Смекни!
smekni.com

Образ мира интернет-пользователей с разной степенью вовлеченности в интернет (стр. 7 из 15)

1.4 Выводы по первой главе

1. В отечественной психологии большинство исследований образа мира осуществлялось в рамках деятельностного подхода, в котором рассматриваются: понятие образа мира как социального и деятельностного феномена; структура образа мира; соотношение образа мира с реальностью; взаимная детерминация образа мира и реального мира через деятельность и общение. В зарубежной психологии в русле когнитивно - ориентированных исследований рассматривается проблема влияния самого субъекта на процесс переработки информации, то есть проблема образа мира как личностного феномена; в работах представителей социального конструкционизма образ мира рассматривается как продукт социального взаимодействия.

2. Образ мира содержит общекультурные и уникальные составляющие. Общие части образа мира могут характеризовать определенные социальные группы, выделенные по возрастному, этническому, профессиональному, историческому признакам. Таким образом, у нас есть основания предполагать, что можно обнаружить общие составляющие образа мира у интернет пользователей, как людей определенной возрастной группы, имеющих общий опыт общения и деятельности в специфической среде.

3. В индивидуальной модели мира В.М. Смиронов выделяет наиболее часто встречающиеся критерии оценки субъективного отношения к миру и миропонимания, на основе которых личность строит свое взаимодействие с миром, которые образуют четыре обобщающих категориях миропонимания: хаотичность, антагонистичность, механистичность, организмичность. Это позволяет диагностировать индивидуальные и коллективные представления о мире. Измерение образа мира возможно посредством психосемантического дифференциала, который позволяет реконструировать личностные смыслы, социальные установки, стереотипы. Каждый такой фактор в семантическом дифференциале является имплицитным смысловым конструктом, выражающим значимость для субъекта объекта и явлений действительности.

4. Понятие «вовлеченность» используется в психотерапии, организационной психологии, психологии рекламы для обозначения особенности активности субъекта, реализуемой в формате деятельности и общения, имеющей позитивный смысл для самого человека. Обобщив понимание слова в разных контекстах сформулируем рабочее определение понятия: вовлеченность в интернет – это активность, проявляемая в интернет пространстве, имеющая различную интенсивность и продолжительность, характеризуемая эмоциональной, поведенческой и когнитивной сторонами. Эмоциональная составляющая - это переживание эмоций при осуществлении активности, связанных с объектом и самим субъектом; когнитивная составляющая отражает представления, мысли, убеждения относительно объекта активности; поведенческая - представляет формы и количественные характеристики реализуемой активности.

5. К особенностям общения в интернете можно отнести следующее: анонимность, своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации, добровольность и желательность контактов, затрудненность эмоционального компонента общения, стремление к нетипичному, ненормативному поведению, расширения форм интернет коммуникации. Таким образом, интернет общение может способствовать раскрытию творческого потенциала личности, преодолению психологических барьеров, препятствующих реальному общению. При этом слишком высокий уровень включенности в виртуальную среду может способствовать формированию зависимости. В случае использования интернета, не достигающего уровня зависимости можно предположить наличие как позитивных, так и негативных следствий для личности и ее активности в реальном мире. Деятельность в сети может быть охарактеризована при помощи традиционных понятий теории деятельности.

6. К психологическим особенностям Интернет-культуры относят следующие: стимулирование формирования специфической картины мира, в которой отражается информации о случайном, новом, ненормативном, не вписывающемся в жесткие рамки устоявшихся представлений; восприятия мира Интернета как открытого, независимого и, в то же время как навязывающего правила, нормы, оказывающего давление на личность. Таким образом, можно утверждать, что вовлеченность в интернет способствует складыванию специфического образа мира, в тоже время особенности виртуальной среды оказываются привлекательны для группы, обладающей определенными личностными характеристиками. Это позволяет обосновать необходимость исследования именно взаимосвязи данных феноменов. При этом не ясно, как связаны различные составляющие вовлеченности в интернет и особенности образа мира на смысловом уровне.

Раздел II. Эмпирическое исследование особенностей образа мира у интернет-пользователей с разной степенью вовлеченности

2.1 Обоснование гипотезы

Наша гипотеза заключается в следующем: с ростом вовлеченности в интернет изменяется образ мира: снижается оценка его активности; привлекательности; изменяется метафорическая модель мира, используемая для понимания мира

Для ее обоснования можно обратиться к мнению Чудовой Н. В., которая пишет о том, что если использование интернета обусловлено прагматическим целями, осознанными потребностями, то он не становиться особой реальностью в жизни пользователя.

«Если же пребывание в Интернете из цели превращается в мотив, то информационные возможности Сети позволяют человеку осуществлять погружение в виртуальную реальность - целостную, активную и автономную среду обитания».[43]

Но в сетевом взаимодействии человек вступает в опосредованный интерфейсом контакт не только с самим собой, но и с реальным миром, поскольку, Интернет-ресурсы поддерживают не только фактический диалог. Поэтому в целом механизм «встречи в субъективном пространстве» и в Интернет-среде позволяет осуществить полноценную познавательную активность. В связи с этим само создаваемое субъективное пространство, отличается от описанного Е. Ю. Артемьевой, так как возникает во внешнем плане, хотя и обладающим лишь знаковой воплощенностью, мире [5]. Итак, Интернет обладает качествами, позволяющими его сравнивать с реальностью по степени ее значимости для человека, погруженными в виртуальность.

Если интернет становиться миром для пользователя, то вероятно происходит трансформация оценок реальности. По определению Короленко и Сигала [23], по мере пребывания интернет-пользователя в сети, уходя от реального мира, он обустраивает или создает интернет мир, тем самым обесценивая мир реальный. Чрезмерная увлеченность Интернетом заставляет многих людей проводит все больше времени в Сети. Возможность уйти от реальности: на сегодняшний день можно утверждать, что Интернет стал одним из видов "буферной" реальности, предохраняющей личность от прямого соприкосновения с реальным миром, реальным человеческим общением. Неспособность контролировать пребывание в виртуальных мирах может привести к тому, что реальный мир потеряет свою привлекательность. Итак, по мере погружения в интернет происходит снижение значимости, привлекательности реальности.

Одним из способов понимания реального мира являющегося сложным и важным объектом для человека является использование метафор и образов. Активная деятельность в новом жизненном пространстве, вероятно, скажется и на метафорическом образе мира. Каким образом взаимосвязаны метафорическая модель мира и вовлеченность в интернет предсказать достаточно сложно в виду недостаточности данных, но можно предположить, что будет снижаться выраженность организмической модели, свидетельствующая о комфортности, гармоничности реальности для человека.

2.2 Методики исследования

Итак, мы рассмотрели основные проблемы в разработке понятия образа мира и особенностей среды Интернет.

Проведенное нами эмпирическое исследование включает в себя следующие этапы:

1. Содержательный анализ существующих методик изучения образа мира.

2. Эмпирическое исследование.

3. Анализ полученных данных.

В эмпирической части нашей работы мы ставили перед собой следующие задачи:

1. Выявить особенности активности в сети у пользователей Интернет.

2. Выявить модель мира интернет-пользователей.

3. Исследовать взаимосвязи между уровнем вовлеченности в интернет и показателями образа мира.

В соответствии с целью и задачами исследования были выбраны следующие методики: