Смекни!
smekni.com

А. В. Мартынов философия жизни (стр. 67 из 87)

Самый догмат о богочеловечности Иисуса Христа выражал тайну богочеловечности, соединения двух природ без смешения и тождества" [7].

Все та же итоговая мысль. Для нас, людей конца XX века, все это говорит лишь о том, что в человеке, ломимо его физического субстратного тела, есть еще и высшая субстанциональная составляющая, которая и должна определять и оправдывать и рождение, и смерть человека. А они действительно становятся оправданными, если принять для начала, хотя бы в виде рабочей гипотезы, идею перевоплощения. Чтобы хоть как-то убедиться в правомочности подобной гипотезы, рассмотрим историю этого вопроса и результаты некоторых современных исследований, и мои собственные размышления.

Мой же ход рассуждений был следующий. Если вспомнить мои размышления о гармоническом единстве нашего мира и проявлении через гармонию его Божественности, тогда все, что не гармония, есть фальшь. Значит, все основные ключевые понятия нашего бытия, такие, как судьба и смерть, должны отвечать этим условиям мировой гармонии. Кроме того, если мы, люди, созданы по закону гармонии и по образу и подобию Божию, то у нашей жизни должна быть какая-то очень высокая цель, метацель, и жизнь наша должна быть наполнена очень высоким смыслом - метасмыслом. Я думаю, что термин "богочеловечность" очень точно характеризует и цель, и смысл нашего бытия. Какой же алгоритм нам предложил марксизм-ленинизм, а вкупе с ним и уважаемая христианская церковь? Обратим внимание на рис. 44,

Рис. 44

где в виде полуокружности изображен (конечно, условно) путь души от рождения до смерти. Горизонтальная линия обозначает разделение бытия (верхняя часть) и небытия (нижняя часть).

По материалистическому и христианскому мышлению, мы рождаемся из небытия. Отметим эту точку Тр. Затем мы растем, растем и достигаем своего апогея в зрелые годы (Тз - точка зрелости). А затем начинаем монотонно стремиться к старости с падением всех основных жизненных функций до точки смерти, где мы снова пересекаем линию (бытие-небытие), но мне хочется назвать эту точку не точкой смерти, а точкой ухода (Ту).

Если внимательно присмотреться к этой полуокружности, то в таком алгоритме нет не только метасмысла жизни, но и просто смысла, кроме известной фразы, что "прожить надо так, чтобы не было мучительно больно". Кроме этого само понятие смерти, как конца всего вообще, обессмысливает жизнь, ибо "туда с собой не возьмешь и пятака, сколько бы не нагреб в этой жизни".

Христианское обещание вечного рая или вечного ада не очень убеждает, если и не вызывают откровенный протест у меня, как у физика, ибо статики в этом мире нет, и вечно только движение. И уж совершенно непонятными становятся случаи детской смертности, или смерти от несчастного случая, когда человек уходит в полном здравии. Кроме всего, мы же знаем парадокс, что, прежде всего умирают лучшие люди.

Явно, что описанный алгоритм бытия не отвечает законам мировой гармонии, и что-то в понятии смерти, как конца всего, неточно. То же самое и с понятием судьбы. Почему родился горбатым, почему дебилом, почему несчастным? Почему мы не равны от рождения? У христиан на это один ответ: "На то воля Божия", но это ничего не объясняет. Что-то не полно в понятии "судьба".

Часто, выступая в России перед большой аудиторией, я спрашиваю людей: "Вы верите, что есть судьба?". Если в 80-е годы в зале поднималось пять рук, то в 90-е уже лес рук. "А вы согласны с тем, что она такая, какая получилась?". И из зала раздается приглушенный выдох: "Не согласны!". Тогда я говорю им: "И вы можете спокойно спать? Ведь это же глобальное противоречие нашей жизни!". Я не мог спать и должен был разрешить парадоксы смерти и судьбы. Я подумал, неужели весь мир сошел с ума, если он так думает? Оказалось, что нет. Оказалось, что так думают только христианский и социалистический миры. Может быть, к ним стоит отнести и исламский мир. Хотя я и не знаком глубоко с исламом, но целый ряд постулатов приверженцев ислама во время афганской войны и в случае терактов в Израиле наводит на мысль о родстве понимания загробного существования и христианства, и ислама. Остальной же мир, прежде всего восток, Индия и, к моему удивлению, и иудейская религия убеждены в существовании принципа реинкарнации, т. е. перевоплощения душ. Ниже я привожу доказательства фактуальности реинкарнации, а пока мы останемся в пределах спокойного логического размышления. Итак, предположим, что система реинкарнационного перевоплощения душ имеет место. Тогда, вернувшись к нашей геометрии, мы можем добавить к верхней полуокружности (рис. 44) нижнюю полуокружность пребывания душ в небытие (рис. 45).

Рис. 45

Получается полный круг или, точнее, "колесо". Если вам приходилось видеть государственный флаг Индии, то там изображено колесо, это колесо сансары - квинтэссенция философской идеи Индии.

Если мы развернем это плоское изображение по оси времени, то получим цилиндрическую спираль. Действительно, если на нее смотреть с торца, получается вращающееся колесо (рис. 46).

Рис. 46

Меня бы устроила любая система, которая разрешала бы парадоксы судьбы и смерти. Так, система реинкарнации разрешает эти парадоксы. Дело в том, что в этой системе смерти, как конца всего, не может быть, ибо душа находится в непрерывном движении, и человек не умирает, а уходит, это просто некий фазовый переход.

Что же касается понятия "судьбы", то в этой системе оно заменяется понятием "кармы". Мы несем в конкретной жизни некий груз недоработки в предыдущих воплощениях. О карме мы поговорим подробно ниже, а пока попробуем сопоставить эти два слова: судьба - карма. У слова судьба, очевидно, корень "суд", правда, не совсем понятно, чей и за что. Слово карма принадлежит к языку санскрит, которым написаны все великие индийские книги Махабхараты. Этот язык привнесли с собой на полуостров Индостан арии. Это было очень давно, во время великого переселения народов. Так вот, арии пришли на Индостан из Причерноморья и должны были бы унести все основные корневые слова прасловян. И действительно: что такое "Веды"? - это же знания, ибо ведать - значит знать. Мы и сейчас ходим в разведку. Наверное, все мои читатели или слышали, или читали о живой этике "Агни-йоги" Елены Рерих. Что же такое Агни? - Огонь. Агни-йога сравнительно недавно, в связи с переходом в эпоху Водолея, сменилась на Крина-йогу. А что такое Крина? - а это же криница, источник воды на Украине. Т. е. это йога воды. Я думаю, это достаточно убедительно. Тогда что же такое карма? - да это "кара"! Сравните: кара и суд. Тогда судьба оказывается просто кармой конкретного воплощения.

А. Дэвид-Ноэль описывает случай, которому она сама была свидетелем.

Однажды небольшой караван, в составе которого она путешествовала по внутренней Монголии, остановился на ночлег в стойбище одного кочевника. При караване находился управляющий монастыря, который уже более 20 лет оставался без ламы. Когда все вошли в хижину кочевника, управляющий, усевшись на полу, достал дорогую табакерку и стал запихивать в нос нюхательный табак. В этот момент к нему подошел десятилетний сын кочевника и строго спросил: "Откуда у тебя моя табакерка?". Управляющий, мгновенно вскочив на ноги, рухнул перед ним на колени... Это было безоговорочное признание мальчика воплощением старого ламы.

В дальнейшем, когда караван с мальчиком торжественно въезжал в празднично украшенный монастырь, ребенок вдруг заявил, что им надо было ехать направо, оказалось, что раньше там действительно был проезд, но он был заложен лет 15 назад. И, наконец, когда мальчик уже сидел на троне ламы и ему подали ритуальное питье, он отказался взять чашу, заявив, что она ему не принадлежит, и указал, где должна находиться его чаша и как она выглядит. Это весьма убедительное свидетельство.

Но еще более убедительно звучат примеры, взятые из монографии Яна Стивенсона, приведенные в книге Джеффери Мишлофа, профессора кафедры психиатрии медицинского факультета университета Вирджинии (США). Я. Стивенсон опубликовал трехтомную монографию, посвященную проблемам реинкарнации. По мнению В. В. Налимова, его метод изучения реинкарнационно интерпретируемых случаев носит документальный характер, включающий опрос свидетелей, изучение архивных материалов, тщательный анализ ошибок, возможных искажений и т.п. В монографии содержится описание 1300 случаев реинкарнации в различных частях мира [68]. Эти работы нуждаются в научном осмыслении.

"Случаи, доступные серьезной научной проверке, связаны с припоминанием прошлых воплощений детьми в возрасте от двух до четырех лет. К настоящему времени исследовано более тысячи подобных случаев и собрано внушительное количество свидетельств. В качестве примера современного исследования можно привести случай Сварнлаты Мишер.

Сварнлата родилась 2 марта 1948 года в семье инспектора районной школы в Чхатарпуре, штат Мадхья Прадеш - Индия. Как-то в возрасте трех с половиной лет она проезжала с отцом город Катни и сделала при этом ряд странных замечаний о доме, в котором она якобы жила. В действительности же семья Мишер никогда не жила ближе, чем в ста милях от этого места. Позже Сварнлата рассказала друзьям и родственникам детали своей предыдущей жизни; она утверждала, что фамилия ее была Патхак. Кроме, того, ее танцы и песни были нехарактерны для данного района, а сама она обучиться им не могла.