Смекни!
smekni.com

Николаевский В. В (стр. 40 из 82)

Рассогласование ритмов является одной из причин развития выраженных патологических изменений в организме. Это так называемые десинхронозы. Четкий биоритм характеризует нормальное состояние, нарушение ритма — десинхронизация — сигнал неблагополучия. Работа организма обеспечивается ценой избыточного напряжения, необходимого для мобилизации функциональных резервов, в обычных условиях остающихся нетронутыми. Явный десинхроноз проявляется как в объективных показателях (изменение АД, нарушение сна, плохой аппетит), так и субъективных (раздражительность, упадок сил). Десинхроноз является обязательным спутником стресса. Метеопатические реакции развиваются в любых климатических зонах. У больных возможности возникновения метеопатических реакций повышены. Они повышены также у по¬жилых людей и детей, что снижает эффективность лечения. Гелио-метеотропные реакции наблюдаются не только у больных людей, но и у здоровых [Андронова Т.И. и др., 1982; Никберг И.И. и др., 1986].

Метеопатические реакции у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями встречались практически у 90% больных. У больных ишемической болезнью сердца в критические дни они проявлялись нарушениями ритма и проводимости, повышением артериального давления и плохим самочувствием. У метеолабильных детей с нестойкой ремиссией бронхиальной астмы эффективность СКЛ была невысокой и составляла 68%. У пожилых людей метеопатические реакции сопровождались возрастанием частоты гипертонических кризов, обострением течения хронических заболеваний. У больных с низкими приспособительными возможностями и высокой метеолабильностью эффективность лечения будет низкой, если не использовать профилактические методы, направленные на повышение адаптационных возможностей организма.

Итак, критерием оценки состояния больного, особенно лиц, прибывших на СКЛ из других климатических зон или проживающих в экологически неблагоприятных условиях, являются суточные ритмы. Нарушения биоритмов, как правило, сопряжены с развитием десинхронозов, нарушениями процессов адаптации, усугублением болезненного процесса. С ними связана объективность клинических, функциональных и лабораторных исследований. В различное время дня они не одинаковые. С суточными биоритмами связана чувствительность организма к воздействию лекарственных средств и различных процедур. В качестве синхронизаторов ритмических, адаптационных процессов, десинхронозов и метеореакций могут выступать РАВ, которые можно рассматривать по отношению к организму как информационно-энергетические факторы, активно влияющие на физиологические механизмы.

При организации лечебного процесса первоочередным становится вопрос о выборе наиболее активного времени для назначения лечения, что будет способствовать восстановлению ритма больного человека.

Поездки на СКЛ нередко связаны со сменой климатических зон и соответственно с адаптацией организма к новым условиям окружающей среды. Известно, что передвижение по широте сопряжено со сменой климатических зон, приспособлением к новому тепловому и ультрафиолетовому режиму. Быстрое перемещение по долготе, кроме того, нарушает циркадные ритмы. Подобные нагрузки могут быть для некоторых стрессовыми [Меерсон Ф.З., 1973; Казначеев В.П., 1980].

Прибывшему на курорт приходится приспосабливаться к новым непривычным для него погодным условиям, световому режиму, геомагнитным, электромагнитным полям, климатолечебным воздействиям, а также к новым социальным условиям. При рассмотрении вопросов адаптации лиц, прибывших на курорт из контрастных климатических зон, их необходимо увязывать с циркадными ритмами, метеопатическими реакциями, десинхронозами.

Состояние циркадной системы служит надежным критерием общего состояния организма, позволяет контролировать эффективность СКЛ и быть показателем степени его эффективности. Наше здоровье во многом связано с тем, насколько правильно используется принцип ритма во всех наших делах, повседневной жизни. Нарушение слаженности циркадных ритмов организма приводит к десинхронозам.

Десинхронозы в условиях СКЛ могут быть вызваны перенагреванием и переохлаждением, УФО, перемещением в новый часовой пояс (с разницей 4—8 ч), изменением климатических условий, физическими перегрузками, при неправильном назначении процедур и т.д. Десинхроноз сопровождает любое заболевание и нередко обнаруживается до появления выраженных симптомов, а в остром периоде может соответствовать тяжести заболевания. Десинхроноз проявляется в утомлении, понижении работоспособности, внимания, нарушении режима дня и бодрствования, нарушении функции систем организма.

Известно, что резкие изменения погодных условий у некоторых больных, особенно прибывших из контрастных климатических зон, вызывают ряд метеопатических реакций различного характера (кардиальные, церебральные, астеноневротические и др.), которые могут обострить течение основного заболевания и снизить эффективность СКЛ. Удельный вес лиц, чувствительных к изменению погоды, в среднем составляет 30—40%, а в старших возрастных группах и среди больных ИБС, гипертонической болезнью, бронхиальной астмой, ревматизмом он достигает 80—90%.

