Смекни!
smekni.com

Организованная преступность (стр. 10 из 14)

Характеризуя непосредственную детерминацию организован­ной преступности, надо указать, наконец, на возможности, предо­ставляемые еп в результате распада действовавшей на террито­рии бывшего Союза ССР единой системы правоохранительных, пограничных, таможенных, контрольных органов при сохранении возможностей свободного перемещения людей и грузов на этой территории и установлении свободного въезда и выезда в государ­ства дальнего зарубежья. Раскрыт, в частности, ряд преступных сообществ, вывозивших па Запад ценности культуры, высокока­чественные ювелирные изделия, а также расщепляющиеся и другие стратегические материалы, нефть и нефтепродукты, цветные металлы, лес и лесопродукты и т. д.

Неблагоприятным тенденциям организованной преступности способствуют и пробелы законодательства в отношении понятия организованной преступной деятельности как обстоятельства, осо­бо отягчающего ответственность и позволяющего отделить учас­тников организованных преступных структур от других осужден­ных; понятия специального пособничества в целом, а не только в связи с конкретными деяниями. Не урегулированы в должной сте­пени процедуры доказывания и обеспечения безопасности его учас­тников по делам об организованной преступной деятельности.

В частности, существенно затрудняет привлечение к ответ­ственности лидеров преступных групп и сообществ отсутствие в УК содержательного описания этих видов преступных структур. Не удалось пока сформировать практику применения ст. 209 — 210 УК, предусматривающих ответственность за само создание банды или преступного сообщества; «сходки» организаторов, ру­ководителей или иных представителей организованных групп пре­секаются правоохранительными органами без предъявления обви­нения их участникам по ст. 210 У К. Во многом это связано с отсутствием у оперативных работников достаточных знаний и уме­ний для использования косвенных улик, а также доказательствен­ной информации, полученной с помощью технических средств. Не полностью решены вопросы законодательного регулирования и ресурсного обеспечения содержания осужденных участников ор­ганизованной преступности в условиях, которые минимизировали бы возможности руководства соучастниками, оставшимися па сво­боде, и негативного влияния на других осужденных.

Не эффективна уголовно-правовая борьба с коррупционными преступлениями, создающими благоприятные возможности для деятельности организованных преступных структур. Так, коэффи­циент выявленных случаев взяточничества на 100 тыс. населения в возрасте уголовной ответственности составляет за последние пять лет всего 4 — 4,5. Причем осуждается менее половины от числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности за взяточничест­во (см. также главу XII).

Нельзя недооценивать и последствия призывав некоторых ав­торов примирительно относиться к внедрению в экономику средств, добытых незаконным или даже преступным путем. Так, в концептуальных положениях экономической реформы, известных под названием «500 дней», содержался тезис о необходимости ис­пользования в соответствии с логикой перехода к рынку теневых капиталов для ресурсного обеспечения реформы. В книге Е. Т. Гайдара еще более четко формулируется мысль о том, что для ро­ста экономики страны необходимы «надежные гарантии неприкос­новенности частной собственности, безотносительно к властным или криминально-силовым возможностям ее владельца».

Среди упомянутых р общей форме детерминант организован­ной преступности, связанных с состоянием социального контроля за экономической деятельностью, выделим:

— неудовлетворительное состояние валютного и экспортного контро­ля. 11с> экспертным опенкам, за последние пять лет вывоз капитала из страны имеет годовой объем до 12 млрд. долл. Конечно, значительная часть вывозимого капитала — это непреступные доходы, защищае­мые владельцами от нестабильности и высоких налогов. Однако, по утверждению правоохранительных органов Швейцарии, в банках этой страны находится не менее 10 млрд долл., принадлежащих «русской мафии»;

— отсутствие противодействия проникновению в страну иностранных компаний с сомнительной репутацией. Анализ данных о компаниях, стремящихся выйти или уже работающих на российском рынке, по­казал, что только 15% из них вполне надежны, 66 % — это слабые

— фирмы или банкроты, пытающиеся поправить свое положение, в том числе за счет сомнительных контактов, а 19% — это компании, дея­тельность которых носит криминальный характер;

— достаточно широкие возможности, которые сохраняются еще у орга­низованной преступности для отмывания денег. Добытых преступным путем, и их инвестирования в легальную или теневую экономику, че­рез посредничающие компании и банки, в том числе через компании тина «почтовый ящик» (официально зарегистрированные, но не име­ющие реальных активов и не ведущие уставных операций);

— отсутствие надежною механизма взыскания по закону задолженнос­ти недобросовестною партнера, что вынуждает кредитора обращаться к преступным структурам, специализирующимся на «выбивании» до-топ, получай за это до 50% спорной суммы.

