Смекни!
smekni.com

Организованная преступность (стр. 6 из 14)

Для организованных преступных структур характерно выделение специализированной функции обеспечения безопасности участников от привлечения к ответственности. Наряду с особым вниманием к конспирации, распространение получало также выделение в этих структурах участников с контрразведывательными и охранными функциями; разработка сценариев поведения рядовых участников, берущих на себя ответственность за хранение и ношение оружия, его применение и т. п. с тем, чтобы выгородить руководителей преступных групп (сообществ); разработка сценариев поведения этих руководителей (активных участников) на случай задер­жания или вызова в правоохранительные органы.

Широко применяются и такие способы обеспечения безопасности, как получение информации от коррумпированных лиц из органов власти, в том числе правоохраны, а также получение при­крытия от этих лиц, использующих свое официальное положение (по некоторым экспертным оценкам на эти цели может расходоваться до половины преступной прибыли). Распространены и такие способы, как договоренность на постоянной основе о получе­нии квалифицированной юридической помощи; использование фальсифицированных документов о заболеваниях. Как правило, организованные преступные группы (сообщества) имеют своего рода страховые фонды, составляемые из отчислений от средств, получаемых преступным путем (так называемые общаки). Из них осуществляется в значительных размерах помощь арестованным и осужденным участникам организованной преступной деятельнос­ти и их семьям; подкуп свидетелей, потерпевших, должностных лиц, оплата юридических услуг. Наличие таких фондов, хранимых обыч­но лицами, не участвующими в конкретных преступлениях и не находящимися в поле зрения правоохранительных органов, — один из существенных факторов, стимулирующих нужное руководите­лям организованных преступных групп (сообществ) поведение их участников в процессе производства по уголовным делам (наряду с угрозами жизни и здоровью лиц, идущих на сотрудничество с правоохранительными органами).

Используя описанные выше существенные признаки организо­ванной преступности, мы можем определить ее как вид преступ­ности, системно связанную совокупность преступлений, соверша­емых участниками устойчивых, иерархизированных, планомерно действующих преступных структур (групп, сообществ, ассоциа­ций), деятельность которых прямо или опосредованно взаимоподкрепляется и согласуется, будучи направлена на извлечение макси­мальной прибыли из преступного бизнеса на определенной территории или в определенной сфере, взятой под контроль.[20]

Особая общественная опасность организованной преступнос­ти делает борьбу с ней одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности. Это объясняется не только при­чиняемым огромным материальным ущербом обществу, не только потерей значительным числом ею граждан жизни, здоровья, иму­щества в результате действий участников организованных преступ­ных структур, но и более широким кругом факторов. К их числу относятся, в частности, формирование и распространение среди населения ценностных ориентации на аморализм и вседозволенносгь, нравственное развращение десятков и сотен тысяч членов общества, в том числе несовершеннолетних и молодежи, лиц, ут­ративших социальную перспективу, которые втягиваются (неред­ко даже не подозревая о масштабе действий преступников) в те или иные формы пособничества или извлечение выгод из резуль­татов организованной преступной деятельности. Организованная преступность самим фактом своего существования способствует эскалации жестокости и насилия, подрыву авторитета государства и его органов в глазах населения в связи с якобы бессилием в борь­бе с нею. Нельзя недооценивать и такие факторы, усиливающие общественную опасность организованной преступности, как под­держание в некоторых случаях действий национал-экстремистов, внедрение в легальные управленческие и предпринимательские структуры для использования их в преступных целях; целенаправ­ленные усилия по расширению масштабов коррупции в государ­ственном аппарате; создание параллельных структур власти по кланово-этническому (родовому, племенному) принципу.

В некоторых работах по криминологии говорится о том, что" феномен организованной преступности возник в стране лишь в 1980-х гг. Это, однако, не так. Архивные данные свидетельствуют, что преступные группы и сообщества, имевшие большинство при­знаков, характерных для организованной преступности, действовали в дореволюционной России, в советский период (особенно в годы нэпа, военные и первые послевоенные годы). Соответствен­но происходило и формирование различных группировок так на­зываемых воров в законе — носителей ценностных ориентации и субкультуры этой преступности, руководящего ядра многих орга­низованных групп и сообществ. Вместе с тем 80 — 90-е гг., бес­спорно, характеризуются качественным расширением масштабе» преступной деятельности организованных структур; усложнением иерархии; интенсификацией взаимодействия и распределения сфер влияния; формированием смешанных преступных структур дель­цов и общеуголовных преступников; выраженной ориентацией на вложение средств, полученных преступным путем, в легальную экономическую деятельность; возрастанием амбиций организован­ных преступников, их давления на органы власти (в том числе правоохраны) и проникновения в них; выходом некоторых преступ­ных объединений на транснациональный уровень.[21]

Организованная преступность угрожает эко­логии, так как участвует в контрабанде ядерных и химических отходов для их захоронения на территории России.

