Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для руководителей и инструкоров военно-спортивных клубов «патриот» (стр. 26 из 36)

В зависимости от того, какой из органов чувств выполняет в восприятии ведущую роль, выделяют зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые восприятия. А в соответствии с качественными характеристиками объектов различают восприятие пространства, времени, движения.

Следует сказать, что органы чувств дают нам возможность уверенно ориентироваться в окружающем мире. Главный вывод состоит в том, что восприятием можно управлять. Управлять путем приобретения опыта наблюдения, использования приемов самоубеждения, самовнушения, эмоционально-волевой саморегуляции и т.д.

Тренировка органов чувств и развитие профессиональных качеств восприятия может осуществляться ускоренно и эффективно посредством специальных психотехнических упражнений и тренировок.

Такие упражнения разработаны и тщательно апробированы в системах подготовки мастеров боевых искусств, специалистов МВД, вооруженных сил, органов госбезопасности, спортсменов и др. Предлагаемые ниже приемы могут выполняться как в составе групп, под руководством преподавателя (тренера), так и самостоятельно. В большинстве случаев они не требуют специального оборудования и дополнительных материальных затрат.

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ВОСПРИЯТИЯ

УПРАЖНЕНИЕ "ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ" Это упражнение предназначено для развития чувства "внутреннего видения", образного макетирования окружающей обстановки, формирования своеобразного "внутреннего компаса". Оно развивает способность уверенно ориентироваться в слабо знакомой среде в условиях резкого ухудшения или отсутствия видимости. Упражнение выполняется в несколько этапов.

На первом этапе сориентируйте себя в пространстве. Например: "Левая стена – юг. Остальные стороны горизонта - соответственно". Станьте в центре комнаты, закройте глаза и мысленно воспроизводите вид каждой стены. Например: "Левая стена - юг. На ней расположено окно, электрическая розетка, висит портрет, под окном, вплотную к стене, стоит стол". Затем откройте глаза и проверьте точность своих представлений и так далее.

На втором этапе завяжите глаза плотной повязкой, повернитесь на 360' сначала в одну, затем в другую сторону и определите свое положение в пространстве: где юг, север, что впереди, справа и т.д.

На третьем этапе станьте у одной из стен помещения. Ваша задача - пройти с закрытыми глазами через всю комнату, желательно, не касаясь находящихся в помещении предметов, и выйти через дверь (сесть на стул, написать что-либо мелом на доске и т.п.).

На четвертом этапе одна из сторон горизонта обозначается звуковым сигналом (едва слышимая работа радиоприемника, легкое постукивание по стене и т.п.). С закрытыми глазами повернитесь несколько раз на 360' в разные стороны, переместитесь в какую-либо точку помещения, после чего определите свое место в пространстве.

УПРАЖНЕНИЕ "ГЛАЗОМЕР"

Оно предназначено для повышения точности восприятия пространственно-временных и скоростных характеристик обстановки. Упражнение имеет несколько разновидностей:

Попробуйте «на глаз» определить расстояние до соседних зданий, других объектов, до земли из окна помещения. После чего измерьте реальное расстояние до названных объектов. Упражнение выполняется повторно после выхода из помещения с различных площадок, лестничных клеток и т.д.

2. Нарисуйте 3 - 7 линий различной длины. Каждую из линий обозначьте своим номером. Задача – на глаз определить длину каждой линии. После чего измерьте правильные длины.

3. Это упражнение выполняйте с напарником. Потребуется также автомобиль. Ваш напарник несколько раз проезжает мимо вас на автомобиле с различной скоростью. Попробуйте определить скорость движения машины. После чего правильность данных ответов уточняется.

УПРАЖНЕНИЕ "ВРЕМЯ"

Выберите произвольно различные временные отрезки, обозначаемые словами (любыми звуками, равными по продолжительности музыкальными произведениями и др.). Эти отрезки могут быть "пустыми" или "заполненными» различными шумами (музыкой, человеческой речью и др.). Ваша задача - определить их продолжительность.

УПРАЖНЕНИЕ "ЗВУКИ"

Это упражнение готовится заранее инструктором или преподавателем-психологом. Оно предназначено для формирования навыков идентификации звуков, их источников и ориентирования в звуковом пространстве. Упражнение предусматривает несколько вариантов.

1. Вам предлагается магнитофонная запись различных шумов звуков с задачей определить их источники:

– звуки повседневной жизнедеятельности людей (открывающихся и закрывающихся дверей; шагов по различным покрытиям – по асфальту, земле, лестничной клетке вверх и вниз; шагов мужчин и женщин, группы людей и т.д.);

– звуки улицы: движение различных транспортных средств, шум ветра, дождя, шелест листвы деревьев и т.д.;

- "профессиональные" звуки (выстрелы 'из различных видов оружия, шум борьбы людей, удары по телу человека, звон разбитого стекла, звук открывания дверного замка, набора различных номеров на телефонном диске и т.д.). •

Упражнение выполняется многократно. Сначала вам предъявят запись звуков из одной категории, а затем - комплексные звуковые группы.

