Смекни!
smekni.com

Образ мира интернет-пользователей с разной степенью вовлеченности в интернет (стр. 2 из 15)

Далее рассмотрим как взаимосвязаны образ мира и реальность. Во-первых, образ мира образ мира образуется при взаимодействии человека с миром и таким образом мир определяет образ. С другой – образ мира влияет на деятельность человека и играет определенную роль в развитии личности.

На протяжении жизни человека образ мира претерпевает постоянные изменения в связи с объективными изменениями самого человека. А. Н. Леонтьев в своей работе «образ мира» пишет : « в процессе своей детальности индивиды строят образ мира – миры в котором они живут, действуют, который они сами представляют и частично создают; это –знание о том, как функционирует образ мира , опосредуя их деятельность в объективно реальном мире». [20; 114]

С. Д. Смирнов в монографии «Психология образа: Проблемы активности психического отражения» выделяет ряд свойств, характеризующих понятие «Образа мира». Среди них:

1) образ мира не складывается из образов отдельных явлений и предметов, а с самого начала развивается и функционирует как некоторое целое. Это значит, что любой образ есть не что иное, как элемент образа мира, и сущность его не в нем самом, а в той функции, которую он выполняет в целостном отражении реальности. Эта характеристика образа мира определяется взаимосвязями и взаимозависимостями между элементами самой объективной реальности;

2) любой образ есть ничто иное, как элемент образа мира;

3) образ мира в функциональном плане предшествует актуальной стимуляции и вызываемым ею чувственным впечатлением.

4) в качестве главной составляющей познавательного образа выступает познавательная гипотеза, формируемая на основе образа мира в целом, то из этого следует, что сама гипотеза на уровне чувственного познания должна формулироваться на языке чувственных впечатлений;

5) деятельностная и социальная природа образа мира обеспечивает ему возможность функционирования в виде активного начала отражательного процесса.[39;115]

Смирнов отмечает, что главный вклад в процесс построения образа предмета или ситуации вносят не отдельные впечатления, а образ мира в целом. Образ мира не выступает в качестве промежуточной переменной, которая обрабатывает, модифицирует и превращает в чувственный образ сенсорные полуфабрикаты, появляющиеся в результате воздействия стимуляции на органы чувств, наоборот, сенсорные «полуфабрикаты уточняют и подтверждают и перестраивают исходный образ мира».[38;76]

Можно подытожить, что реальность детерминирует образ мира, будучи уже построенным также оказывает влияние на внешний мир через активность индивида . Этот процесс взаимного влияния является постоянным. Важной теоретико-прикладной проблемой является степень соответствия образа мира и реальности.

Вот , что пишет по этому поводу Леонтьев А. Н.: образ мира может быть более или менее адекватным, более или менее полным или ложным, но это есть первая возможная форма представления реальности. [20;67]

В русле когнитивистки ориентированных исследований этот вопрос о взаимосвязи образа мира с реальным миром является ключевым. Представитель когнитивного направления К. Эттнив отмечает: «Мы наивно полагаем, что окружающий нас мир нам дан; он просто существует… Нам всем кажется, что мы воспринимаем окружающий мир совершенно прямым образом. Однако кажущаяся непосредственность этого опыта должна быть более или менее иллюзорной, поскольку мы знаем, что каждый бит получаемой информации о явлениях внешнего мира проходит через наши органы чувств…. Вся эта информация опосредуется рецепторной активностью и передается в мозг в форме кодов, так что то, что мы переживаем как «реальный мир» находящийся вне нас самих, не может быть не чем иным, как репрезентацией внешнего мира».[40; 215]

Интересно этот вопрос решается в русле социального конструктивизма (К. Джерджен, Р. Харре). Исследователи, представляющие данный подход отмечают, что человек конструирует посредством языка повседневную реальность и наделяющих ее смыслом и значением. Как отмечает Е. В. Якимова, основателем социального конструкционизма К. Джердженом были выделены основные теоретические предпосылки данного направления:

1) термины, посредством которых люди объясняют себе мир и самих себя в этом мире, не задаются предметом объяснения, они представляют собой социальные артефакты, то есть продукты исторического и культурного взаимообмена между членами социальных сообществ;

2) слова приобретают свое значение исключительно в контексте текущих социальных взаимоотношений и носят межиндивидуальный характер;

3) степень устойчивости того или иного образа мира во времени не зависит от объективной ценности предложенных объяснений, она определяется превратностями и перипетиями социальных процессов;

4) роль языка в жизнедеятельности людей детерминируется характером его функционирования в рамках принятого типа отношений между ними. Языковые модели обретают ценность и целостность внутри конкретного типа социальных отношений;