Некоторые детерминанты организованной преступности носят технический характер. Например, только 27% музеев и 5% рели­гиозных зданий имеют современную охранную сигнализацию. Только проектируется введение маркировки деталей автомобилей, а также оружия и боеприпасов, которая позволила бы установить действительное место изготовления и принадлежность предмета.

Надо указать, наконец, и на последствия ненадлежащего ре­сурсного обеспечения борьбы с организованной преступностью. Речь идет не только о транспорте, специальном оборудовании и т. д., но и о материальном положении участников этой борьбы. Из­вестен афоризм: «Дешевая юстиция дорого обходится обществу». С особой силой он звучит в сфере борьбы с организованной пре­ступностью. Низкая оплата труда работников контрольно-ревизи­онных органов, милиции и налоговой полиции, следователей, за­держки этой оплаты, распространяющиеся и на работников других правоохранительных органов, создают, в сочетании с интенсивны­ми усилиями организованной преступности по втягиванию правоохранителей в свою сферу, многие криминогенные ситуации за счет «соблазнов», которым повседневно подвергаются соответствующие должностные лица.[29]

3.3. Предупреждение организованной преступности.

Предупреждение организованной преступности (преступлений) как направление профилактической деятельности предполагает:

— четкую концептуальную и понятийную характеристику этой преступ­ности и борьбы с ней в современный период;

— достаточную правовую базу; специализацию кадров, ведущих борь­бу с этой преступностью и их подготовку;

— достаточное ресурсное обеспечение; современную информационную базу;

— комплексное программирование; знание реального состояния и тен­денций организованной преступности, обоснованные прогнозные оценки.

Концептуальные основы предупреждения организованной пре­ступности (преступлений) предполагают выделение приоритетов борьбы с ней, исходя из структуры и тенденций организованной преступности, опасности последствий отдельных ее видов. В зако­нодательстве о борьбе с организованной преступностью и в прак­тике этой борьбы необходим учет ее специфики, связанной с ши­рокомасштабной коллективной преступной деятельностью и опорой на огромные средства, добытые преступным путем. В этой связи значимо закрепление в УК ответственности за сам сговор о занятии организованной преступной деятельностью (ст. 209 — 210 УК), хотя, как отмечалось, необходимо быстрее формировать прак­тику применения этих норм. Столь же значимы законодательные и управленческие меры по противодействию отмыванию преступ­но нажитых средств, но расширению возможности выявления не­законных доходов и изъятию приобретенного на них имущества.

Общесоциальной основой предупреждения организованной преступности и максимального ограничения возможностей для ее функционирования и воспроизводства является преодоление кри­зисных явлений в стране: в экономике, политике, в общественной идеологии и психологии, социальной сфере, правоохранительной ; деятельности.

На достижение этих же целен направлены меры правительства по ликвидации льгот и других условии, способствующих коррупции и произволу в отношении хозяйствующих субъектов; но переходу к распределению го­сударственных заказов исключительно через открытый конкурс с публикацией предъявляемых требований; переходу на международ­ные стандарты бухгалтерского учета. Предусматривается преодоле­ние дезорганизации управления пакетами акций, принадлежащих государству, «чистка» комитетов по управлению имуществом от кор­румпированных чиновников. При этом предполагаются проверки правильности установления выкупной цены приватизированных объектов, а также выполнения новыми хозяевами приватизирован­ных предприятий взятых на себя инвестиционных обязательств.

Па предупреждение организованной преступности (преступ­лении) прямо «работают» нормы УК 1996 г. об ответственности за корыстные и корыстно-насильственные преступления, совершен­ные организованной группой, за вымогательство, за незаконное предпринимательство, незаконную банковскую деятельность, лжепредпринимательство, отмывание денежных средств или ино­го имущества, приобретенных незаконным путем, ограничение конкуренции и т. д. Возможности использования для совершения организованных преступлений банков финансовой и экономичес­кой информации существенно ограничены введением уголовной ответственности за компьютерные преступления. Для профилактики организованных преступлений используется и возбуждение уголовных дел о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления; против правосудия; против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Соответствующие нормы УК являются нормами двойной превенции по отношению к преступ­ной деятельности организованных групп и сообществ.