Смекни!
smekni.com

Образ мира интернет-пользователей с разной степенью вовлеченности в интернет (стр. 3 из 15)

1. Оценка развития человеческого общества/цивилизации

2. Отношение к жизненным и личным проблемам

3. Отношение к законам «земным» и «высшим».

4. Взгляд на соотношение добра и зла в мире.

5. Оценка предсказуемости мира и человеческой жизни.

6. Взгляд на природу изменений в мире и человеческом обществе.

7. Оценка роли Человека в мире.

8. Отношение к возможности познать мир.

9. Взгляд на цель и смысл человеческого существования

10.Отношение к Другому через отношение к миру.

11.Взгляд на создание и устройство мира.

12. Метафорическое представление о мире

Как считает автор через указанные 12 критериев как 12 аспектов субъективного мироотношения и миропонимания проявляют себя хаотичность, антагонистичность, механистичность и организмичность как обобщающие категории миропонимания [37].

Этим автором также был предложен ряд диагностических методик исследования представлений о мире. В нашей работе будет использована его авторская методика социально-психологического анализа индивидуальной модели мира.

Измерение образа мира возможно посредством психосемантического дифференциала. Метод Семантического Дифференциала позволяет измерять коннотативное значение, то есть то состояние, которое следует за восприятием символа-раздражителя и необходимо предшествует осмысленным операциям с символами. Коннотативное значение связано с личностным смыслом, социальными установками, стереотипами и другими эмоционально насыщенными, слабо структурированными и мало осознанными формами общения. Его близким аналогом в понятийном аппарате нашей психологии является понятие личностного смысла.[37]

Каждый такой фактор (в семантическом дифференциале) является имплицитным смысловым конструктом, и представляет собой по словам Д.А. Леонтьева «… устойчивую категориальную шкалу, представленную в психике субъекта на уровне глубинных структур образа мира, выражающую значимость для субъекта определенной характеристики (параметра) объектов и явлений действительности (или отдельного их класса), и выполняющую функцию дифференциации и оценки объектов и явлений по тому параметру, следствием которой являются приписывание им соответствующего жизненного смысла»[22;217]

В.Ф. Петренко (Психосемантика ментальности: коммуникативный аспект) пишет, что простой опрос (основа социологических методов) оказывается мало эффективным для изучения глубинных пластов образа мира. Специфика психосемантического подхода заключается в том, что анализ структур сознания, реконструкция системы значений исследуются в «режиме употребления», а не интроспективно. Субъект что-либо классифицирует, оценивает, шкалирует, выносит суждения о сходстве и различии объектов. Респондент может легко порождать, в рамках заданной ему инструкции, множество частных суждений, не осознавая ту имплицитную модель личности, на основе которой он и выносит эти суждения.

С. Д. Смирнов предложил различать ядерные и поверхностные структуры образа мира. Он пишет: «образ мира является ядерным образованием по отношению к тому, что на поверхности выступает в виде чувственно (модально) оформленной картины мира [40;78]. Ядерные структуры – это представление мира Их можно (по функции) определить как фундаментальные опоры существования человека в качестве сознательного существа, отражающие его действительные связи с миром и не зависящие от рефлексии по их поводу. Поверхностные структуры- знание о мире связаны с познанием мира как специальной целью, с построением представления о нем (менее и более глубокого). [29; 97]

Структура образа мира по А. Н. Леонтьеву включает в себя в качестве компонентов: чувственную ткань образа, значение и личностный смысл.
1. Значение — это «ставшее достоянием моего сознания в более или менее своей полноте и многосторонности обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания или даже умения, как обобщенного «образа действия», нормы поведения и т.д.». Предметный мир выступает в значении, то есть картина мира наполняется значениями.

2. Личностный смысл - это пристрастное отношение субъекта к миру, выраженное в значениях, неразрывно связанное с мотивами личности и ее общей направленностью. Личностный смысл проявляется в эмоциональной окраске, неосознаваемых установках или готовности. Осознанный личностный смысл подразумевает представленность его субъекту в языковой форме. «Смысл в нашем понимании есть всег­да смысл чего-то и для кого-то— смысл определенных воздейст­вий, фактов, явлений объективной действительности для конкрет­ного, живущего в этой действительности субъекта»[21;96].
3. Чувственная ткань - это чувственная данность мира в форме представлений, наглядных впечатлений, образов, которые порождаются в практической деятельности и выступают связующим звеном между субъектом и внешним миром.[10;67]
Значение и смысл фактически сливаются в едином образа мира.