5) конструкционистская интерпретация знания открывает новые горизонты развития науки и пытается переосмыслить ее социальное назначение. Одна из задач науки – реконструкция или моделирование новых форм социальной реальности и практики в процессе трансформации культуры.[45]

Е.А. Климов, в книге: «Образ мира в разнотипных профессиях» указывает, что важнейшей составляющей трудовой деятельности является образ мира профессионала, который у разнотипных профессионалов является различным и различным образом влияет на их активность и психические процессы. Индивидуальный образ мира определяется индивидуальной активностью, то есть системой реализуемых деятельностей (образом жизни).[14;89]

Итак, образ мира отражает реальность в разной степени адекватности, но у человека нет иной возможности взаимодействия с миром, как только через свои органы чувств. Поэтому мы конструируем этот образ основываясь на культурных. Социальных, особенностях. Образ мира рассматривается как индивидуальный или культурно обусловленный феномен. [34; 137] Человек с древнейших времен обладал целостной системой представлений о себе и окружающем мире, о своей роли и месте в нем, о пространственной и временной последовательности событий, их причинах, значении и целях. Такой целостной системой мироустройства обладает каждая культура, внутри которой формируется мировоззрение отдельной личности. С развитием цивилизации и накоплением огромного объема разнородной информации посредством научных открытий, образ мира потерял свою внутрикультурную целостность и стал чрезвычайно вариативен. Образ мира стал представлять собой целостную конструкцию мира из выделенных сознанием элементов, актуально значимых, ценностных и относительно непротиворечивых для отдельной человеческой личности. Образов мира существует столько, сколько их носителей, и каждый человек является конструктором собственного мира. В обыденной жизни мир и образ мира слиты в единое целое. [31; 50-52]

Субъективный образ мира имеет базовую, инвариантную часть, общую для всех ее носителей, и вариативную, отражающую уникальный жизненный опыт субъекта. Инвариантная часть формируется в контексте культуры, отражая ее систему значений и смыслов. Изменчивость ее определяется той социокультурной реальностью, в которую погружен человек. Реалии современного мира затрудняют использование традиционных паттернов культуры вследствие его изменчивости. Поэтому каждое новое поколение «создает» такой образ мира, который позволяет ему адекватно адаптироваться в мире и адекватно воздействовать на этот мир.[2; 114]

Леонтьев А. А. указывают, что наряду с индивидуальными вариантами можно говорить о системе инвариантных образов мира, точнее абстрактных моделей, описывающих общие черты в видении мира различными людьми. Такой инвариантный образ мира непосредственно соотнесен со значениями и другими социально выработанными опорами, а не с личностно-смысловыми образованиями как таковыми [16,29].

Формирование и содержательное наполнение образа мира берет свое начало в ранние годы. Представления об окружающем мире зависят от комплекса социальных условий. «Какими сведениями о нашем мире обладает ребенок, зависит прежде всего от социального окружения: семьи или взрослых, заменивших семью; национальных традиций ближайшего окружения; места жительства (город, село, хутор и др.) и других факторов. Благодаря особенностям той культуры, в которую вошел ребенок фактом своего рождения, у него формируется особенное представление о мире» [20;215]. Конкретика содержательного наполнения образа мира, помимо исторических и этнокультурных особенностей, имеет возрастную и субкультурную специфику.

Чем динамичнее культура, тем заметнее, что каждое новое поколение имеет отличный от других поколений свой образ мира. Понимание особенностей «своего» образа мира наиболее наглядно через противопоставление с другим (в первую очередь «чужим») образом мира. В этом контексте особенности образа мира более детально раскрываются через бинарную оппозицию «свой / чужой».[4; 76]

Итак, образ мира не является полностью универсальным, содержит общекультурные и уникальные составляющие. Общие части образа мира могут характеризовать определенные социальные группы, выделенные по возрастному, этническому, профессиональному, историческому признакам. Таким образом, у нас есть основания предполагать, что можно обнаружить общие составляющие образа мира у интернет пользователей, как людей определенной возрастной группы, имеющих общий опыт общения и деятельности в специфической среде.

В своей научной работе «Проблема диагностики индивидуальных и коллективных представлений о мире» Смиронов В.М. приходит к выводу о том, что все индивидуальные модели мира построены на четырех обобщающих категориях миропонимания: хаотичность, антагонистичность, механистичность, организмичность.

Также в индивидуальной модели мира выделяется двенадцать наиболее часто встречающихся критериев оценки субъективного отношения к миру и миропонимания, на основе которых личность строит свое взаимодействие с миром: