Смекни!
smekni.com

Освоение португальцами западного побережья Африки (стр. 9 из 17)

Альфонс V (Португальский), прозванный u Африканским (1432-1481), король Португалии (1438-1481), сын короля Эдварда, родился в Цинтре (нынешней Синтре). Он взошёл на трон в 1438 году, но его полномочия были делегированы к регентству. В 1448 он распустил регентство и взял контроль над правительством. В 1449 он подавил восстание во главе с его дядей Педро, который отобрал регентство у королевы матери. Между 1458 и 1471 он провёл ряд успешных войн против береговых племён в северо-западной Африке. Война 1471 года закончилась присоединением к Португалии области к югу Гибралтарского пролива, названной «Заморская Алгарви».2 Португальцы впервые появились у берегов Нигерии и на островах Гвинейского залива в 1470–1473гг3.

Португальцы пришли в Камерун в 1472г. Руйде Синейра вошел в устье реки Вури, там португальцы увидели много рачков-галатей, но они приняли их за креветок, поэтому они назвали реку Rio de Camaroes, т.е река креветок. Вулкан на берегу был назван Камерун, т.е Креветочный. Все побережье до устья реки Мбиги также називалось Камерун. По берегам жили народности Мбо, Лунду и басса. португальцы стали называть их амбози (от местного «мбо»), поэтому одна из бухт залива Камерун стала называться Амбас. Креветочное побережье было неудобным для якорных стоянок, и к тому же камерунцы не отличались гостеприимством.1 Следует обратить особое внимание на проблему освоения Бенина. Попытки активной христианизации Бенина предпринимались португальскими миссионерами с начала XV в. В правление шестнадцатого обы Эсигие в г. Бенине были построены католические церкви и «тысячи людей были крещены»2. Миссионеры участвовали в походе Эсигие против Ида. Царь рассчитывал на то, что колдовство врагов не может сокрушить могущество неизвестного им христианского бога. После похода царь велел принять христианство своему сыну, двум придворным и построил церковь. Португальские священники продолжали проповедовать христианство при благорасположении бенинского царей на протяжении полутора веков, однако в 40-х годах XVII в. из-за высокой смертности европейцев в климатических условиях Бенина католическая церковь решила отозвать всех священников на родину и оставить храмы на попечение черных христиан и священнослужителей, которых предполагалось инспектировать каждые 5–10 лет. Однако когда в 1651 г. очередной католический инспектор прибыл в Бенин, царь не принял его на том основании, что, по предсказанию оракула, один из бенинских царей должен был умереть от руки европейца3. Причины неудачи христианизации Бенина в эпоху работорговли заключены в сильной связи царского культа с организацией государственного строя,4 тем более, что местные верования имели невероятно большой смысл для местного населения. Религия вуду защищала многие столетия народы Западной Африки от чуждой европейской религии. Магическая порча, которую насылали африканские маги на пришельцев, препятствовала полной победе португальцев на африканской земле.

Западное побережье Африки было связано с работорговлей, южная часть современного Того была частью Невольничьего берега. В середине XV. португальцы вывели отсюда первую партию рабов, с начала XV1 в. каждый год вывозилось по нескольку тысяч рабов. Рядом с Того находились два больших государства Ашанти и Догомея. Правители этих государств занимались работорговлей, совершая набеги на соседние земли. Народности Эве и Йоруба-ана ушли в Того, спасаясь от догомейцев. *Португальское исследование западного побережья Африки, начатое Генрихом Мореплавателем, принцом Португалии, продолжилось в период господства короля Альфонса V.

Успехи португальских мореплавателей взбудоражили всю Европу. Особенное возбуждение кастильских, французских и иных морских авантюристов вызвало гвинейское золото, что, в конце концов, привело к войне между Португалией и Испанией (Кастилией), закончившейся заключением мирного договора в Альхесирасе. По этому договору Испания и Португалия разделили весь известный тогда мир на две взаимно неприкосновенные сферы влияния. На север от параллели, проходящей через Канарские острова, находилась испанская зона, на юг - португальская. Остров Мадейра расположен в северной части Атлантического океана приблизительно в 700 километрах от северо-восточного побережья Африки и на той же широте что и Касабланка. Архипелаг Мадейра, состоящий из островов Мадейры, Порто-Санто нескольких небольших необитаемых островов, был открыт португальскими моряками в 16 веке и с тех пор считался португальской территорией. Интересно отметить, что на момент открытия, все острова архипелага были полностью необитаемы. Португальцы основали цепь поселений вдоль Западного побережья Африки. Элмина, основанная на Золотом Береге в 1482, имела наибольшее значение. Фактически, только на Золотом Береге, а также в Конго и Луанде торговля была налажена. Африканское золото, слоновая кость, продукты и рабы менялись на оружие, изделия из металла, текстиль и запасы еды. Португальская торговля привлекала конкурирующих европейских коммерсантов. В Западной Африке новая торговля имела значительные сдвиги. Раньше торговые пути шли на Север, через Сахару, приемущественно в Исламский мир. Теперь они были направлены к побережью. Тогда как регионы саванн утрачивали свою экономическую значимость, земли вдоль побережья усиливали своё влияние и власть. Борьба между людьми, населяющими побережье становилась масштабнее, она велась за обладание торговыми путями и новым оружием, идущим из Европы.

