Смекни!
smekni.com

Учебное электронное пособие для бакалавров и специалистов дневного и заочного отделения (стр. 10 из 13)

14. Глоссарий

1. Агностицизм

термин, используемый Ф.Энгельсом и принятый в отечественной философской традиции для характеристики философского воззрения, ОТРИЦАЮЩЕГО ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА.

термин «агностицизм» впервые ввёл в обиход английский естествоиспытатель Т. Гексли в 1859 г. и обозначил им НЕВЕРИЕ УЧЁНОГО, ОПИРАЮЩЕГОСЯ НА ОПЫТНОЕ ЗНАНИЕ, В СУЩЕСТВОВАНИЕ ТОГО, ЧТО НЕ ДАНО НАМ В ОПЫТЕ: Бога, объективной реальности, бессмертия души.

2. Аксиология

раздел философского знания, предметом исследования которого является ЦЕННОСТЬ

3. Анимизм

вера в ДУШИ и ДУХОВ, зародившаяся в первобытную эпоху

4. Антропный принцип

основание философских и научных концепций, усматривающих в категории "ЧЕЛОВЕК" ОСНОВУ для РАЗРАБОТКИ СИИСТЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВСЕЛЕННОЙ

наиболее последовательно сформулирован в 1973 г. английским астрофизиком Б.Картером, предложившим принцип "Я мыслю, следовательно, мир такой, какой он есть"

5. Антропокосмизм

синтез философских, естественнонаучных и социологических представлений о человеке, его месте в мироздании и космических перспективах бытия человечества;

система воззрений, идеалов, согласно которой ЧЕЛОВЕК ЯВЛЯЕТСЯ ОРГАНИЧЕСКОЙ ЧАСТЬЮ КОСМОСА, ПОДЧИНЁННОЙ ЕГО ЗАКОНОМЕРНОСТЯМ, и в определённой мере ВЛИЯЮЩЕЙ НА ЕГО ЭВОЛЮЦИЮ

6. Антропология

учение о ЧЕЛОВЕКЕ, его сущности, происхождении и призвании во Вселенной

7. Антропоцентризм

воззрение, согласно которому ЧЕЛОВЕК ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕНТРОМ И ВЫСШЕЙ ЦЕЛЬЮ МИРОЗДАНИЯ

8. Волюнтаризм

учение, согласно которому ВОЛЯ как целенаправленное усилие ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

9. Гилозоизм

философское учение о ВСЕОБЩЕЙ ОДУШЕВЛЁННОСТИ МАТЕРИИ

философская теория, признающая "ЖИЗНЬ" НЕОТЪЕМЛЕМЫМ СВОЙСТВОМ МАТЕРИИ во всех её проявлениях

10. Гносеология

один из разделов философии, изучающий взаимоотношения человека и мира В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ.

основной круг гносеологических проблем:

- особенности субъекта и объекта познания;

- структура познавательного процесса: уровни, формы, методы;

- проблема истины;

- возможности и границы познавательной деятельности;

- источники и цели познания

11. Деизм

философско-религиозное направление, трактующее БОГА КАК АБСТРАКТНОЕ ВНЕПРИРОДНОЕ, ОТДАЛЁННОЕ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ НАЧАЛО, ИМЕВШЕЕ ЛИШЬ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ

в XVI-XVIII вв. отождествлялся с так называемой "ЕСТЕСТВЕННОЙ РЕЛИГИЕЙ", не опиравшейся на Библию и христианские догматы

12. Детерминизм

учение о всеобщей закономерной взаимосвязи всего существующего

представление, в соответствии с которым ДЛЯ ВСЯКОГО ЯВЛЕНИЯ СУЩЕСТВУЮТ ПРИЧИНЫ

13. Диалектика

учение о противоречивости существующего и возможности разрешения противоречий в жизни и в мысли, о всеобщей связи и развитии

14. Дуализм

мировоззренческая позиция, согласно которой сущность исследуемого объекта можно уяснить, лишь признав наличие ДВУХ, не сводимых друг к другу РАВНОПРАВНЫХ НАЧАЛ, лежащих в его основе

