Смекни!
smekni.com

Факторы, влияющие на формирование и развитие личности в условиях изменяющегося общества (стр. 10 из 12)

Т. о., подтверждая бесперспективность изучения личности без учета факторов ее окружения, Маслоу подчеркивает решающую роль в ее развитии человеческого фактора. Убедительным подтверждением чему может послужить следующее его утверждение: “Практически каждое серьезное описание реально существующей «подлинной личности» подразумевает, что эта личность благодаря обретенному ею состоянию, устанавливает новые отношения с обществом, в котором живет, да и с социумом вообще. Она не только поднимается над собой в самых разных аспектах: она также поднимается над цивилизацией, к которой принадлежит. Она сопротивляется «приобщению к определенной культуре». Она отстраняется от цивилизации и общества, к которым принадлежит. Она становится в большей степени членом рода человеческого, и в меньшей - членом локальной группы”. [6.]

одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции маслоу, является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Маслоу чувствовал, что слишком долго психологи сосредоточивались на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, что пытались понять, а именно человеком в целом. Кроме того, он призывал воспринимать человека как существо положительное и созидательное в своей основе, и делает акцент на изучение психического здоровья.

5.2. мотивация Изначальным критерием мотивации, согласно убеждениям Маслоу, является субъективный критерий: “Мотивация - это мое стремление к чему-то, или моя потребность в чем-то, или моя жажда чего-то, или мое желание чего-то, или мое ощущение нехватки чего-то”. [6.] Т. о., Мотивационная теория Маслоу прямо противоположна представлениям о мотивации Франкла, утверждавшего, что всякая побудительная причина лежит вне субъекта, трансцендентна ему. А согласно Маслоу, хотя источник потребностей (по Маслоу что-то) и находится вне субъекта, основным мотивационным фактором все же является субъективное переживание человеком дефицита этого чего-то.

Маслоу выделил пять основных групп мотивов, расположенных в иерархическом порядке: 1) физиологические; 2) безопасность и защита; 3) принадлежность и любовь; 4) самоуважение; 5) самоактуализация. Согласно его мотивационной теории, низшие более значимые потребности в иерархии должны быть разумно удовлетворены, прежде чем потребности более высокого уровня становятся доминантой побудительных сил в поведении человека. [5.]

Именно положение об иерархии потребностей, по мнению большинства критиков, является наиболее уязвимым местом в теории личности Маслоу. Дело в том, что, утверждая невозможность удовлетворения потребностей более высокого уровня в условиях неудовлетворенности потребностей более низкого, Маслоу допускает множество исключений [5.] Так, например, многим людям присущ конфликт между потребностью в безопасности и стремлением к развитию. (Это положение теории Маслоу очень близко взглядам Фромма, утверждавшего, что конфликт между потребностью в безопасности и стремление к свободе и независимости является не только основной мотивационной тенденцией, но и стал основной психологической проблемой современного человека). Также как и Фромм, Маслоу считал, что люди в этом случае выбирают безопасность, т. е. Удовлетворение Потребности в развитии невозможно при неудовлетворенной потребности в безопасности. Однако, некоторые (самоактуализирующиеся) люди более склонны к дальнейшему своему развитию и в условиях неудовлетворения потребностей низших уровней и т. п.

маслоу также различал две большие категории мотивов человека: дефицитарные мотивы” и “мотивы роста” (или мета мотивация).

Дефицитарными Маслоу называет “те потребности, неудовлетворение которых создает в организме, так сказать, «пустоты», которые должны быть заполнены во имя сохранения здоровья организма, и более того, должны быть заполнены извне, не самим субъектом, а другими человеческими существами”. [6.]

Если дефицитарные мотивы нацелены на снижение напряжения, то мотивация роста - на повышение напряжения посредством поиска новых и волнующих переживаний. Не удовлетворение мета потребностей, по мнению Маслоу, вызывает мета патологии, основными симптомами которых он считал апатию, цинизм и отчуждение.

Основным мета мотивом, по мнению Маслоу, является, уже упомянутое выше, стремление к развитию. “Развитие - это не цель в буквальном понимании этого слова. Не являются ею ни самоактуализация, ни открытие Самости. Мотивационные законы “ликвидации дефицита” и “целенаправленного подражания” не распространяются на сферу развития, спонтанности, творчества”. [6.] Кроме уже перечисленных, маслоу выделил еще несколько мета потребностей: истина, красота и справедливость, с помощью которых описал самоактуализирующихся людей, и выдвинул теорию, согласно которой, эти потребности биологически заложены в людях, так же как и дефицитарные потребности. [5.]

