать пролиферацию лимфоцитов без какого-либо антигенного стимула [Медуницин Н.В. и др., 1987].

Значимость генетической структуры комплекса гистосовместимости обусловливается способностью определять не только внутреннюю индивидуальность организма, но и его возможность обеспечивать общебиологические функции [Медуницин Н.В. и др., 1987; Зарецкая Ю.М. и др., 1988].

Биорегулирующая ароматерапия

Глава 4. ПРИМЕНЕНИЕ АРОМАТЕРАПИИ

Начало второй половины 20-го столетия характеризуется настоящим бумом в производстве и широком использовании антибиотиков и синтетических препаратов. Казалось, еще немного, еще чуть-чуть усилий, и инфекционные заболевания будут побеждены. Однако скоро выяснилось, что использование синтетических препаратов нередко сопровождается многочисленными и опасными осложнениями: аллергией, шоком, отравлениями, лекарственной зависимостью, развитием у микроорганизмов антибиотикорезистентности и др. Кроме того, оказалось, что некоторые синтетические препараты обладают многообразным и сильным действием на человека. Все это стало причиной того, что и врачи, и больные осторожнее подходят к назначению и использованию антибиотиков и синтетических препаратов, а интерес к народной медицине постоянно и неуклонно возрастает. Это и понятно: не только врачи, но и многие больные знают, что народные растительные средства обладают эффективным действием и в то же время не дают осложнений, наблюдаемых при использовании синтетических препаратов. Взаимодействие человеческого организма с природными веществами отрабатывалось тысячелетиями. Человек веками органически был вписан в природу, он стал как бы ее частицей. Угроза непредсказуемости реакций на природные вещества была невелика. Кроме того, у народной медицины есть еще одно положительное качество — мягкость воздействия на пациента, чего нет у современных химических средств.

Безусловно, что возврат к народным медицинским средствам должен сочетаться с изучением механизма их действия на современном методическом уровне, тщательной клинической разработкой показаний и противопоказаний к их применению.

Верно и то, что народную медицину не следует абсолютизировать. При многих тяжелых и острых болезнях средства народной медицины бессильны. Только сочетание методов научной и народной медицины в лечении больных может дать желаемые результаты. Народная медицина, как и официальная, отражают различные аспекты борьбы за здоровье человека.

Движение вперед — естественный процесс, который, однако, не всегда включал в себя достижения прошлых веков; многие годы они, к сожалению, отвергались в нашей стране как нечто устаревшее и уже ненужное.

Академик В.П.Казначеев пишет по этому поводу: «Самое главное — что гигантский исторический опыт, накопленный человеком в этом аспекте, теряется и исчезает безвозвратно. Такая потеря информации может быть сравнима разве с исчезновением некоторых животных и растительных видов на Земле».

В свое время ВОЗ обратилась с призывом ко всем прогрессивным странам мира оказывать содействие в возрождении и развитии народной медицины. В этом призыве рекомендовалось не считать народную медицину практикой, отживающей свой век, и при научном изучении ее наследия не ограничиваться перепроверкой ее лекарственного потенциала, а сосредочить внимание на более широком круге ее возможностей.

До XIX в. ароматерапия (AT) была популярным видом лечения, но позднее потеряла свое значение. Лишь во второй половине XX в. аромалечение стало возрождаться и привлекать к себе внимание. Этот интерес объясняется резким ухудшением экологической обстановки, урбанизацией нашей жизни, большими психоэмоциональными нагрузками на человека, изменением социального положения в стране. Кроме того, характерные для синтетических препаратов побочные эффекты, нарастающие по частоте и силе проявления, аллергические реакции, а порой анафилактический шок от лекарственных препаратов синтетического происхождения также усиливают интерес и внимание к АТ. Итак, использование современной химиотерапии и хирургические вмешательства оправданы лишь в неотложных и тяжелых случаях. При длительных вялотекущих процессах и особенно для профилактики заболеваний необходимо регулярное, длительное, терпеливое лечение РАВ. При этом можно применять, если необходимо, и традиционные методы лечения. Такое сочетание дает хорошие результаты.

4.1. Методика проведения аэрогенной аромапрофилактики и аромалечения

Ароматерапию проводят в специальном помещении объемом 25— 50 м.куб. (наиболее оптимальный вариант), обычно используя групповой метод (7—15 человек). Объем помещения и количество людей могут быть меньше или больше. Вид выбранного эфирного масла определяется контингентом больных, поставленной целью.