Смекни!
smekni.com

Освоение португальцами западного побережья Африки (стр. 15 из 17)

В 1596 году ему удалось проник­нуть в глубинные районы страны вплоть до Массангано. Смер­тельная опасность, нависшая над Анголой, заставила Нголу Килуанжи (отца знаменитой королевы Нзинги Мбанди Нголы) собрать все свое войско и двинуться к Массангано. Африкан­цам удалось незаметно подойти к городу и окружить находив­шееся в крепости войско Мендонсы. Но португальцам удалось отправить гонца в Луанду, откуда на помощь осажден­ным были посланы подкрепления, и Нголе Килуанжи было на­несено поражение. Но все же Мендонса не смог осуществить свою главную задачу и овладеть горами Камбамбе. Назначенный вместо него губернатором в январе 1601 г. Жуан Роиз Коутинью продолжил выполнение этой задачи. Король даровал ему право взимать в свою пользу пошлину со всех рабов и товаров, вывозившихся из Анголы в Вест-Индию, Бразилию и другие страны. За это Коутинью обязался по­строить три крепости (в Дамбе, Камбамбе и Бухте коров) и овладеть серебряными рудниками. С помощью подар­ков Коутинью привлек на свою сторону вождей ряда племен. Коутинью сумел собрать под своими знаменами большую армию.1 Но он не смог выполнить поставленных перед ним задач, так как вскоре заболел и умер.

В 1603 г. губернатором стал Мануэл Сервейра Перейра. 10 августа 1603 г. Перейра атако­вал Кафуше и сумел нанести ему поражение. После этого он прошел к горам Камбамбе и, разгромив местного соба, овла­дел Камбамбой, но серебра в Камбамбе почти не было. Перейра основал в горах крепость Носса-Сеньора-де-Розарио, оста­вил в ней гарнизон во главе с капитаном Араужо де Азеведу и ушел в Массангано. Араужо де Азеведу пришлось вы­держать натиск поиск соба, вассалов короля Конго во главе с его тестем Ашиламбанзой. Ашиламбанза был разбит и принужден к вассальной клятве королю Порту­галии.2 Перейра очень жестоко обращался со своими солдатами, и поэтому, многие из них отказались воевать. Воен­ные действия прекратились.

Вступивший на пост губернатора в 1606 г. Мануэл Перейра Форжас продолжал завоевания, начатые Мендонсой. Он обло­жил покоренных соба ежегодной данью в 12 тыс. крузадо. По­терпев фиаско в поисках серебра, Форжас организовал в сертанах Анголы поиски медных руд, по результат был тот же самый, что и в первом случае. К этому времени коалиция афри­канских государств распалась, и это явилось главной причиной того, что Бенто Банья Кардозу, ставший губернатором в 1611 г., нанес сокрушительное поражение королю Ндонго. По свидетель­ству Силвы Корреа, «он наголову разбил его войско и взял в плен соба Шилонга, его союзника, самого храброго и отчаянно­го негра, какой только рождался в этом королевстве. Он всегда отличался в сражениях, вызывая восхищение наших и подавая пример своим, которые все сражались с отчаянной храбростью»1. Соба Шилонга был по приказу губернатора обезглавлен, а трое из его макота — повешены.

Казнь соба, которые пользовались любовью и уважением, была причиной того, что явились 14 вождей, готовых к мести. Они осадили кре­пость Носса-Сеньора-де-Розарио и окружили ее на рассвете. Осажденные оказались почти в критическом положении, будучи обречены на гибель. Лишь прибытие подкреплений спасло пор­тугальцев от неминуемого поражения. Но африканцы были непокорны,что понадобился еще целый год непрерывной войны, чтобы при­нудить их к прежнему вассалитету2. Для «усмирения» непокорных племен Кардозу построил на р. Лукала новые крепости Мбака (в восьми лигах от Массан­гано) и Ханго, что значительно приблизило португальцев к сто­лице Нголы Мбанза-Кабасе. Назначенный во второй раз губер­натором Анголы Мануэл Сервейра Перейра получил, кроме того, согласно специальному королевскому указу от 14 марта 1615 г., титул «завоеватель и покоритель королевства Бенгелы». Он выступил в поход в Бенгелу, возложив управление Анголой на Антониу Гонсалвиша Питта—португальского командующего в Конго. Отплыв 11 апреля 1617 г. с пятью судами и 150 солдатами, он высадился в том месте, где Пейшоту, племянник Паулу Диаша де Новаиша, основал крепость. Заняв побережье, он сильно его укрепил, построив новый форт. Таким образом, успешное продвижение португальских войск вглубь страны в 1603—1617 гг. знаменовало собой третью фазу ангольских войн и привело к угрозе завоевания и ликвидации государств Ндонго и Бенгела. Строительство форта Бенгела и установление контроля над всем побережьем от Луанды до Бенгелы заметно упрочили по­зиции колонизаторов в Анголе.

РОЛЬ НЗИНГИ МБАНДИ НГОЛЫ В БОРЬБЕ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ.

Нзинга Мбанди Нгола, возглавила в 20-е годы XVII в. сопротивление ангольцев португальским завоевателям. Нзинга Мбанди Нгола, согласно сведениям жившего при ее дворе миссионера-капуцина Дж. Кавацци, родилась в 1582 г. и была дочерью правителя Ндонго Нголы Килуанжи и его налож­ницы, от которой она и получила имя Нзинга.1 Кавацци, стремившийся нарисовать весьма непривлекатель­ный облик Нзинги, усматривает причину ее «жестокости» в том, что ее воспитательницей была злобная женщина, настоящее «черное исчадие ада», преданное ложным божествам. После смерти отца Нзинги (около 1617 г.) правителем Ндонго стал ее брат Нгола Мбанди. Угроза португальского за­воевания и расширение масштабов и сферы португальской рабо­торговли неизбежно должны были привести к войне с португаль­цами. Однако Нгола Мбанди опасался, что, пока он будет занят этой войной, его сестры Нзинга, Камбо и Фунжи и племянник, сын Нзинги, лишат его власти. Он решил отделаться от сопер­ников и начал с племянника — сына Нзинги, которого, по одной версии, умертвили в чане с кипящей водой, а по другой — при­ложили к его глазам раскаленный кинжал. Принцесса Нзинга поклялась отомстить. Она попыталась поднять восстание против брата, но заговор был раскрыт, и она была сослана в отдаленную область. Пода­вив внутреннюю оппозицию, Нгола Мбанди двинулся с большим войском против португальцев. Эта мера носила оборонительный характер и была вызвана возросшей активностью португальцев в Анголе и особенно продвижением португальских войск вверх по р. Лукала к крепости Мбака. Нзинги Мбанди Нгола стала королевой в 1624 году, приняв христианство, она не перестала ненавидеть своих врагов. Она должна была оставить чужую веру, чтобы завоевать любовь народа1.

Многие рабы из форта Мбака убежали к Нзинге. Королева требовала у губернатора эвакуировать форт, она обещала возобновить торговлю с португальцами, если они примут эти условия, в случае отказа Нзинга угрожала войной. В 1630 году войска Нзинги завоевали Матамбу, а в 1657 году был подписан договор о том, что река Лукала будет служить границей между Анголой и Матамбой. Мудрость Нзинги позволла ей сохранить торговые отношения с португальцами. Она даже разрешила им построить церковь. Вполне возможно, что в глубине души она не считала христианство враждебной религией, ведь оно всё-таки дало возможность африканцам избавиться от многих варварских обычаев, как например, оставлять детей в лесу в качестве жертвы. И, в конце концов, именно христианство способствовало, в конечном итоге, полной отмене рабства во всём мире.

Заключение

Причины ранней заморской экспансии Португалии связаны с особенностями ее исторического развития. Основу морского могущества португальцев составляло их высокое мореходное искусство и сравнительно высокий уровень развития судостроения. Эпоха колониальных предприятий также явилась временем обра­зования крупных военных флотов для защиты только что осно­ванных колоний и торговли с ними. Португальский королевский двор осуществлял завоевания западного побережья Африки, добывая средства на колониальные экспедиции путем безжалостной эксплуатации трудящегося населения своей страны и беспощадного ограбления и истребления народов стран, ставших жертвами португальской экспансии. Португальцы имели огромные потери, встречая стойкое сопротивление со стороны местных жителей, но, это не остановило на пути вглубь Африки. Они всегда поставляли еще новые войска, которые заменяли убитых. Безусловно, открывая новые земли, португальцы расширяли свои знания о мире, изменив ложные представления о неведомых землях, но вместе с тем они способствовали разрушению очагов древних культур, насаждая африканским народам чуждую религию.

Мне бы хотелось поправить автора книги «Республика Зелёного Мыса» (нынешняя Кабо-Верде) П.П. Данилова. Дело в том, что португальцы не привозили рабов из Южной Америки для работы на плантациях, так, как они по сравнение с африканцами, были менее выносливы и не могли работать. Автор также пишет, что, якобы, на остров прибыли южноамериканские женщины, на которых женились португальцы. Данная информация является неправдоподобной. Исторически сложилось так, что на острове Кабо-Верде мулаты возникли от браков женщин африканского происхождения с португальцами, и этому имеются антропологичекие доказательства. Отношения португальцев с местным населением не были однозначными. Когда европейцы высадились на африканском побережье они увидели темнокожих людей и приняли их за особую породу обезьян, тогда как африканцы приняли португальцев за альбиносов, поскольку альбинизм встречается у представителей негроидной расы. Среди народа ходят легенды о непонятных белых людях, пришедших с неведомой земли. Миссионеры, в основном, не заботились о душах язычников, ими руководили корыстные интересы, торговля рабами была прибыльным делом, а обращенные в новую веру африканцы были послушны. Христианство также противостояло мусульманам, и их господству на море, таким образом, религиозная проблема смешивалась с политической. Но древние африканские верования оказались намного сильнее, и во многих африканских государствах, в частности в Бенине, наблюдается явное превосходство местных религий над христианством.