Смекни!
smekni.com

Гречко андрей антонович битва за кавказ (стр. 94 из 97)

Управление войсками в горных условиях было чрезвычайно затруднено. Широкое применение в такой обстановке получили радио, подвижные средства, а также самолеты связи. Подготовке штабов и службе офицеров связи в оборонительный период в горах уделялось большое внимание. Говоря об использовании родов войск в битве за Кавказ, и особенно в горных условиях, следует отметить следующие характерные особенности. Использование артиллерии в предгорьях Главного Кавказского хребта в Северной группе войск было иным, чем в Черноморской группе. В связи со сравнительно равнинным характером местности предгорий в полосе действий Северной группы войск артиллерия применялась в полной мере. Причем на танкодоступных направлениях большую роль играли истребительные противотанковые артиллерийские полки. В Черноморской же группе войск, где были наиболее сложные условия горно-лесистой местности, действия артиллерии были ограничены из-за трудности ее передвижения. Больше использовались минометы и горновыочные пушки. Однако затем стало ясно, что делать ставку главным образом на одни минометы, как это делал противник, нельзя. С возрастанием мощи оборонительных сооружений противника без артиллерии (в том числе и тяжелой) и в горных условиях воевать трудно. Большой огневой эффект достигался применением в лесистых горах гвардейских минометов. Танки на подступах к Грозному и Орджоникидзе применялись в составе танковых частей и соединений. На этом направлении противник имел большие силы своих танковых войск. Они использовались массированно (до трех танковых дивизий— 3, 13 и 23-й — вместе с мотодивизией СС «Викинг»). [405] В узких местах сила нашей противотанковой обороны значительно возрастала, и успех часто был на ее стороне. В полосе действий Северной группы войск впервые появились противотанковые опорные пункты и противотанковые узлы сопротивления. В 1942 г. на северо-восточных скатах предгорий Главного Кавказского хребта танки использовались мелкими группами. Через перевалы противник провести танки не смог. Когда же части 56-й армии пошли в наступление, мы сумели провести через перевалы целые танковые полки. Наши танки использовались более широко, часто выходя из задач только лишь непосредственной поддержки пехоты мелкими группами.

Наибольшее применение в условиях горного театра военных действий получила авиация. В битве за Кавказ советская авиация принимала самое активное участие. В условиях горного театра роль авиации возрастала, так как она в меньшей степени зависела от рельефа местности, чем артиллерия и танки, маневр которых в горах был значительно затруднен. Авиации часто приходилось усиливать огонь артиллерии в оборонительных операциях и обеспечивать продвижение пехоты по труднопроходимой местности во время наступления. Авиация привлекалась для переброски боеприпасов, вооружения, продовольствия войскам фронта, действовавшим в горах, и партизанам. В период битвы за Кавказ только фронтовой авиацией было переброшено -1325 т различных грузов и эвакуировано до 2 тыс. тяжело раненных воинов. Советская авиация на Кавказе вела активные действия в весьма сложных географических и климатических условиях. Несмотря на сравнительно небольшую численность самолетного парка, 4-я и 5-я воздушные армии в период с 22 июля 1942 г. по 9 октября 1943 г. произвели более 130 тыс. боевых вылетов. На войска и объекты тыла противника было сброшено свыше 13 тыс. т бомб, выпущено более 610 тыс. реактивных снарядов. Наша авиация нанесла огромные потери противнику в живой силе и боевой технике. Только 4-я воздушная армия в период с июня 1942 г. по июль 1943 г. в воздушных боях и на вражеских аэродромах уничтожила 2220 самолетов{302}.

Советское правительство высоко оценило заслуги авиаторов 4-й и 5-й воздушных армий перед Родиной. За успешное выполнение боевых задач и массовый героизм 19 авиационных частей и соединений получили звание гвардейских, три авиачасти были награждены орденом Красного Знамени, шесть получили наименования Новороссийских, Таманских, Кубанских. Тысячи авиаторов были награждены орденами и медалями СССР. За выдающиеся подвиги в битве за Кавказ 73 летчика 4-й и 5-й воздушных армий были удостоены звания Героя Советского [406] Союза, а А. И. Покрышкин и Д. Б. Глинка стали дважды Героями Советского Союза.

Битва за Кавказ является поучительным примером оперативно-тактического взаимодействия сухопутных, воздушных и военно-морских сил. Участвуя в этой битве, Черноморский флот решал следующие основные задачи:

— содействие сухопутным войскам в обороне побережья и прикрытие с моря флангов войск Северо-Кавказского и Закавказского фронтов путем организации противодесантной обороны побережья и активных действий морской пехоты, авиации и артиллерии на приморских направлениях;

— осуществление воинских перевозок, доставка резервов и всех видов боевого снабжения морем;

— нарушение морских коммуникаций противника.

Выполнение этих задач потребовало привлечения к участию в обороне Кавказа всех сил Черноморского флота и Азовской военной флотилии. Кроме того, в битве за Кавказ принимала участие и Каспийская военная флотилия, решавшая задачу обеспечения стратегических и оперативных перевозок (нефть, войсковые перевозки) по коммуникациям Каспийского моря. В оборонительный период битвы за Кавказ из девяти оборонительных операций, проведенных советскими войсками с июля по декабрь 1942 г., Черноморский флот и Азовская флотилия непосредственно участвовали в шести. В этих операциях сухопутным войскам оказывали содействие корабли, части морской пехоты, береговая артиллерия и авиация флота. Моряки, сражавшиеся на сухопутных направлениях, проявляли массовый героизм и непреклонную волю к победе над врагом. Черноморский флот и Азовская военная флотилия, тесно взаимодействуя с сухопутными войсками, оказывали им большую помощь в обороне и разгроме гитлеровцев на Кавказе. Особенно значительна была роль частей морской пехоты, кораблей, береговой артиллерии и авиации при обороне военно-морских баз.

