Смекни!
smekni.com

Кыргызская республика стратегия и План действий по сохранению биоразнообразия Содержание (стр. 15 из 40)

Срочно необходимы разработка и утверждение законодательного комплекса по сохранению биоразнообразия, а также повышение эффективности существующей нормативной базы в этой области и ее применения на местах, так как в условиях инфляции и обнищания населения, в тяжелых социальных условиях законы перестают действовать. Требуется реформа всей нормативной базы и адаптирование ее к современной ситуации.

В Кыргызской Республике существуют законодательные акты, регулирующие отношения в области сельского, лесного и рыбного хозяйства, земле– и водопользования и некоторых других, которые не имеют прямого отношения к биоразнообразию, но оказывают воздействие на биологические ресурсы. Например:

· лесное законодательство относит все леса на территории Кыргызской Республики к первой группе лесов, т.е. запрещает их промышленную рубку с целью получения древесины, что является благоприятным фактором для сохранения биоразнообразия, поскольку горные леса играют большую водорегулирующую и почвозащитную роль;

· земельное законодательство Кыргызской Республики регулирует земельные отношения и направлено на создание условий для охраны и рационального использования земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения окружающей среды;

· законодательство о рыбном хозяйстве обязывает рыбохозяйствующие субъекты обеспечить охрану среды обитания, условий размножения и путей миграции рыб;

· законодательство о воде обязывает водопользователей проводить рыбоохранные мероприятия, обеспечивать соблюдение на водных объектах и водохозяйственных сооружениях минимально допустимого уровня расходов воды, соответствующих экологическим, рыбоохранным и иным нормам. Межправительственное соглашение стран Центральной Азии по распределению поверхностных и подземных вод определяет, что республика может использовать 24% объема речного стока из ежегодного стока, поэтому объемы водных ресурсов, которыми может пользоваться Кыргызская Республика, ограничены;

· законодательство о местном самоуправлении и местной госадминистрации уполномочивает местные администрации осуществлять контроль за исполнением законодательства об охране окружающей среды и использовании природных ресурсов, обязывает их разрабатывать программы по улучшению состояния окружающей среды на подведомственных территориях и претворять их в жизнь.

В Кыргызской Республике всегда придавалось важное значение участию в международных конвенциях, выполнению общепризнанных норм и принципов международного права в сфере охраны окружающей среды.

Первым международным соглашением в области охраны окружающей среды, которое подписала и ратифицировала Кыргызская Республика в качестве субъекта международного права, явилось соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды стран СНГ. Оно было подписано в июне 1992 г. в Москве. Этим соглашением определяются основные принципы и сферы сотрудничества между странами СНГ, создан межгосударственный экологический Совет и его рабочий орган – Секретариат (местонахождение – г.Минск).

Вторым международным соглашением, подписанным и ратифицированным Кыргызской Республикой, является Соглашение о совместных действиях по спасению Аральского моря, созданы рабочие органы по осуществлению соглашения.

В 1995 г. в Кыргызской Республике при содействии Всемирного Банка был разработан Национальный План действий по охране окружающей среды, в котором одним из приоритетов было закреплено присоединение к международным конвенциям по охране окружающей среды.

Реализацией этого положения явилось присоединение Кыргызской Республики в феврале 1996 г. к Базельской конвенции по контролю за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1989 г.).

В июле 1996 г. Кыргызская Республика присоединилась (ратифицировала) к Конвенции по биологическому разнообразию (1992 г.). В развитие положений данной Конвенции разработан трансграничный проект Глобального Экологического Фонда по сохранению биоразнообразия Западного Тянь-Шаня, в котором, кроме Кыргызстана, участвуют Казахстан и Узбекистан.

Правительством республики рассматривается вопрос о присоединении Кыргызстана к другим конвенциям, имеющим отношение к сохранению биоразнообразия: Рамсарской Конвенции по водно-болотным угодьям, имеющим международное значение в качестве местообитания для водоплавающих птиц (1973), Вашингтонской Конвенции по торговле редкими и исчезающими видами животных и растений (CITES) (1973), Боннской Конвенции по мигрирующим видам птиц. Однако, из-за различных вопросов процедурного и финансового характера присоединение к этим конвенциям Кыргызстана пока не было осуществлено. Важное значение для сохранения биоразнообразия имеют региональные соглашения, подписанные главами четырех центральноазиатских стран (Узбекистана, Казахстана, Таджикистана и Кыргызстана) в марте 1998 г. «О сотрудничестве в области сохранения биологического разнообразия западного Тянь-Шаня», «О сотрудничестве в области охраны окружающей среды и рационального природопользования».

