Смекни!
smekni.com

Организованная преступность (стр. 3 из 14)

По числу соучастников групповая преступность в сельской мест­ности незначительно отличается от преступности городов. В основном (в 73,5% случаев) группы на селе состоят из двух-трех человек, что на 4.8% больше, чем в городах. Такое сходство в характеристике численности группы в сельской местности н городах объясняется, на наш взгляд, единством психологического механизма их формирования.

Интересно заметить, что в групповых преступлениях, совершен­ных в сельской местности, чаще. чем в городах, участвуют ранее суди­мые за совершение преступлений. В общей же структуре преступности села ранее судимые лица совершают преступления меньше, чем в го­родах. Это объясняется тем, что село с действующими формами соци­ального контроля и меньшими возможностями получения криминальных доходов в меньшей степени привлекает рецидивистов[10]. В групповых преступлениях на селе участвует 61,8% лиц ранее судимых, что на 13,1% больше, чем в городах. Указанная особенность имеет важное значение для предупреждения преступности в сельской честности. Дело в том, что работа с ранее судимыми на селе постав­лена, как правило, неудовлетворительно. Это, видимо, и является одним из условий, способствующих активной деятельности ранее судимых по организации групповых преступлений, вовлечению ч преступную деятельность неустойчивых лиц. Поэтому постоянная и целенаправленная работа с данной категорией лиц имеет для села важное практическое значение.

Не менее важное значение для предупреждения групповой пре­ступности в сельской местности имеет анализ характера отношений соучастников преступления. Особенности межличностных отношений в группе обусловлены спецификой общих межличностных отношений на селе. Так. среди участников групповых преступлений в сельской местности резко встречаются случайные знакомые (6,9%). Наиболь­шую долю составляют знакомые по месту жительства или знакомые по месту работы (всего 60.6%). Значительно меньше встречаются в сельской местности группы, где преступники были знакомы по месту проведения досуга, так как на селе база для проведения досуга развита слабо. В городах же знакомство будущих соучастников в этой сфере происходит почти в трети случаев. Таким образом, возможность формирования случайных групп, совершающих преступления в сель­ской местности, менее вероятна, и группы в основном формируются на селе в таких сферах жизнедеятельности сельского населения, где работники милиции имеют реальную возможность их обнаружения. т. е. в сферах производственных и соседских отношений. Это служит еще одним резервом в предупреждении групповой .преступности в сельской местности.

Большинство групповых преступлений в сельской местности со­вершается в нетрезвом состоянии. Характерно, что нередко группы формируются именно с целью приобретения спиртных напитков.

Изучив некоторые особенности групповой преступности в сельской местности, можно определить основные направления ее преду­преждения.[11]

Рассмотрим, как определяет криминология понятие групповой преступности.

Под групповой преступностью понимается совокупность преступлений, каждое из которых совершается двумя и более лицами, действующими совместно для достижения определенного преступного результата.[12]

Широкий спектр прояв­ления того или иного пове­дения участников преступ­ных групп определяется чис­лом преступником, ролью отдельного преступника в действующей группе, струк­турой этой группы, а также видом и тяжестью совершен­ного преступления.

Делинквентные группы в зависимости от цели их со­здания и степени организа­ции могут представлять со­бой сообщества с относитель­но свободными связями между членами группы и даже почти полным отсут­ствием принадлежности к группе или, напротив, с сильной жесткой структур­ной организацией. В зависи­мости от этого группы, со­здаваемые преступниками, грубо можно поделить на: спонтанные, ситуативные и организованные.

Для спонтанных и ситуативных групп характерен в большей или меньшей степени фактор случайности, соединившей и преступников. Поскольку преступная активность и действия таких групп в боль­шинстве случаев не плани­руются, не имеют организу­ющего начала, поведение группы определяется ситуативными факторами. Лишь в процессе преступления начинают формироваться внутри группы структуры. Такой способ организации групп характерен при совер­шении малозначительных преступлений, деликтов, сопряженных с агрессивно­стью, половых преступлений и массовых противоправных деяний (бесчинство и хули­ганство при проведении демонстраций, суды Линча).

Организованная группа преступников созда­ется преимущественно в рас­чете на длительное ее суще­ствование, каждому члену отводится место внутри нее и поручается выполнение оп­ределенной функции. Приме­рами относительно высокой или высокой степени органи­зации преступников являют­ся бандитизм, организован­ная преступность, а также нарушения прав человека в государствах с тоталитарным режимом.

