Смекни!
smekni.com

Гречко андрей антонович битва за кавказ (стр. 84 из 97)

План десантной операции предусматривал в целях маскировки выход отрядов кораблей из Геленджика в море и их построение при лунном освещении, а после захода луны совершить переход к местам высадки. В это время наши самолеты должны были барражировать над бухтой, чтобы гулом моторов заглушить шумы двигателей десантных катеров. Переброску и высадку десанта предполагалось произвести двумя эшелонами. Первый эшелон в составе 255-й бригады морской пехоты, 393-го отдельного батальона морской пехоты и 1339-го стрелкового полка было решено посадить на суда в Геленджикской бухте; второй эшелон — 290-й полк НКВД — у пристани на 9-м километре Новороссийского шоссе и остатки 255-й бригады морской пехоты, входившие также во второй эшелон, — у Кабардинки. Посадку планировалось закончить к 21 часу, так как на переход десанта из Геленджика отводилось пять часов. Этого времени должно было хватить на то, чтобы высадку обоих эшелонов закончить до рассвета первой же ночи. [363] Вдоль побережья от мыса Дооб до линии фронта на берегу Цемесской бухты устанавливались створные знаки — огни для навигационного обеспечения движения кораблей. Планировалась следующая очередность высадки десанта. Одновременно с началом артиллерийской подготовки торпедные катера, группы прорыва вырываются вперед и в течение 9 минут уничтожают боносетевые заграждения у входа в порт и огнем торпед расширяют старые пробоины мола. Затем катера высаживают на молы штурмовые группы, и те выставляют на концах мола сигнальные огни: «Путь свободен». За 13 минут до начала высадки катера группы атаки берега торпедируют побережье от мыса Любви до основания Западного мола. За 7 минут катера группы атаки порта врываются в бухту и за 4 минуты до начала высадки торпедируют берег и пристань в местах высадки десанта. В это время корабли десантных отрядов врываются в бухту и полным ходом идут к местам высадки. Одновременно с высадкой десанта в наступление должны перейти обе сухопутные группы 18-й армии.

Выполнение плана операции требовало исключительно четкого взаимодействия на море, суше и в воздухе, четкого управления. Руководство операцией возглавил командующий Северо-Кавказским фронтом генерал-полковник И. Е. Петров. Наши войска тщательно готовились к штурму Новороссийска. Еще задолго до начала операции все катера и мелкие плавучие средства оборудовались и приспосабливались для десантных действий. А в двадцатых числах августа началась подготовка сухопутных войск и флота. В подготовительный период развернулась интенсивная работа всех видов разведки. Действуя с суши, моря и воздуха, разведчики установили численность вражеской группировки, систему его огня на участках прорыва и высадки десантов. Перед началом операции командиры десантных отрядов с горы Маркотх лично просмотрели порт, места высадки, подходы к ним и ориентиры. [364] Особое внимание уделялось специальной тактико-стрелковой и морской подготовке войск. В районе Геленджика были специально оборудованы по типу вражеской обороны укрепления. Полторы недели десантные части готовились к прорыву сильно укрепленных позиций. Подразделения, которым предстояло участвовать в десанте, тренировались вместе с кораблями Черноморского флота. Каждую ночь, часто в бурную штормовую погоду, морские пехотинцы отрабатывали четкие и быстрые действия при посадке на суда и высадке на берег. Командиры торпедных катеров тренировались в быстром уничтожении боносетевых дений. Большое внимание уделялось инженерной подготовке войск. Во всех соединениях имелись отряды разграждения и отряды закрепления захваченных рубежей, в частях и подразделениях прорыва — штурмовые группы. Во всех стрелковых подразделениях отрабатывались вопросы саперного дела: обнаружение и обезвреживание мин, преодоление заграждений. Все десантные отряды были обеспечены инженерным имуществом. Каждая десантная группа имела штурмовые мостики, «кошки», специальные легкие мостики для быстрого преодоления береговых укреплений и минных полей. В каждой группе были небольшие радиостанции для поддержания постоянной и устойчивой связи между группами. В связи с тем что начало операции намечалось на ночное время, все участники десанта получили специальные нарукавные опознавательные знаки.