15. Идеализм

одно из основных направлений в философии, сторонники которого признают ПЕРВИЧНЫМ, исходным, СУБСТАНЦИЕЙ ДУХ, ИДЕЮ, СОЗНАНИЕ

16. Интуитивизм

термин, обозначающий СПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА БЕЗ ПОМОЩИ РАЗУМА (логики понятий) и ОПЫТНЫХ ЗНАНИЙ в актах творчества: ОЗАРЕНИЯХ, ОТКРОВЕНИЯХ

17. Иррационализм

в узком смысле:

философское течение XIX в., ОТВЕРГАЮЩЕЕ РАЗУМ как единственную основу человеческого бытия

в широком смысле:

характеристика различных философских концепций, в которых ОГРАНИЧИВАЕТСЯ МЕСТО РАЗУМА в мире и человеческой жизни и предлагается изменение основных способов познавательной деятельности

18. Искусство

практическая ДУХОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ людей ПО ОСВОЕНИЮ И ВОПЛОЩЕНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

19. Историософия

то же, что и ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

20. Креационизм

религиозное учение о СОЗДАНИИ МИРА БОГОМ

21. Материализм

одно из главных направлений в философии наряду с идеализмом, считающее ПЕРВООСНОВОЙ ВСЕГО, СУБСТАНЦИЕЙ МАТЕРИЮ - независимую от сознания, духа реальность

22. Метафизика

А) учение о первоначалах бытия, лежащих за миром чувственно воспринимаемых вещей и постигаемых разумом

Б) иногда отождествляется с термином ОНТОЛОГИЯ

В) в марксизме под МЕТАФИЗИКОЙ понимается учение, противоположное ДИАЛЕКТИКЕ

Г) часто отождествляется с понятием умозрительной философии

23. Монизм

Монизм учение, согласно которому всё многообразие явлений и процессов, существующих в мире, проистекает из ЕДИНОЙ ПЕРВООСНОВЫ, СУБСТАНЦИИ.

монизм противоположен ДУАЛИЗМУ

24. Натурализм

философское направление, объединяющее различные философские школы, представители которых считают, что ПРИРОДА ЯВЛЯЕТСЯ ЕДИНСТВЕННЫМ "предельным" ПРИНЦИПОМ ОБЪЯСНЕНИЯ ВСЕГО СУЩЕСТВУЮЩЕГО

25. Натурфилософия

построение завершённой СИСТЕМЫ ПРИРОДЫ, претендующей на исчерпывающее объяснение всех природных феноменов

для натурфилософии характерно умозрительное выведение частных представлений из априорно заданных всеобщих принципов

26. Наука

форма духовной деятельности, сложное общественное явление, её назначение – ПОЛУЧЕНИЕ ОБЪЕКТИВНЫХ ЗНАНИЙ О МИРЕ

27. Пантеизм

учение, рассматривающее БОГА В КАЧЕСТВЕ БЕЗЛИЧНОЙ СИЛЫ, постоянно ПРИСУТСТВУЮЩЕЙ В МИРЕ, "растворение Бога в природе"

28. Плюрализм

мировоззренческая установка, согласно которой существование реальности определяется МНОЖЕСТВОМ РАЗНОРОДНЫХ, не сводимых друг к другу НАЧАЛ и протекает в разнообразных формах

противоположен МОНИЗМУ

29. Провиденциализм

один из принципов религиозного мировоззрения, предполагающий ПРЕДОПРЕДЕЛЁННОСТЬ ХОДА ИСТОРИИ И ОТДЕЛЬНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОГЛАСНО ВОЛЕ БОГА

30. Религия

особый тип духовной деятельности, представляющий собой НЕРАЗРЫВНОЕ ЕДИНСТВО МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ, ПЕРЕЖИВАНИЯ, ДЕЙСТВИЯ, основывающийся на ВЕРЕ В СВЯЩЕННОЕ