Опыт обороны Новороссийска показал, что опоздание в создании сильных инженерных оборонительных сооружений, малая глубина обороны, слабое обеспечение защитников города боеприпасами для борьбы с танками привели к значительным потерям в живой силе и технике и оставлению большей части порта и города. Своевременное же создание Туапсинского оборонительного района позволило организовать глубокую, прочную оборону базы с суши и не допустить противника в обороняемый район. Черноморский флот и Азовская флотилия оказывали существенную поддержку сухопутным войскам и в наступательный [407] период. Высадкой десантов военно-морские силы способствовали войскам в прорыве мощной долговременной обороны противника. Они оттягивали на себя часть вражеских сил, тем самым создавали благоприятную обстановку для наших сухопутных войск. Морская пехота, береговая и корабельная артиллерия активно участвовали в освобождении приморских городов и военно-морских баз, в разгроме противника на северном побережье Азовского моря и на Таманском полуострове. Боевые действия флота на морских сообщениях врага, нарушение его войсковых перевозок между портами Азовского моря, между Крымом и Таманским полуостровом на Черном и Азовском морях, набеги и артиллерийские удары кораблей по вражеским портам, атаки судов и конвоев противника нашими кораблями и самолетами, активные минные постановки сыграли важную роль в обеспечении успеха наступления наших войск и разгроме врага на Северном Кавказе. В период битвы за Кавказ боевые корабли флота перевозили войска, технику и другие грузы. Тем самым подтвердилась эффективность использования для воинских перевозок быстроходных боевых кораблей. Из портов Батуми, Поти, Сухуми и Туапсе на кораблях и судах флота перевозились войска, боезапас, военная техника, продовольствие, топливо и другие грузы. Перевозки для армии составляли 70 процентов от всех перевозок флота. Важнейшая задача, поставленная Черноморскому флоту в период битвы за Кавказ, — надежное обеспечение наших морских сообщений вдоль Кавказского побережья — была успешно решена. Наши морские перевозки не прекращались ни на один день, несмотря на сильное противодействие торпедных катеров и особенно авиации врага. Каспийская военная флотилия в период битвы за Кавказ обеспечила защиту исключительно важных для всей страны морских путей, по которым для Красной Армии, флота и нашего народного хозяйства поступали нефть и горюче-смазочные материалы из районов, где добывалось тогда две трети всей советской нефти. Эта задача стратегической важности наряду с перевозками в Закавказье оперативных пополнений войск, а также всех средств снабжения, необходимых для организации отпора врагу, была выполнена успешно героическими усилиями и самоотверженным трудом моряков флотилии и гражданских пароходств. Армии и флоту было доставлено все необходимое для разгрома врага на Кавказе. Черноморский флот, Азовская и Каспийская военные флотилии с честью выполнили задачи, поставленные перед ними в битве за Кавказ.

В ходе оборонительных и наступательных боев на Кавказе вся партийно-политическая работа проводилась в соответствии с конкретными боевыми задачами, стоявшими перед частями [408] и подразделениями. Руководствуясь указаниями Центрального Комитета партии, армейские и местные партийные организации строили свою работу на основе единых принципов и методов, выработанных партией в трудных условиях войны. Однако деятельность политорганов и партийных организаций на кавказском участке советско-германского фронта имела ряд специфических особенностей, которые диктовались отличительными чертами этого театра военных действий. Как уже отмечалось, битва за Кавказ проходила в сложных условиях горной местности, климата. Это наложило отпечаток на характер партийно-политической работы. Надо было добиться, чтобы войска в короткий срок овладели искусством ведения войны в непривычных условиях труднопроходимой местности горных районов. Часто отдельным подразделениям и даже небольшим группам воинов приходилось действовать самостоятельно. В этой обстановке значительно повышалась роль каждого коммуниста. Он должен был личным примером и повседневной воспитательной работой влиять на каждого бойца, обеспечить его высокий боевой дух. Большую роль в идейной закалке воинов-фронтовиков, мобилизации их на успешное выполнение боевых задач сыграла военная печать. Армейские и флотские газеты разъясняли политику партии и правительства, справедливые цели Великой Отечественной войны, широко пропагандировали боевой опыт, прославляли героев битвы за Кавказ, воспитывали у наших воинов любовь к Родине и ненависть к фашистским захватчикам. Широкой популярностью в войсках действующей армии и среди военных моряков пользовались газеты «Боец РККА», «Красный кавалерист», «Вперед, за Родину», «Красный черноморец», «Защитник Родины», «Знамя Родины», «За Отечество», «На страже», «Красный каспиец» и другие. В период битвы за Кавказ войска Северо-Кавказского и Закавказского фронтов оказались в известной степени изолированными от других участков советско-германского фронта. В этих условиях неизмеримо возросло значение тесного единства действий армейских политорганов с партийными организациями республик Северного Кавказа и Закавказья. И надо сказать, что партийные и советские органы, все население республик, областей и краев Северного Кавказа и Закавказья оказали неоценимую моральную и материальную поддержку войскам Красной Армии. На месте оперативно решались многие вопросы, связанные со снабжением войск вооружением, боеприпасами, продовольствием, с пополнением войск людскими резервами. В ходе оборонительных и наступательных боев на Кавказе в войсках была проведена большая работа по укреплению братской дружбы народов Советского Союза. [409] Победа советских войск в битве за Кавказ явилась неоспоримым доказательством торжества ленинской национальной политики идей дружбы народов Советского Союза.