Особое внимание в ходе подготовки уделялось дезинформации противника, сохранению скрытности операции. Командование категорически запретило всякую переписку о десантной операции. Все вопросы, касающиеся предстоящей операции, решались только личным общением соответствующих командиров и работников штабов. Вся документация велась только от руки, и исполнители знакомились лишь с тем, что их непосредственно касалось. Подготовка к операции велась под видом подготовки к высадке десанта в районе Южной Озерейки. С этой целью штаб Северо-Кавказского фронта издал специальную [365] (ложную) директиву о проведении десантной операции в районе Южной Озерейки. В период подготовки усилилась разведка побережья Южной Озерейки. Черноморский флот высаживал в этом районе разведывательные группы. В августе командование операции провело на кораблях Черноморского флота военную игру, где отрабатывались вопросы высадки оперативного десанта на побережье Крыма. Всякие перегруппировки, сосредоточение войск и плавучих средств, как и сама тренировка, проводились только ночью. Днем войска и корабли тщательно маскировались, а район Геленджикской бухты был надежно прикрыт от воздушной разведки противника. Но самым важным мероприятием, которое дезориентировало противника и отвлекло его внимание, явились частные операции 56-й и 9-й армий, которые проводились для улучшения своего тактического положения. Эти частные операции приковали внимание противника к центральному и северному участкам Голубой линии.

Исключительно большое внимание в период подготовки уделялось партийно-политической работе среди личного состава. Учитывая то, что в десантной операции будут участвовать войска 18-й армии и моряки Черноморского флота, политуправление Черноморского флота, политотделы армии и Новороссийской военно-морской базы всю партийно-политическую работу проводили совместно. Политуправление Черноморского флота и политотдел 18-й армии издали специальную директиву о партийно-политической работе по этапам операции: подготовка к десанту, посадка личного состава на корабли и переход морем, бой за высадку, бой на плацдарме. Исходя из конкретных условий обстановки, применялись разнообразные формы и методы партийно-политической работы. При этом широко использовалась устная, печатная и наглядная агитация, проводились собрания, лекции, групповые и индивидуальные беседы, воинам показывались патриотические кинофильмы, выпускались армейские и флотские газеты, специальные брошюры и боевые листки. Агитаторы широко пропагандировали успехи Красной Армии на других фронтах. Военный совет 18-й армии выступил с обращением, в котором говорилось: «Боевые товарищи! Приближается время освобождения Тамани от вражеских банд. Ваша роль в этом огромна, за вашими боевыми действиями с напряжением и надеждой будет следить весь народ»{285}.

Военный совет подчеркивал, что наступление Красной Армии распространяется все шире и шире. Он выражал уверенность, что «левый фланг советско-гермайского фронта, верный своим боевым традициям, будет идти в ногу со всей Красной Армией к полной победе над врагом, к торжеству нашего правого дела». В десантных соединениях и частях вместе с командирами и офицерами штабов находились политработники армии и Черноморского флота. Начальник политотдела 18-й армии полковник Л. И. Брежнев, находясь у десантников, проверял подготовку к операции, интересовался, в чем нуждаются войска. Л. И. Брежнев беседовал с воинами, проводил совещания с командирами и политработниками, бывал на партийных и комсомольских собраниях, вручал партийные билеты принятым в ряды ВКП(б). Большую партийно-политическую работу в войсках в этот период провели политработники А. Я. Фоминых, М. К. Видов, Н. В. Старшинов, А. И. Рыжов, И. А. Дорофеев, Ф. В. Монастырский, М. X. Калашник, Е. Е. Мальцев, С. Е. Колонии и многие другие. При подготовке штурма Новороссийска большую помощь армейским и флотским партийным организациям оказывали писатели и журналисты Сергей Борзенко, Евгений Петров, Павел Коган, Анатолий Луначарский{286}.