священное – вид сверхъестественного, выходящего за рамки естественного хода событий, "чудо"

в отличие от сверхъестественного, священное включает ещё и признание его безусловной ценности для человека

31. Сенсуализм

философское направление в теории познания, согласно которому основным источником и содержанием знания является ОЩУЩЕНИЕ, обладающее свойством достоверности

32. Скептицизм

признание относительности нашего знания, СОМНЕНИЯ В ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ АБСОЛЮТНО ДОСТОВЕРНОГО ЗНАНИЯ

33. Солипсизм

крайняя форма СУБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА, согласно которому СУЩЕСТВУЕТ ТОЛЬКО "Я" И ЕГО СОЗНАНИЕ

34. Сциентизм

мировоззренческая позиция, согласно которой естественные НАУКИ являются эталоном для любой формы познавательной активности

35. Теизм

философско-религиозное направление, выражавшего ПОНИМАНИЕ БОГА КАК ЛИЧНОСТИ, СОЗДАВШЕЙ МИР И ЧЕЛОВЕКА И НЕПРЕРЫВНО УПРАВЛЯЮЩЕЙ ИМИ

36. Телеология

учение о ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВСЕГО СУЩЕСТВУЮЩЕГО, о целевой детерминации отдельных сфер бытия

37. Теософия

учение о Боге, отличающееся как от ТЕОЛОГИИ, так и от ФИЛОСОФИИ

в отличие от теологии, которая опирается на Откровение, положения, выработанные в недрах церкви, ТЕОСОФИЯ исходит из субъективного опыта непосредственного общения с божеством, не знает догматических ограничений, не сковывает себя рамками определённых вероучений

от философии ТЕОСОФИЮ отличает "практическая направленность", стремление к достижению особого тайного знания, наличие "посвящённых"

38. Теоцентризм

принцип религиозного мировоззрения, рассматривающий БОГА как ОСНОВУ, ЦЕНТР, СУЩНОСТЬ И ЦЕЛЬ МИРА

39. Технологический детерминизм

течение социально-философской и социологической мысли, утверждающее РЕШАЮЩУЮ РОЛЬ НАУКИ И ТЕХНИКИ в общественном развитии

40. Тотемизм

вера в сверхъестественное РОДСТВО между ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ ГРУППАМИ (родами, племенами) и определёнными видами ЖИВОТНЫХ, реже - растений и даже предметов

ранняя форма религиозных представлений

41. Фатализм

учение, согласно которому ВСЁ СОВЕРШАЮЩЕЕСЯ В МИРЕ ДОЛЖНО БЫЛО ОБЯЗАТЕЛЬНО СВЕРШИТЬСЯ

признание НЕИЗБЕЖНОСТИ наступления определённого события и одновременно – непознаваемости его причин

42. Философия

форма духовной деятельности, УЧЕНИЕ ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ПРЕБЫВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С НИМ И ЕГО ПРЕОБОРАЗОВАНИИ

цель ФИЛОСОФИИ – построение ПРЕДЕЛЬНО ОБЩЕЙ КАРТИНЫ МИРА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЧЕЛОВЕКА В НЁМ

43. Философия истории

раздел философии, в котором рассматриваются проблемы направленности ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, его исходных оснований, движущих сил, смыла и цели истории, критериев её периодизации

то же, что и ИСТОРИОСОФИЯ

44. Эмпиризм

гносеологическая и методологическая установка, полагающая ЧУВСТВЕННЫЙ ОПЫТ ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКОМ И СОДЕРЖАНИЕМ ЗНАНИЯ

45. Эпистемология

раздел знания, в котором исследуются СТРУКТУРА, ФОРМЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ ЗНАНИЯ

часто отождествляется с ТЕОРИЕЙ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЕЙ)

существует также точка зрения, согласно которой ПРЕДМЕТ эпистемологии отличается от предмета гносеологии и выходит за рамки чисто философского исследования, потому что она исследует объективные формы знания, отвлекаясь от особенностей познающего субъекта и от сопоставления знаний с объективной реальностью