Смекни!
smekni.com

Тема: «Особенности применения сроков исковой давности в судебно-арбитражной практике» (стр. 5 из 14)

2. Гражданский кодекс РФ.

а) ГК РФ ст. 181 «Сроки исковой давности по недействительным сделкам» п. 2 (о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности).

Срок исковой давности для признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности составляет один год и начинает течь со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка, предусмотренная п. 1 ст. 179 ГК РФ, либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных основаниях для признания сделки недействительной (ст. 173 - 178 ГК РФ). Таким образом, для оспоримых сделок срок давности начинает течь в зависимости от вида оспоримой сделки. В дополнение к правилам п. 2 ст. 181 ГК РФ в ст. 13 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (с изм. от 26.12.2005) предусмотрено, что срок исковой давности по делам о признании выпуска ценных бумаг недействительным составляет один год с даты начала размещения ценных бумаг.

Особенностью оспоримых сделок является то, что они могут быть признаны недействительными в случаях нарушения условий действительности сделок (строго обязательной формы, законности содержания, праводееспособности лиц, ее совершающих, соответствия воли и волеизъявления) только по иску заинтересованных лиц. Обычно эти сделки предполагаются законными, т.е. действует презумпция законности оспоримой сделки. Поэтому оспоримые сделки иногда называют относительно-действительными. По одному из рассмотренных в порядке надзора дел Президиум ВАС РФ указал: «Договоры поручительства представляют собой оспоримые сделки и могут быть признаны недействительными только по решению суда (в пределах сокращенного годичного срока исковой давности)».

Причина данного подхода статьи 181 ГК РФ к порядку и сроку признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности заключается в согласовании принципов обеспечения восстановления нарушенных гражданских прав и судебной защиты с принципом свободы договора, предоставляющего самим сторонам возможность не придавать значения допущенным нарушениям, необходимости обеспечить стабильность оборота. Возможность признания оспоримой сделки недействительной не должна в течение длительного времени быть угрозой для совершения новых сделок, связанных с данной сделкой.

Необходимо обратить внимание, что слово «иск» употребляется в п. 2 ст. 181 ГК РФ в единственном числе, т.е. требование о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности рассматривается как состоящее из двух элементов единое требование. В ст. 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав также предусмотрено именно такое единое требование. Однако каждая из составляющих этого требования в отдельности может рассматриваться и в качестве самостоятельного способа защиты гражданских прав. На требование о признании оспоримой сделки недействительной как на возможное самостоятельное требование указывается в п. 2 ст. 166 ГК РФ. Из п. 3 ст. 167 ГК также вытекает, что это требование может быть предъявлено самостоятельно и не требует обязательного дополнения его требованием о применении последствий недействительности сделки. Предъявление требования о применении последствий недействительности оспоримой сделки неизбежно требует предшествующего или одновременного предъявления требования о признании оспоримой сделки недействительной. До удовлетворения этого требования сделка считается действительной (п. 1 ст. 166 ГК РФ), что исключает возможность применения последствий ее недействительности. Отсюда возможен вывод, что для применения института исковой давности требование о признании оспоримой сделки недействительной является отличным от того единого двухэлементного требования, о котором идет речь в п. 2 ст. 181 ГК РФ. В силу этого к требованию о признании оспоримой сделки недействительной как к требованию, для которого не установлен специальный срок исковой давности, должен применяться общий трехлетний срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ), а также общее правило (п. 1 ст. 200 ГК РФ) о начале течения этого срока. В то же время к требованию о применении последствий недействительности оспоримой сделки должен применяться установленный в п. 2 ст. 181 ГК РФ годичный срок исковой давности. Однако здесь же следует заметить, что о применении срока исковой давности к требованию о признании оспоримой сделки недействительной речь может идти только в том случае, если такое требование предъявляется для защиты нарушенного совершением (а не исполнением) такой сделки субъективного права. Если же такое требование предъявляется лишь для защиты правового интереса, исковая давность к таким требованиям неприменима.

б) ГК РФ ст. 657 «Права кредиторов при аренде предприятия» п. 3.

В случае неисполнения арендодателем своей обязанности письменно уведомить о передаче предприятия в аренду кредитор имеет право потребовать прекращения обязательства или его досрочного исполнения, а также возмещения убытков. В отношении таких требований устанавливается специальный срок исковой давности, равный одному году, течение которого начинается со дня, когда кредитор узнал или должен был узнать о передаче предприятия в аренду.

в) ГК РФ ст. 725 «Давность по искам о ненадлежащем качестве работы».

Срок исковой давности для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством работы, выполненной по договору подряда, составляет один год, а в отношении зданий и сооружений определяется по правилам статьи 196 ГК РФ (т.е. на такие требования распространяется общий трехлетний срок исковой давности). Если в соответствии с договором подряда результат работы принят заказчиком по частям, течение срока исковой давности начинается со дня приемки результата работы в целом. Если законом, иными правовыми актами или договором подряда установлен гарантийный срок и заявление по поводу недостатков результата работы сделано в пределах гарантийного срока, течение срока исковой давности начинается со дня заявления о недостатках.

Ненадлежащее качество работы, выполненной по договору подряда, является нарушением субъективного права заказчика на использование результатов работы. Ограничение периода времени, в течение которого заказчик может получить от суда принудительную защиту своего нарушенного права, сроком в один год (за исключением объектов недвижимости) связано с необходимостью упорядочения гражданско-правовых отношений участников договора подряда, устранения неустойчивости, которую может вызвать длительное неосуществление заказчиком своих субъективных прав. Императивный характер данной нормы обусловлен интересами публичного порядка, заинтересованностью государства в побуждении участников подрядных отношений к своевременному осуществлению своих правомочий в интересах всех участников оборота в целом, в создании благоприятных условий для разрешения споров о надлежащем качестве работ, выполненных по договору подряда. Благоприятные условия создаются путем исключения предъявления устарелых требований, по которым доказательства за давностью утрачены и не могут быть установлены с достоверностью.

Императивный характер данной нормы означает, что стороны в договоре подряда не могут исключить действие исковой давности, изменить ее срок или иными способами отменить ее условия для какой-либо из сторон. В случае включения в договор такого рода условий они считаются недействительными. Рассматриваемая правовая норма об исковой давности относится преимущественно не к регулированию выполнения самого гражданского обязательства, а к защите субъективных прав сторон. В силу этого указанная норма подлежит применению только по инициативе стороны, к которой предъявлен иск о ненадлежащем качестве работы, и эта сторона вправе отказаться от данного средства защиты.

г) ГК РФ ст. 797 «Претензии и иски по перевозкам грузов».

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. При этом до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок. Например, согласно ст. 125 Устава железнодорожного транспорта РФ (УЖТ) иски к железным дорогам, возникшие в связи с осуществлением перевозки груза, грузобагажа, багажа, могут быть предъявлены в случаях полного или частичного отказа железной дороги удовлетворить претензию либо неполучения от железной дороги ответа в течение установленного для ответа срока. Арбитражный суд вправе оставить исковое заявление без рассмотрения, если истец не представил документы, подтверждающие соблюдение претензионного порядка урегулирования спора с перевозчиком (п. 2 ст. 148 АПК РФ).