Причины, по которым один человек совершает преступление вместе с други­ми, проистекают из самого феномена группы и ее ди­намичных процессов. Люди объединяются в группы с тем, чтобы сделать возмож­ным процесс общения друг с другом, выработать чувство "мы", развить и закрепить свои возможности.

Чувство сплоченности возникает тогда, когда в группе вырабатываются мо­дели поведения, признава­емые всеми ее членами. Тем самым устанавливаются нор­мы поведения в группе, обусловливающие опреде­ленную одинаковость мыш­ления и поведения членов группы.

Если кто-то хочет при­соединиться к группе, он должен подчиниться приня­тым в группе нормам. Если в группе нормальным счита­ется противоправное поведе­ние, то отдельный ее член также будет участвовать в совершении преступных де­яний, которые он никогда бы не совершил в одиночестве. В экстремальных ситуациях отдельный член группы, склонный к совершению про­тивоправных деяний, с по­зиций лидера группы может оказывать такое влияние на нормы поведения группы, что для всей группы будет характерно совершение про­тивозаконных действий.

В задачу группы не вхо­дит контроль за поведением каждого ее члена, поэтому нельзя исключить эксцесс исполнителя. Отдельные со­исполнители могут совер­шать действия, противоре­чащие групповым целям, вплоть до взятия жертвы под защиту.

Результатом группово­го давления может быть даже принудительное ис­ключение отдельных членов из группы. Эта особенность характерна для групп несо­вершеннолетних. Группы не­совершеннолетних часто су­ществуют не ради соверше­ния преступлений, они рас­сматривают преступления как одну из форм групповой деятельности.

В группе возможно со­вершение таких действий, которые одному лицу были бы не по силам. Сложность совершения отдельных видов преступлений (напри­мер, крупномасштабная кража со взломом, контра­банда) требует разделения сфер деятельности между несколькими соисполнителя­ми, поэтому отдельный член группы, решившийся на совершение преступления, должен рассчитывать на участие в нем других ее членов. Так формируются группы, главная цель кото­рых — разработка планов совершения преступлений и путей их реализации (напри­мер, при совершении орга­низованных преступлений). Возможности сдерживания преступника от совершения Г. п. меньше, чем при совер­шении преступления одним лицом, поскольку каждый отдельно взятый член груп­пы перекладывает ответ­ственность за действия на других членов группы. От­дельный член группы с боль­шим числом ее участников считает маловероятным ус­тановление своей личности. В рамках Г. п. группе как таковой отводится кримино­генно воздействующая роль. Но в то же время и вероят­ность благополучного про­гноза для преступника, дей­ствующего исключительно в группе, относительно его законопослушного поведе­ния в будущем, после вы­хода из группы, выше, чем для преступника-одиночки. А вот переход преступника-одиночки в группу или на­оборот, обусловленный рациональным подходом к со­вершению преступления, например, меньшей вероят­ностью быть обнаруженным, расчетом на положительный исход совершения преступ­ления только путем совмес­тных действий, указывает на устойчивое преступное поведение лица. У людей, находящихся в толпе, в мас­се народа, совсем иное по­ведение. Толпа создается за счет кратковременного скоп­ления большого числа лю­дей, и здесь, в отличие от группы, между людьми не устанавливаются связи. Вви­ду более сложного осуществ­ления социального контроля за толпой и динамичности развития событий в толпе индивид ведет себя менее последовательно, скорее го­тов идти на рискованные действия и принимать учас­тие в насильственных акци­ях. Кроме того, на поведении человека сказывается его прошлое, а также степень идентификации с идеями, провозглашаемыми толпой.[13]

2. Признаки и структура организованной преступности.

Организованная преступность является одним из сложных опаснейших видов преступности, посягающим прежде всего на экономические, политические, правовые и нрав­ственные сферы общества.

Официально считалось, что в стране нет и не может быть такого рода преступности, поэтому длительное время она не являлась предметом изучения. Впервые на государственном уровне ее наличие было признано Вторым съездом народных депутатов СССР в постановлении «Об усилении борьбы с орга­низованной преступностью». Однако теория и практика оказа­лись неподготовленными к эффективному противодействию ей. По экспертным оценкам, правоохранительная система страны и законодательство отстали лет на 20-25. Поэтому очень важно акцентировать внимание на понятии, признаках, формах и струк­туре организованной преступности.