5.3. Теория самоактуализации гуманистическая природа теории личности Маслоу особенно ярко проявляется в концепции самоактуализации, которую он определяет как непрерывное стремление к реализации “потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности”. [6.] Только самоактуализировавшийся человек, по мнению Маслоу, может забыть о своем “Я” и сосредоточиться на решении проблемы, именно такая личность наиболее спонтанна в своих действиях, наиболее “гомоном на”. Такие люди могут полностью погрузиться в восприятие, действие, наслаждение и творчество. [5.]

Излагая основные положения своей теории самоактуализации, Маслоу не однократно [5., 6. и др.] отмечал, что она основана исключительно на материале, полученном в ходе бесед, наблюдения и биографического методов исследования испытуемых, поэтому она не может считаться достаточно достоверной, и требует дальнейшего своего эмпирического подтверждения. Маслоу много критиковали за предвзятость и субъективизм при отборе критериев, по которым подбирались его испытуемые. Однако, как мне кажется, критика эта безосновательна, Т. К. САМ Маслоу, также не однократно, говорил, что он пытается создать психологию здорового человека, а для этого необходимо изучать исключительно здоровых людей. А поскольку существуют определенные критерии психического здоровья и нездоровья, неизбежна селекция испытуемых именно по этим критериям. По данным исследований Маслоу и последователей его теории самоактуализации, как в США, так и в Европе, Самоактуализировавшихся и самуактуализирующихся личностей всего 1% всего населения. [18.]

Обобщая полученные в ходе этих исследований данные, Маслоу выделил тринадцать основных характеристик самоактуализировавшихся людей: 1) Высшая степень восприятия реальности; 2) Более развитая способность принимать себя, других и мир в целом такими, какими они являются на самом деле; 3) Повышенная спонтанность; 4) Более развитая способность сосредоточиваться на проблеме; 5) Более выраженная отстраненность и явное стремление к уединению; 6) Более выраженная автономность и противостояние приобщению к какой-то одной культуре; 7) Большая свежесть восприятия и богатство эмоциональных реакций; 8) Более частые прорывы на пик переживания; 9) Более сильное отождествление себя со всем родом человеческим; 10) Изменения (улучшения») в межличностных отношениях; 11) Более демократичная структура характера; 12) Высокие творческие способности; 13) Определенные изменения в системе ценностей. [5.]

Итак, очевидно большое сходство самоактуализировавшегося человека Маслоу и со здоровой личностью Фромма, и со здоровым человеком Франкла, и, разумеется, с полноценно функционирующей личностью Роджерса. И, если большинство описанных Маслоу характеристик самоактуализирующегося человека, в большей или меньшей степени, описаны практически во всех теориях этих персонологов, то его положения о пиковых переживаниях и ценностях являются оригинальными и представляют особый интерес.

5.4. Пиковые переживания Учение Маслоу о пиковых переживаниях является одним из базовых положений его теории личности. Пиковые переживания, по Маслоу, – это моменты высочайшего взлета при эстетических и любовных переживаниях, во время творческого вдохновения или абсолютного созерцания. Пиковое переживание может быть только положительным и желанным и никак не может быть отрицательным и нежелательным. “Существование такого переживания изначально оправдано им самим; это совершенный, полный опыт переживания, которому больше ничего не нужно. Это самодостаточный опыт. Он воспринимается как изначально необходимый и неизбежный. Это переживание настолько хорошо, насколько должно быть. Его принимают с благоговением, удивлением, восхищением, смирением и даже с экзальтированным, едва ли не религиозным поклонением”. [6.]

Во время пикового переживания вполне возможно настолько "раствориться" в объекте, что наше "я" исчезает в буквальном смысле. Некоторые авторы, занимающиеся эстетическими и мистическими переживаниями, чувствами материнства и любви, например Сорокин, зашли настолько далеко, что утверждают, будто при пиковых переживаниях мы можем говорить даже об отождествлении воспринимающего и воспринимаемого, об их слиянии в новой и высшей целостности, в сверх организованной системе. Именно этим, по мнению Маслоу, пиковое переживание резко контрастирует с обычными житейскими переживаниями, которые не обнаруживают этого единения с объектом, а являются лишь реакцией на достижение или не достижение каких-либо целей.