Смекни!
smekni.com

Учебное электронное пособие для бакалавров и специалистов дневного и заочного отделения (стр. 12 из 13)

36. Признание идеи творения мира Богом:

а) антропоцентризм;

б) провиденциализм;

в) креационизм;

г) теоцентризм.

37. Истоки, направленность, смыл исторического процесса – предмет…

а) истории философии;

б) философии истории;

в) социальной философии;

г) гносеологии.

38. Одно из основных направлений в философии, сторонники которого признают исходной, первичной субстанцией сознание, дух, идеальное –

а) материализм;

б) дуализм;

в) рационализм;

г) идеализм.

39. В какой картине мира природные и стихийные явления олицетворены в образах богов?

а) философской;

в) научной;

б) религиозной;

г) мифологической.

40. Мифологическое сознание – это особый тип освоения мир, в основе которого…

а) синтез чувственного и рационального, отсутствие чёткой грани между естественным и сверхъестественным, не объяснение, а подтверждение реальности;

б) требование истинности и обоснованности знания, системность и проблемность;

в) единство мировоззренческой установки, переживания и действия, вера в священное и признание его безусловной ценности;

г) эстетические ценности, потребности и способности.

41. Принцип, согласно которому всё сущее является закономерным, упорядоченным, причинно обусловленным:

а) индетерминизм;

б) детерминизм;

в) монизм;

г) дуализм.

42. Аксиологию интересует …

а) бытие как таковое;

б) законы познания бытия;

в) человеческое отношение к бытию и система ценностных представлений – о красоте, благе, справедливости и т.д.;

г) предсказание тенденций развития любого предмета, процесса.

43. Какое начало бытия НЕ может считаться таковым в объективном идеализме?

а) Бог;

б) Абсолютная идея;

в) Мировая Воля;

г) сознание индивида.

44. Очевидная реальность переживаний индивида признаётся в …

а) объективном идеализме;

б) субъективном идеализме;

в) механистическом материализме;

г) скептицизме.

45. Какие линии можно выделить в философии в зависимости от того, признается ли главным источником и проверочной инстанцией знаний опыт или разум?

а) материалистическую и идеалистическую;

б) монистическую или дуалистическую;

в) детерминистскую и индетерминистскую;

г) эмпиристскую и рационалистическую.

46. Как называется раздел философии, который занимается изучением природы религиозного опыта, его места в культуре и человеческом бытии?

а) теология;

б) религиозная философия;

в) философия религии;

г) теософия.

47. Какая из перечисленных черт характерна для науки как формы познания?

а) стремление к универсальным суждениям и открытию законов всего мирового целого;

б) поиск соотношения истины и ценностей, смысла, т.е. отношения человека к миру;

в) описание, предсказание определённых явлений, исследование конкретных объектов;

г) выработка способов приближения к Абсолютному, священному.

48. Понимание Бога в объективном (метафизическом) идеализме:

а) Абсолют, имеющий сверхличную природу;

б) Бог растворён в природе;

в) Сотворив мир, Бог больше не вмешивается в его существование;

г) Бог – создание человеческого ума.

49. Крайняя форма детерминизма, ограничивающая свободу действий и воли человека:

а) деизм;

б) атеизм;

в) индетерминизм;

г) фатализм.

50. Учение о целесообразности всего существующего:

а) детерминизм;

б) телеология;

в) теология;

г) синергетика.

51. К вечным проблемам человеческого бытия НЕ относятся проблемы …

а) первоначал бытия, возможности достижения истины;

б) сущности добра, красоты и справедливости;

в) происхождения и назначения человека;

г) глобализации.

52. Какой философский принцип предполагает пронизанность бытия причинно-следственными и другими связями?

а) детерминизм;

б) индетерминизм;

в) релятивизм;

г) солипсизм.

53. Общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний – предмет…

а) истории философии;

б) философии науки;

в) рационалистической философии;

г) теологии.

54. Выявление всеобщих закономерностей бытия (природного, культурно-символического, духовного, личностно-экзистенциального) – цель…

а) гносеологии;

б) аксиологии;

в) онтологии;

г) историософии.

55. В чём состоит онтологическая функция философии?

а) выведение фундаментальных гипотез существования всего сущего;

б) разработка, оценка допущений о характере познавательных процессов;

в) выявление оснований всех видов теоретического и практического опыта;

г) систематизация субъективного опыта.

56. Дуализм – это простейший вид…

а) плюрализма;

б) монизма;

в) скептицизма;

г) агностицизма.