Далее - проверьте свою реакцию на "живые" звуки (человеческая речь, шум разрываемой бумаги и др.) – с закрытыми глазами определите место нахождения и расстояние до источника этих звуков.

УПРАЖНЕНИЕ "ГОЛОС"

Своей целью это упражнение ставит повышение точности различения человеческих голосов как при непосредственном, так и при опосредованном их прослушивании.

Изучите правила идентификации человеческой речи, выделения ее характеристик (тембр, высота, громкость и др.), темпа, ритма, специфических особенностей (акцент, говор, сленг и др.). Затем прослушайте магнитофонную запись речи 5 – 7 человек (до 15 секунд звучания для каждого голоса). Каждый голос приписывается конкретному персонажу (Иванов, Петров и т.д.). После этого прослушайте запись одного из голосов и определите, кому конкретно он принадлежит.

УПРАЖНЕНИЕ "ОСЯЗАНИЕ"

Оно предназначено для совершенствования навыков восприятия объектов с помощью органов осязания без участия других анализаторов. Завяжите себе глаза и на ощупь ознакомьтесь с различными предметами (оружие, одежда сослуживцев, монеты и др.). Ознакомившись с предметами, откройте глаза и осмотрите их. После чего вновь, с завязанными глазами, определите характеристики предметов.

По аналогичной схеме производится тренировка органов обоняния, вкуса. Развитое профессиональное восприятие является основой для выработки у вас наблюдательности – способности подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные свойства предметов и явлений. Это, в свою очередь, является необходимым условием для развития таких важных качеств, как интуиция, предвидение, профессиональное чутье.

ВИЗУАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БОЙЦА СПЕЦ. ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Не случайно, что сегодня среди основных требований к специалисту называется высокий уровень его визуальнопсиходиагностических способностей, т.е. умений и навыков по внешним признакам людей "прочитывать" их психические состояния, выявлять рассогласования в их коммуникативных системах, выделять в неорганизованной, на первый взгляд, социальной среде взаимодействующих людей и др.

Учеными установлено, что существует реальная возможность получать достоверную информацию о состоянии внутреннего мира человека по его внешним проявлениям. Для этого имеются следующие предпосылки. Взаимодействие психики и тела человека строится на принципе "психофизического параллелизма", проявляющемся в том, что психическое отражается в физическом и, наоборот, физические изменения влекут за собой психические. Любое переживание человека, так или иначе, проявляется в его внешнем облике, мимике, жестах, позах, интонациях голоса и др. Результаты ряда исследований свидетельствуют о том, что в процессе общения людей они более 65% информации о партнерах получают посредством наблюдения за ними. Если слова человека - чаще всего плод его сознания, результат оценки и прогнозирования ситуации общения, работа внутренней "цензуры" и т.д., то жесты - проекция подсознательных процессов. Речь и телодвижения человека могут говорить о разном. Если в речи выражается то, что человеку хотелось бы сказать, в жестах и мимике - то, что он реально испытывает, переживает, чем побуждается и на что надеется. Рассогласование между содержанием речи и жестов может стать доступным внешнему наблюдателю по нескольким причинам.

Во-первых, установлено, что человек способен сознательно контролировать (держать в поле внимания) в среднем 7~2 объекта.

Во-вторых, речью и негативными переживаниями (волнением, беспокойством, страхом и др.) управляют разные полушария коры головного мозга человека. Поэтому в кризисных ситуациях могут проявляться сбои в их синхронном функционировании. Правое полушарие коры головного мозга, участвуя в управлении негативными эмоциями, одновременно координирует деятельность левой половины человеческого тела (левой половины лица, руки, ноги и т.д.). Знание этого факта позволило специалистам сформулировать правило "левой стороны". Согласно ему то, что человек хочет показать окружающим, отражается на правой половине его тела, а то, что он реально переживает, - на левой. Так, нервные, неадекватные ситуации движения левой рукой (верчение ручки, усиленная жестикуляция и т.п.) могут свидетельствовать о повышенном беспокойстве человека.

В-третьих, установлено, что человек по-разному перерабатывает знакомую и незнакомую (конструируемую, воображаемую, сочиняемую) информацию и что специфика этой переработки четко проявляется в последовательности движения зрачков глаз. Выявлены так называемые "глазные сигналы доступа", позволяющие установить, какой характер носит информация, перерабатываемая человеком в данный момент. Для этого глаз человека, смотрящего на наблюдателя, мысленно делится двумя параллельными вертикальными и двумя горизонтальными линиями на 9 секторов. Считается, что если в момент переработки той или иной информации зрачок человека находится в левом верхнем или в левом среднем от наблюдателя секторах, то он работает с информацией, которую ранее не имел и которую теперь вынужден конструировать.