Смекни!
smekni.com

Учебное электронное пособие для бакалавров и специалистов дневного и заочного отделения (стр. 8 из 13)

Что же касается идентификации своих философских идей по характеру используемых методов, то феноменология, герменевтика, структурализм и постструктурализм, аналитическая философия, прагматизм, персонализм, экзистенциализм, неореализм, постмодернизм являются весьма влиятельными направлениями современной философской мысли.

7. Материализм, его основные разновидности

и исторические формы

М

атериализм (от лат. Materialis - вещественный) – одно из главных направлений в философии наряду с идеализмом. Материалистическая философия утверждает, что всё существующее имеет только физическую природу. Он допускает наличие нефизических свойств у физических предметов только в том случае, если это нефизическое (ментальное, идеальное) зависимо (причинно обусловлено) бытием физическим.

Материализм является последовательно монистическим учением, т.к. признаёт единую субстанцию – материю. Первоосновой всего сущего – субстанцией – считается материя – вечный источник многообразия и единства всего существующего. Согласно материализму, законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе на общество и человека. В области теории познания материалисты стоят на позициях сенсуализма, гносеологического оптимизма (веры в возможности науки и преобразовательной деятельности человека). Это направление не противоречит ни эмпиризму, ни рационализму, признавая важность всех познавательных способностей. Термин «материализм» был введён Г. Лейбницем.

Материализм имеет различные формы. Исторически первой формой является наивный материализм, отождествлявший материю с каким-то видом вещества – водой, воздухом, огнём и т.п. Первыми яркими представителями этой формы материализма были греческие натурфилософы Фалес («вода»), Анаксимен («воздух»), Анаксимандр «апейрон» - неопределённая материя), Гераклит («огонь»), Эмпедокл («четыре элмента» - огонь, воздух, земля, вода). Лейбниц считал наиболее яркими представителями этой формы античных атомистов (Демокрит, Эпикур).

В 18 в. был распространён механистический материализм, который основное свойство материи усматривал в протяжённости. (П. Гольбах, Ж. Ламетри)

В середине 19 в. возник так называемый вульгарный материализм, сводящий все мыслительные процессы к материальной основе (К. Фогт: мозг так же выделяет мысль, как печень – желчь, Я. Молешотт: химические процессы – универсальная основа объяснения духовной сферы, поэтому рабство ряда народов Юга – следствие употребления ими растительной пищи, Л. Бюхнер: классовые различия определяются наследственностью).

В 19 в. возникает марксистская материалистическая школа – диалектический и исторический материализм. Он избегает упрощённого понимания материи, не сводит её к веществу или к определённым свойствам вещества, признаёт бесконечное многообразие материальных форм. Высшей формой развития материи он считает возникновение человека как общественного существа. Сознание человека не сводится в марксистском материализме к материальному носителю – мозгу, оно считается продуктом и необходимым условием функционирования общества. Процесс познания в диалектическом материализме рассматривается как результат сложного процесса отражения объективного мира в сознании человека.

В особую форму можно выделить естественнонаучный, или стихийный материализм – до конца не осознанную установку исследователя, уверенность в объективном существовании природных закономерностей и в способность человека познать их.

В истории философии материалистические позиции могли сочетаться с деизмом – утверждением о том, что Бог лишь создал мир, который в дальнейшем стал развиваться по своим законам ( Р. Декарт, Г. Галилей, Д. Локк, И. Ньютон, М.В. Ломоносов).

Материализм также совместим с атеизмом (утверждение о том, что Бог не существует и к нему неприменимы характеристики материальных объектов – П. Гольбах, Д. Дидро, К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. Фейербах, О. Конт, В. И. Ленин).

8. Идеализм и его виды

И

деализм – термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи.

Согласно идеалистическим концепциям, физические объекты не существуют вне и независимо от сознания (т.е. вне их восприятия и мышления о них). Идеалисты считают, что человек может судить о существовании внешнего мира лишь при помощи своего сознания как средства обращения к физическому миру. То, что существует, существует не только посредством сознания, но и в сознании. Поэтому, чтобы физическое тело могло стать воспринимаемым для человека, оно должно существовать как идеальное. При этом представители идеализма никогда не утверждали, что физические объекты не существуют, но настаивали на том, что они не имеют субстанциональных свойств, совокупность которых могла бы быть подведена под категорию материи.

Идеализм – далеко неоднородное течение, имеются различные его виды. Основные формы идеализма – объективный и субъективный.

Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии – Платон, Плотин, Прокл; в новое время – Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель. Объективный идеализм утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. Объективным (или абсолютным) идеализмом называют философское учение Г.В.Ф. Гегеля, который считал, что физический мир представляет собой различные ступени реализации разлитого в природе сознания (Асболютной Идеи). Духовное и физическое синтезированы у него в независимой ни от чего духовной первооснове.

Субъективным идеализмом считаются концепции, в которых мир представлен как факт нашего (моего) сознания. Он наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте (18 в.). Духовное Эго очерчивает границы нашего познания – такой версии идеализма придерживался И.Г. Фихте.

Различаются многообразные формы идеализма в зависимости от того, как понимается духовное первоначало:

· как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм);

· единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм);

· разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм);

· чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм);

· незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм).

9. Детерминизм и его разновидности.

Причинность и телеология

Д

етерминизм (от лат. determino – отграничивать, определять границы) – учение о всеобщей закономерной взаимосвязи всего существующего.

Согласно этому принципу, для всякого явления имеются причины, его определяющие.

Принцип детерминизма стал одним из центральных в XVII-XVIII вв. и понимался как всеобщая причинная обусловленность всех явлений природного, социального, материального и духовного миров. Причинная связь сводилась к механической причинности, а объяснение любого явления означало поиск его причины. Такой детерминизм получил название механистического.

П. Лаплас полностью отождествил понятия причинности и детерминизма, исключив объективное существование случайности. Под впечатлением физики Ньютона Лаплас утверждал, что достаточно иметь полное описание состояния универсума в некоторый момент времени, «и ничто более не будет неопределённым, а будущее, подобно прошлому, предстанет перед нашими глазами». Он считал, что называемое нами случайностью – это результат ограниченности знаний.

Механистический детерминизм ограничивает свободу воли и снимает с человека ответственность за совершённые им поступки, превращая его в пассивное следствие внешних обстоятельств. Такой детерминизм часто переходит в фатализм – учение о неизбежности происходящего, невозможности его предвидения.

В общественных науках детерминизм связан с проблемами свободы личности и определяющих факторов исторического развития. Согласно марксизму, общество детерминировано экономическими факторами, а свобода личности ограничена классовым сознанием и другими социальными факторами.

Для психоанализа характерен детерминизм, связанный с сексуальными влечениями и потребностями общества в их утилизации.

Современный детерминизм выделяет различные формы закономерных взаимосвязей, помимо причинных, признаёт не только однозначный, но и вероятностный характер связей. Среди многообразных зависимостей выделяются функциональные, отношения симметрии, целевые.

Теория неравновесных систем – синергетика – внесла новое в учение о необходимой связи, понимая взаимосвязь причины и следствия не как однонаправленный, но как двусторонний процесс, с обратной связью.

Учению о причинной обусловленности (каузальности) противостоит телеология – учение о целесообразности всего существующего, о целевой детерминации отдельных сфер бытия. Телеология представлена в двух основных формах – как учение об имманентной цели, присущей каждой вещи, и как учение о цели, запредельной миру (трансцендентной). Особое значение для изменения понятия телеологии имеют открытия в области кибернетики, благодаря которым цель рассматривается как функция самоорганизующейся системы, направленная на сохранение её основного качества.