Смекни!
smekni.com

Организованная преступность (стр. 5 из 14)

По направлениям деятельности организованные преступные структуры можно подразделить на функционирующие в сфере:

— криминального бизнеса (незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, оружия, предметов истории и искусства; кон­трабанда стратегических материалов и вредных отходов; незаконный оборот человеческих органов и тканей; хищения автомобилей; злоу­потребления компьютерной информацией; организация азартных игр, проституции, изготовления порнографии и т. д.);

— теневой экономики (контроль и изъятие части прибыли, распределение сфер влияния, непосредственное создание теневых предприятий и т. д.);

— легальной экономики (отмывание средств, полученных преступным путем, и их вложение в высокодоходные предприятия, контроль и изъятие путем злоупотреблений части легальной прибыли и т. д.).

Конечно, классификация по направлениям деятельности но­сит условный характер. Во-первых, надо учитывать тенденцию ди­версификации организованной преступности, отмеченную в доку­ментах ООН. Иными словами, стремление организованных преступников распространять свои действия на новые сферы об­щественной жизни, где можно извлечь максимальную прибыль, как и стремление преступных структур наряду с основной специали­зацией «осваивать» и другие направления преступной деятельнос­ти, а затем переходить к легализации ее результатов. Но для харак­теристики первоначальных этапов получения преступной прибыли данная классификация сохраняет свое значение.[19]

В литературе обоснованно указывается, что уголовно-правовые характеристики не исчерпывают сущности организованной преступности. Действительно, нормы УК, описывающие виды соучастия в организованных преступлениях, как и сами такие структуры, создание и участие в которых влечет уголовную ответственность (ст. 35,63,209 и др. УК РФ), ограничиваются минимумом признаков, да и те зачастую оценочный характер, например «устойчивая группа», «сплоченная группа» и т. д. Но тем не менее уголовно-правовые дефиниции организованных преступлений и их участников яляются базовыми для развернутой криминологической характер организованной преступности как социально-правового явления, охватывающего совокупность соответствующих деяний

Выделяют следующие признаки организованной преступности:

а)устойчивость;

б) системность;

в) масштабность;

г) цели;

д) способы;

е) обеспечение безопасности.

Признак устойчивости реализуется в таких характеристиках, как сквозная (постоянная) задача и длящийся характер преступной деятельностн; ее планирование и подготовка; строгая иерархия участников и наличие руководящего ядра; безусловная дисциплина.

Устойчивость как характерный признак организованных преступных структур подчеркивается буквальным значением самой используемой терминологии: понятие «организация» (в буквальном переводе с латинского — «придать стройный вид») означает соединение чего-либо или кого-либо в одно целое, в систему; объединение людей, совместно реализующих определенную цель и действующих совместно или скоординированно на основе разделения обязанностей и иерархической структуры.

Признак системности тесно связан с устойчивостью и непосредственно реализуется в таких характеристиках организованной преступности, как прямая или опосредованная связь и специализация ее структур в масштабе региона, отрасли экономики, вида криминального бизнеса (взаимодействие, иерархическая связь, согласованное распределение сфер деятельности, связь и т. д.). Надо выделить при этом многоуровневость системы по схеме: организованная преступная группа — преступное сообщество (когда эти группы управляются из единого центра) — совокупность соподчиненных или взаимодействующих в регионе, в ряде регионов, стране в целом, в ряде стран преступных сообществ («ассоциации», «концерны» преступных структур).

Отметим также, что взаимодействие, в том числе конкурент­ное, построенное по территориальному или отраслевому признаку преступной деятельности, предполагает существование различных форм обсуждения и разрешения возникающих конфликтов, распределения сфер деятельности, договоренностей о совместных действиях, взаимоподдержке, согласовании этапов длящейся преступной деятельности (например, предоставление оружия и технических средств - - преступное изъятие имущества — его вывоз за пределы данной территории и реализация — распределение средств, полученных преступным путем, и их дальнейшее использование). Речь идет о сходках руководителей преступных групп и сообществ, посреднической и третейской деятельности лиц, авторитетных в преступной среде, и т. п. Системность проявляется в тенденции укрупнения самих преступных структур (образовании сообществ из групп, «ассоциаций» из сообществ и т. д.); в их взаимодействии с «обычной» криминальной и предкриминальной средой, в целенаправленной обработке общественного мнения и ïîäготовке резервов.