В.П. Зинченко выделяет:

1. Значение - первая образующая рефлексивного слоя сознания. Это - мир идей, понятий, житейских и научных знаний

2. Смысл - вторая образующая рефлексивного слоя. Это - мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций, аффектов

3. Биодинамическая ткань движения и действия - образующая бытийный слой. Это - мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится.

4. Чувственная ткань - образующая бытийного слоя сознания. Это - мир представлений, воображения, культурных символов и знаков [11;23].

Е.Ю Артемьева выделяет три слоя субъективного отражения и соответственно три слоя модальных представлений:

1) «перцептивный мир» - перцептивная модель множества воспринимаемых предметов, среди которых, конечно, и тело самого субъекта;

2) «картина мира» – структурированная совокупность отношений к объектам мира, которая является синтезом частных модальных семантик. «Предметный мир выступает в значении, то есть картина мира наполняется значениями. Природа значения - во всей совокупности человеческой практики, которая в своих идеализированных формах входит в картину мира»[21;116]

3) самый глубокий слой – «образ мира» - модель целостной, глобальной и надмодальной системы ожидания воздействия мира. «Становление образа мира у человека есть его переход за пределы непосредственно чувственной картинки. Образ не картинка!»[22]

Реалистическая модель мира должна отражать взаимодействие этих слоев. Также Е.Ю. Артемьева указывает, что образ мира - не субъективная модель объектов мира и связей между ними, а сам субъективный мир [17; 301].

Представление мира и знание о нем существуют совместно и на дальнейших стадиях общественного и индивидуального развития – "в одном и том же обществе и часто – быть может, всегда – в одном и том же сознании" [2; 211]. Таким образом, представление мира – предметного и социального – составляет основу психической (сознательной) жизни и деятельности субъекта, является фундаментальным условием развития его познавательных процессов.

Поскольку представление мира есть опорное условие психической жизни, которое обычно не рефлексируется субъектом, то обнаружение, открытие его "для себя" происходит преимущественно в форме специфических непосредственных переживаний, чувств. Это, в частности, чувство внутренней определенности, самоочевидности чего-либо (в том числе самого себя), которое и является подчас единственной опорой возможности указания на его существование. Трудность фиксации и описания таких чувств заключается в том, что внешне они как бы не имеют специальной предметной отнесенности. Однако их описания можно встретить в психологии мышления, в том числе в классических ее направлениях.

Ядерные и поверхностные структуры различаются по функциям, но не по своему психическому материалу. Образ (представление) мира как предмет объективного психологического изучения не существует "сам по себе": выделить и описать "чистый" фон наших восприятий, переживаний, знаний о мире фактически невозможно . У ядерных структур нет никакой иной, самостоятельной области реальных проявлений (и никакого особого языка), кроме той же самой действительности психической жизни, частью (куском) которой являются они сами. Поэтому положение об амодальности образа мира не должно быть поводом для поиска какой-то новой, еще не открытой "внемодальной" реальности. Ядерные структуры образа мира амодальны в том смысле, что они безразличны по отношению к модальности своего поверхностного оформления. Они могут находить свое воплощение в любой конкретной сфере психической действительности. [14; 274]

Психическая деятельность как его взаимодействие с чувственно воспринимаемым или познаваемым объектом предполагает в качестве своего условия наличие этого объекта. Весь окружающий субъекта мир должен быть открыт, представлен ему определенным образом, стать для него также целостной психической реальностью. Этим и обосновано введение понятия представления мира как психического. [21; 229]

Восприятие любого объекта или ситуации, конкретного лица или отвлеченной идеи определяется целостным образом мира, а он всем опытом жизни человека в мире, его общественной практики. Образ мира отражает тот конкретно-исторический, экологический , социальный, культурный фон, на котором разворачивается вся психическая деятельность человека.

Представление мира есть опорное условие психической жизни, которое обычно не рефлексируется субъектом, обнаружение, открытие его «для себя» происходит преимущественно в форме специфических непосредственных переживаний, чувств. Это чувство внутренней определенности, самоочевидности чего-либо, которое является подчас единственной опорой возможности указания на его существование. Трудность фиксации таких чувств заключается в том, что внешне они не имеют специальной предметной отнесенности. [2; 75]