Когда португальцы прибыли на побережье Конго и Анголы в 1480-ых, они быстро объединились с правителями Конго, которых они обратили в христианство. Португальцы попытались создать государство, ориентированное на Запад. Эта цель не была достигнута из-за войн между местными племенами и торговлей рабами. Эта область была скоро охвачена борьбой, и в течение, 16-ого столетия королевство было разрушено. Южнее в 1575 португальцы основали Луанду как базу для дальнейшего проникновения во внутренние районы Анголы, оттуда рабов посылали в Америку.

В процессе расширения работорговли с Америкой, войны за контроль над африканской торговли стали более интенсивными. В течение четырех столетий торговли рабами, миллионы африканцев стали жертвами колонизаторов. Самым могущественным государством Зап. Африки в XV – XVII вв., Бенин. У бенинцев существовало 2 вида обмена: ритуальный дарообмен и экономически значимый обмен. Второй вид обмена был праобразом торговли. Всеобщий обменный эквивалент в виде раковин каури утвердися в Бенине в XV1в. под влиянием португальцев. * Португальский хронист Д.Пашеку Перейра в начале XV1в. писал о Лагосе, который входил в сферу влияние Бенина. Он указывал на то, что и в этой стране нет торговли или чего-то, из чего можно получить прибыль.* Пашеку явно преувеличивал этот факт. Торговля в Бенине существовала, но ее развитию прeпятcтвовали непроходимые леса и невысокий уровень развития соседних народов. Наиболее удобной для бенинев была торговля с европейцами. Постоянные контакты Бенина с европейцами установились в 1486г., в это время португальцы открыли факторию в порту Гато*(Ухототон) и положили тем самым начало постоянным взаимоотношениям с Бенином. Бенин был первым западно-африканским государством, где португальцы начали закупать рабов большими партиями.1 В начальный период работорговли значительную часть рабов, купленных в Бенине, португальцы перепродавали торговцам золотом на Золотом Берегу, которые постоянно нуждались в рабах во время многочисленных караванных переходов. Королевство Бенин находилось вблизи крепости Сан Жорж Дамино и негры, приносившие золото на ее рынок, были рады покупать рабов, для того, что бы было удобно нести купленные ими товары. В фактории Гато выменивалось большое количество рабов, что приносило Мине большую выгоду, так как золототорговцы покупали их по двойной цене. В течение жизни королей Дона Жуана и Дона Мануэля торговля рабами продолжалась таким образом, но позже корабли приходили в Бенин для закупки рабов и отвозили их в Мину, потом большая каравелла уходила от острова Сан Томе (Святого Фомы), где соединялись рабы с побережья Бенина с рабами из королевства Конго. Здесь они снабжались всем неоходимым, и каравелла везла рабов с острова в Мину.2 Пашеку Перейра сообщает о существовании в конце XV в. налаженной бенинско-португальской торговли военнопленными рабами. Он пишет об установленовившейся цене – от 12 до 15 латунных брасслетов за одного человека – и о пункте доставки купленных рабов на золотые прииски1. По-видимому, Перейре также принадлежат самые ранние сведения о работорговле в районе йорубского государства Иджебу в конце XV в.2

Бартоломеу Диаш и открытие Мыса Доброй Надежды.

ДИАШ (Диаш ди Новаиш) Бартоломеу (ок. 1450-1500), португальский мореплаватель. Впервые имя Бартоломео Диаша его было упомянуто в кратком официальном документе в связи с освобождением его от уплаты пошлин на слоновую кость, привезенную с берегов Гвинеи.* Таким образом, мы знаем, что он занимался торговлей со странами, только что открытыми португальцами. Дата его рождения точно не установлена. Португальцам было необходимо обосноваться на Золотом береге и построить хорошо укрепленный форт. В 1481 году он командовал одним из судов, отправленных к Золотому Берегу под общим начальством Диего д'Асамбужа. 19 января 1482 года флот под командованием Дона Диего д’Асамбуджа достиг Элмины. Местный вождь Квамина Анса не желал, чтобы португальцы постоянно жили на его земле. В 1482 г. командир эскадры Диогу д'Азамбуж, выполняя поручение короля Жуана II об освоении Золотого Берега, заложил форт Эльмина. В состав эскадры Азамбужа входили два из самых известных исследователей побережья Африки – капитаны Диогу Кан и Бартоломеу Диаш. В том же году фидалгу Диогу Кан начал путь из форта Эльмина и продолжил далее исследование берегов Гвинейского залива. Диегу Кан исследовал реку Конго, он назвал её Риу ди Сан Жоржи (другое навание было Заир – от местного Нзари). Но португальцы основали новое поселение в 1486 году, назвав его Сент. Джордж д’Элмина.1 В экспедиции д'Асамбужа принимал участие и безвестный тогда Христофор Колумб. Через пять лет Диаш занимал должность главного инспектора королевских товарных складов в Лиссабоне. В тот же год он получил от короля награду "за будущие заслуги". Но когда этот приказ вышел, у Диаша уже были заслуги. Кан Диогу участвовал в основании Элмины, выйдя из Мины (Элмины ), обогнул мыс Санта Катарина и дошел до реки Санрис*. После возвращения в Лиссабон Кан за свои заслуги был произведен в рыцари и получил пожизненную пенсию, но на следующий год опять организовал экспедицию вдоль берегов Анголы и Намибии, пройдя более 2500 км. Во время своих экспедиций Диогу Кан по поручению короля на заметных местах ставил падраны - каменные столбы, на одной стороне которых был изображен португальский герб и имя короля, а на другой – имя исследователя и дата установки. Падран служил не только ориентиром на местности и подтверждал права короля на земли, но и являлся символом христианства в языческих землях.* Освоение западного побережья Африки завершилось экспедицией Бартоломеу Диаша.