Масштабность — один из обязательных признаков организо­ванной преступности, означающий, что речь идет о деятельности в рамках региона (крупный город, область или несколько районов и т. д.), межрегиональной, в рамках страны в целом или несколь­ких стран. Либо о деятельности устойчивых преступных групп меньших территориальных рамках (на предприятии, в учреждении, микрорайоне и тому подобных «точечных» объектах), которая, однако, влечет последствия, сравнимые с последствиями органи­зованной преступной деятельности в более широких территориальных масштабах. Использование же терминологии «организован­ная преступность», «мафия», «рэкет» для обозначения нестойких разрозненных групп, занимающихся, например, вымогательство»» или другими корыстно-насильственными преступлениями, крайне нежелательно, так как в значительной степени способствует стира­нию в глазах населения различия между задачами, возможностями, средствами борьбы с организованной и обычной преступностью; способствует и дезориентации сотрудников специализированных подразделений относительно предмета и границ их деятельности. Масштабность действий организованных преступных структур обязательно связана и с соподчиненностью или взаимодействием, о которых говорилось выше, а также со значительной величиной преступной прибыли и крупными суммами денежных средств, на­ходящихся в распоряжении лидеров организованных преступных структур. Если, например, в 1994 г. по делам о преступлениях ор­ганизованных групп (сообществ) было изъято около 32 млн. дол., то в 1995 г. — вдвое большая сумма, причем изъятая валюта, конечно, составляет лишь незначительную часть средств, находящих­ся в распоряжении организованных преступников.

Цели организованных преступных структур всегда сосредото­чены на извлечении преступным путем максимальных доходов, на обогащении в крупных н особо крупных размерах. Достаточ­но напомнить в этой связи, что хищения в особо крупных разме­рах государственного, муниципального (в том числе при прива­тизации), общественного, смешанного, частного имущества, совершаемые организованными преступными группами и сооб­ществами, причиняют не менее половины ущерба от хищений в целом, хотя речь идет о 5 — 10% всех выявленных участников .хищений. Цель извлечения максимального преступного дохода определяет н направленность изменений интенсивности органи­зованной преступной деятельности как незамедлительную реакцию на изменения экономической, социальной и политической конъюнктуры. Выделим в этой связи некоторые сферы экономики и иной социальной деятельности, которые характеризуются резким усилением внимания к ним со стороны организованных преступных структур: денежные расчеты при помощи ЭВМ; фор­мирование и эксплуатация различных банков информации, содер­жащих семейную, коммерческую, служебную, государственную тайну; вывоз и захоронение отходов промышленной и военной деятельности, представляющих опасность для здоровья людей;

игорный бизнес; шоу-бизнес ч т. д. Именно высокие и высочай­шие размеры прибыли объясняют внимание организованных пре­ступных структур к крупномасштабному криминальному бизне­су, связанному с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, антиквариата, автомобилей, ор­ганов и тканей человека и т. д.

Цель извлечения максимальной прибыли пронизывает и пос­ледующие операции с денежными средствами, добытыми в резуль­тате организованной преступной деятельности. Речь идет об их размещении таким образом, чтобы они давали наибольший доход. И если в прошлые годы схема реализации полученных преступных доходов для экономических и общеуголовных преступных струк­тур различалась (участники первых в основном инвестировали доходы в теневую экономику, а участники вторых тратили их на примитивно понимаемую «красивую жизнь»), то в 1990-х гг. ситу­ация существенно меняется. А именно: участники экономических преступных структур стремятся к «отмыванию» преступных дохо­дов и вложению средств для получения легальной прибыли; учас­тники общеуголовных структур все чаще действуют по этой же схеме, объединяясь или взаимодействуя с преступными структу­рами первого типа.

Способы совершения преступлений участниками организованных преступных структур характеризуются профессионализмом. Это обстоятельство фиксирует близость понятий организованной и профессиональной преступности. Вместе с тем понятие органи­зованной преступности шире, так как включает и ряд других необ­ходимых элементов понятия, относящихся к системности, масштаб­ности, целенаправленности преступной деятельности и т. д.

Преступления, совершаемые участниками организованных структур, отличаются тщательностью «технической» подготовки (собирание информации, обеспечение техническими средствами и оружием); планированием и распределением ролей, целевым созданием благоприятных условий; организацией сотрудничества лиц и групп, реализующих различные, но взаимосвязанные функ­ции; решительностью и жестокостью действий. В последние годы все заметнее их усилия, связанные с созданием условий для легального использования средств, приобретенных преступным путем.