При геомагнитных возмущениях среди метеочувствительных лиц и больных с повышенным риском течения проводится срочная АП накануне (за 1—2 дня) периода неблагоприятной погоды и в последующие 2—3 дня. Всем больным, особенно метеочувствительным, по прибытии на СКЛ из контрастных климатических зон страны или из неблагоприятных по экологической обстановке регионов проводится курсовая АП. Курс 12—14 процедур ежедневно.

В период солнечных вспышек, колебаний напряженности атмосферного электричества обостряется течение хронических болезней, возрастает частота гипертонических кризов, инфарктов миокарда, общая смертность. В такие критические периоды повышается активность возбудителей заразных болезней, что связывают с влиянием магнитно-электрических сил на изменение молекулярных компонентов живых существ, в том числе и молекул, обеспечивающих взаимодействие в системах микроб — жертва.

В.Г.Бокша (1986) пишет, что нельзя достичь состояния адаптированности и высоких результатов СКЛ без учета метеопатических реакций и применения мер их предупреждения. Вопросы облегчения процесса адаптации, борьбы с десинхронозами, метеопатическими реакциями в условиях СКЛ разработаны недостаточно.

Многовековой опыт давно привел к необходимости использования отдельных методов лечения в определенное время суток, месяца, года. Эффективность лечения бронхиальной астмы, проводимого по такому типу хронотерапии, возросла в 1,5 раза. Хронотера¬пия хронических пылевых бронхитов позволила повысить эффективность лечения более чем в 2 раза, хронотерапия больных гипертонической болезнью привела к наступлению гипотензивного эффекта на 4-е сутки, а при традиционном лечении он наблюдается на 10-е сутки. Эффективность бальнеотерапии (хлоридно-натриевые, хвойные, йодобромные ванны с водой температуры 36,0—36,5 °С) при гипертонической болезни и атеросклеротическом кардиосклерозе во второй половине дня приводила к более выраженному гипотензивному эффекту, чем те процедуры, проводимые в первой половине дня. Одна и та же бальнеопроцедура в разные часы суток может вызвать в организме больного прямо противоположные сдвиги. Если массаж выполнялся до полудня, его результат был более действенным, во второй половине дня — практически не имел лечебного результата. Большего эффекта в снижении артериального давления у больных гипертензией от хвойных и хлоридно-натриевых ванн можно добиться, назначая их во второй половине дня с 14 до 19 ч. Йодобромные ванны, рекомендуемые больным ишемической болезнью сердца, дают наибольший эффект в 13—14 ч. У больных, принимающих ванны в дневное время, улучшается кровоснабжение сердца и мозга, в 1,5 раза увеличивается выносливость сердца к физической нагрузке. Если принимать лекарство в течение дня несколько раз, то целебной окажется лишь часть дозы, остальная часть «не сработает» или, принятая в неблагоприятное время, может дать отрицательный эффект. У человека достоверно установлены различия в эффективности лекарств в зависимости от циркадной фазы. Так, лечебные воздействия, назначенные в адекватное для организма время, обладают большим лечебным действием.

Среди фармакологических веществ растительного происхождения большое внимание уделяется препаратам женьшеня, лимонника, элеутерококка. В качестве адаптогенов могут быть использованы: антиоксиданты (токоферол, фосфоглюконат, яблочная и глутаминовая кислоты), транквилизаторы и др.

В настоящее время накопились многочисленные данные литературы, обосновывающие целесообразность введения в существующие традиционные лечебно-профилактические комплексы, используемые при СКЛ, ароматолечения. Использование РАВ относится к наиболее перспективному пути профилактики, управлению универсальными процессами повышения устойчивости организма. Они обладают патогенетическим механизмом действия. В ряде работ показано, что РАВ — хорошие адаптогены. Действие их проявляется в адаптации к холоду, низкому барометрическому давлению, гипоксии, воздействию токсичных веществ, эмоциональному стрессу.

Проведенные исследования дают основание полагать, что использование РАВ при СКЛ перспективно для климатоадаптации, профилактики метеопатических реакций, негативных изменений окружающей среды, поскольку в механизме их действия лежат общебиологические сдвиги, приводящие к повышению адаптационных возможностей организма. Применение РАВ в качестве адаптогенов при СКЛ при переезде больного из одной климатической зоны в другую показало их эффективность как средств, повышающих мобилизацию резерва физиологической антиокислительной системы и повышения защитно-приспособительных реакций организма. РАВ используют в условиях СКЛ и для нормализации суточных биоритмов. С этой целью утром используют стимуляторы нервной системы с тем, чтобы повысить чувство бодрости, настроение, поднять общий тонус организма и т.д. РАВ, обладающие успокаивающим свойством, используют обычно в вечернее время, перед сном. Они снимают нервное напряжение, стрессовые состояния, уменьшают раздражительность, эмоциональную возбудимость, устраняют навязчивые состояния, нормализуют сон.