2.6.3 Заключение

Создание системы правовой защиты биологического разнообразия в Кыргызской Республике не завершено. Имеющаяся правовая база включает основные необходимые законы, однако механизмы их реализации не отработаны. Поэтому многие статьи законов практически не применяются. Вместе с тем, в том случае, если все существующие законы будут исполняться, нет полной гарантии сохранности естественных экосистем и биоразнообразия. Как таковые, они не являются объектами закона. Указанное положение стало следствием ограниченного подхода к формированию системы природоохранного законодательства. Они учитывают в большей степени интересы министерств и ведомств, нежели непосредственно интересы охраны природы. Научная экологическая их обоснованность очень низка. Преобладает направленность на защиту окружающей среды, борьбу с загрязнениями. Разрушение целых экосистем, уничтожение видов, имеющие необратимые и несравненно более серьезные экологические последствия, не получают адекватной правовой оценки. Нет никаких правовых ограничений на дальнейшее “освоение” естественных экосистем, которые фактически рассматриваются как потенциальный пустой полигон для хозяйственной деятельности. Правовые нормы не защищают эффективно незаменимо важную функцию естественных экосистем и биоразнообразия – стабилизировать среду обитания, пригодную для жизни человека.


2.7 Финансовые средства, направляемые на биоразнообразие

2.7.1 Введение

Нынешний переходный период в развитии экономики Кыргызской Республики отражается на состоянии биоразнообразия и охраны природы.

Финансовые ресурсы, направляемые на охрану биоразнообразия, выделяются республиканским бюджетом в объеме 6394,965 тыс. сомов, что составляет 0,02% от ВНП. Часть финансовых затрат заповедников покрываются за счет Республиканского фонда охраны природы (61,9 тыс. сомов). Однако это составляет незначительную часть. Небольшие денежные средства, получаемые от хозяйственной деятельности ООПТ, идут на поддержку внутренних потребностей ООПТ. В настоящее время, к сожалению, нельзя привести примеры частных инвестиций, которые внесли бы свой вклад в сохранение биоразнообразия.

2.7.2 Обзор информации

Фактически все бюджетные средства, выделяемые заповедникам, тратятся на выплату окладов и заработной платы. При этом заработная плата персонала не достигает даже прожиточного минимума. Работа по поддержанию инфраструктуры не проводится. Служебные помещения, лаборатории, музеи, транспортные средства и другое оборудование приходят в упадок, и все это в условиях, когда многие охраняемые природные территории становятся практически беззащитными. У многих директоров заповедников и национальных парков нет опыта и специальной подготовки в области управления охраняемыми природными территориями. Очень мало сотрудников в заповедниках и природных парках имеют высшее специальное образование. Егеря и лесники имеют, в лучшем случае, общее среднее образование.

Комплексные, лесные и ботанические заказники охраняются лесниками тех лесхозов, на территориях которых они располагаются. 10 охотничьих заказников имеют в штате в среднем по 1–2 егеря на охраняемую территорию. Зарплата их очень низка. Они финансируются из местных бюджетов.

Таблица 2.7.2.1

Финансирование заповедников, парков и других охраняемых

территорий в 1997 г. (в % от ВНП)

Заповедники

Штат

Бюджет

(тыс. сом.)

в % от ВНП

(30438000 тыс. сом)

Нарынский

31

304,6

Иссык-Кульский

47

418,0

Беш-Аральский

35

318,0

Каратал-Жапырыкский

37

364,1

Сары-Челекский

66

510,1

Сарычат-Эрташский

25

381,9

Всего:

241

2296,7

0,00075%

Природные парки

Штат

Бюджет

(тыс. сом.)

в % от ВНП

Кыргызский национальный парк «Ала-Арча»

22

300

Каракольский природный парк

35

134,2

Кеминский национальный парк

68

2500,0

Беш–Ташский природный парк

27

379,7

Природный парк «Карашоро»

27

379,0

Природный парк «Кыргыз-Ата»

29

92,165

Всего:

208

3785,065

0,012%

Заказники

87

313,2

Всего по ООПТ:

536

6394,965

0,02%

Таблица 2.7.2.2