57. Система сказаний, преданий, легенд, при помощи воображения объясняющая происхождение и протекание природных и социальных процессов – это …

а) религия;

б) искусство;

в) философия;

г) мифология.

58. Совокупность символических форм, воссоздающих действительность при посредстве эстетических законов, выразительных средств, художественных приёмов, в опоре на воображение и фантазию – это …

а) искусство;

б) наука;

в) философия;

г) религия.

59. Практическая деятельность людей и их общественные отношения – предмет исследования …

а) антропологии;

б) социальной философии;

в) историософии;

г) философии техники.

60. Принцип, согласно которому всё сущее является закономерным, упорядоченным, причинно обусловленным:

а) индетерминизм;

б) детерминизм;

в) монизм;

г) дуализм.

61. Взаимодействие между познающим субъектом и познаваемым объектом – предмет изучения …

а) социальной философии;

б) этики;

в) антропологии;

г) гносеологии.

62. Буквальный перевод термина «диалектика»:

а) рассмотрение единого мира бытия и мышления;

б) искусство вести беседу;

в) форма осмысления полярностей;

г) логика.

63. Какое мировоззрение порождается непосредственными условиями жизни и передающимся опытом людей, отражает представления здравого смысла и традиционные взгляды на мир и человека?

а) научное;

б) художественное;

в) обыденное;

г) философское.

64. Выберите высказывание, имеющее антропоцентристский характер:

а) Л. Фейербах: «Человек…единственный, универсальный и высший предмет философии»;

б) П. Фейерабенд: «Учёные должны стремиться создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями»;

в) К.А. Сен-Симон: «Путь построения нового общества, выгодного для наибольшей массы людей, лежит через расцвет промышленности и сельского хозяйства»;

г) Марк Аврелий: «Всё происходящее в мире – проявление промысла природы».

65. Позиция сенсуалистов в теории познания:

а) познавательный опыт складывается из восприятий;

б) чувственные данные не могут быть приняты в качестве исходного принципа философствования;

в) оптимальный метод познания – восхождение от очевидных общих и простых идей к сложным идеям;

г) логическая техника обеспечивает движение познания от понятия через суждения к умозаключениям.

66. В философском материализме первичным считается …

а) воля Бога;

б) объективная реальность, данная в ощущении;

в) духовная безличная субстанция;

г) сознание индивида.

67. Познавательная функция философии заключается в том, что она…

а) выявляет наиболее общие формы опыта, на которых базируется культура;

б) формирует представления об устройстве мира и месте в нём человека;

в) фиксирует в точных понятиях закономерности развития физической реальности;

г) исследует взаимоотношения Бога и человека.

68. Взаимоотношения человека и мира в процессе познания изучаются в…

а) онтологии;

б) гносеологии;

в) антропологии;

г) социальной философии.

69. Картина мира, в основе которой – множество субстанций:

а) монизм;

б) дуализм;

в) плюрализм;

г) монотеизм.

70. Какая из перечисленных проблем носит историософский характер?

а) проблема метода познания;

б) стадиальность исторического процесса;

в) смысл человеческой жизни;

г) смертность и бессмертие человека.

71. Признание существования в мире двух равноценных, самостоятельных субстанций:

а) рационализм;

б) дуализм;

в) монизм;

г) плюрализм.

72. Главная цель науки:

а) получение объективного знания о мире;

б) построение завершённой системы природы;

в) установление гармоничных отношений человека и Бога;

г) оправдание реального положения человека в социальной системе.

73. Признание Бога «растворённым» в природе:

а) пантеизм;

б) теоцентризм;

в) теизм;

г) деизм.

74. Раздел философии, изучающий человеческое поведение и совместную жизнь людей в аспекте их обусловленности законами свободы, наука о морали:

а) эстетика;

б) эсхатология;

в) этика;

г) экология.

75. Согласно эмпиризму, важнейшим структурным элементом познания является…

а) опыт;

б) деятельность разума;

в) априорные формы познания;

г) упорядочивающая деятельность рассудка.

76. Интегративная функция философии заключается в том, что она…

а) сводит знания, доставляемые различными дисциплинами, в единую целостную научную картину мира;

б) разрабатывает методологию естественнонаучного и социального познания;

в) занимается теоретическим осмыслением мира ценностей;

г) исследует мир в целом и положение человека в нём.

77. Синонимами философского мировоззрения выступают понятия:

а) теоретическое, интеллектуальное;

б) житейское, повседневное, ненаучное;

в) эстетическое, этическое, этническое;

г) научное.

78. Декарт предполагал сосуществование двух субстанций – мыслящей и протяжённой, поэтому его концепцию можно назвать…