Она подрывает экономику, так как происходит незаконное изъятие из государственного оборота материальных фондов, укрепление позиций криминальной части теневой экономики.

Совершенно очевидна угроза нормальному функциониро­ванию кредитно-банковской системы. Большая часть коммерче­ских банков в той или иной мере попадает под влияние мафии. Мафия уже осуществляет так называемый коммерче­ский террор, что в условиях перестройки хозяйственною меха­низма в сторону рынка особенно опасно. Действие организован­ной преступности в экономике не исключает, а даже предполагaeт возможность проникновения ее в сферу политики. Отмеча­лись попытки протаскивания лидерами организованной преступ­ности своих людей в парламент, финансирование некоторых партий и движений для создания своего лобби.

Наконец, организованная преступность может посягать как непосредственно, так и опосредованно на конституционный строй.

Данный вывод подтвержден в аналитической справке Центра политических исследова­ний при администрации Президента.

Опасность организованной преступности заключается еще в том, что она стимулирует, активизирует уголовные элементы, объединяя и контролируя их, заставляя с большей энергией вести преступную деятельность. А это означает рост корыстной преступности.

В целом перспективу развития организованной преступ­ности можно оценить как неблагоприятную для нашего общест­ва на ближайшие десять лет.

Прежде всего, ожидается дальнейшая интеграция пре­ступных объединений, использование их для отмывания денег коммерческих банков, кооперативов и совместных предприятий. В значительной мере это связано с распространением рэкета, который катализирует организованную преступность, меняет ее структуру. По данным МВД РФ, под контролем мафии находится 40 тыс. коммерческих организаций. По экспертным оценкам, эта цифра увеличивается более чем в два раза. Происходит криминализация экономики, которая будет усугубляться в ближайшие годы.

Нестабильность политической и экономической ситуации предполагает дальнейшее проникновение организованной пре­ступности в сферу государственной экономики и политики.

Крайне опасная тенденция - наращивание транснацио­нальных связей, чему в значительной мере будут способство­вать объективные предпосылки: это открытость границ, расши­рение экономических отношений между государствами, слабое правовое регулирование этих процессов.

Мафия России и стран СНГ уже имеет свои филиалы в целом ряде стран - Германии, Польше, США и других.

Преступники контрабандным путем вывозят антиквариат, лекарственное и стратегическое сырье, обратно тем же путем идет компьютерная и множительная техника, оружие, валюта.

Международная наркомафия постановила избрать для отмывания грязных денег страны СНГ и особенно Россию. Появились уже и первые результаты. В последние годы разоблачены груп­пы международных мошенников, действовавших на территории России. Как правило, они представляли несуществующие фир­мы. Утвердился международный институт наемных убийц.

Следующая тенденция связана с вовлечением в преступ­ную деятельность неформальных группировок молодежи отри­цательной направленности.

Кроме того, отмечается укрепление связей лидеров орга­низованной преступности с экстремистскими элементами, вы­ступающими против существующих национальных отношений. Об этом свидетельствуют ситуации в ряде регионов России, где в кровавых событиях участвовали коррумпированные кланы при содействии лидеров преступных организаций.

Что касается перспективы противоправного бизнеса, то получат свое дальнейшее развитие: торговля наркотиками и оружием; спекуляции недвижимостью - землей, зданиями и т. д.; рэкет банковской системы и производственных предприя­тий; профсоюзный рэкет и предоставление услуг в борьбе с ним; контрабанда радиоактивного сырья и компонентов; наемное убийство; организация бизнеса в сфере трансплантации челове­ческих органов; детская проституция и ее контроль; предоставление услуг по отмыванию денег, «защиты» от налоговых служб и некоторые другие.[22]