Смекни!
smekni.com

Мадагаскар (стр. 12 из 29)

Из всего вышесказанного следует, что колониализм и неоколониализм как формы доминирования западных государств над “третьим миром” серьезно подорваны. Благодаря целенаправленным усилиям СССР и его сателлитов в Восточной Европе африканские страны существенно преобразились по сравнению с колониальным прошлым. В 1960 году был совершен переход от примитивной колониальной системы к политической свободе и неоколониализму в экономической сфере. В 1980 - 90-е годы можно констатировать глубочайший кризис неоколониализма: африканские страны не могут более быть управляемы неоколониальными методами. Это долгая тема для разговора, но это так.

Мадагаскар - самая рядовая иллюстрация всего процесса. Получив политическую независимость в 1958 - 60-х годах, он был готов к тому, чтобы к нему в полной мере применили весь набор методов по установлению неоколониального господства. Так и случилось: на острове были посажены марионетки, куплено и подкуплено все, что нужно и можно.

В 1975 - 80-х годах, оставаясь экономически зависимым, Мадагаскар все больше переставал быть управляемым и начал последовательно генерировать антизападную политику. Падение власти Рацираки вовсе не означало краха коммунистических идей. Оно означало только то, что Мадагаскар достиг баланса сил внутри своего общества, который не позволял утвердиться какой бы то ни было одной прочной власти. И сейчас любая власть на острове не постоянна, крайне шатка и держится только на перманентных денежных инвестициях со стороны. По сути, Мадагаскар объявил тренд на такого рода инвестиции. СССР и другие страны к этому времени уже не существующего социалистического блока не отреагировали на предложение о финансировании Мадагаскара, но западные страны откликнулись весьма живо и заинтересованно. Все происшедшее воспринимается ими как крах коммунизма - учения, враждебного западной социо-культурной системе, - и возможность восстановления своего доминирования на Мадагаскаре и в “третьем мире” в целом.

После того, как в СССР перестали интересоваться утопией под названием коммунизм, там почему-то решили, что всё говорившееся противниками последнего - сущая правда, и стали повторять, а иногда даже пытаться реализовать то, что утверждали и советовали западные “эксперты”. В частности, много стали говорить о цивилизованной рыночной экономике - таком же фантоме на глобальном рынке, как и коммунизм.

Рыночная экономика в ее современном виде есть только проводник политики западных государств, по сути дела - синоним неоколониализма. И когда Россия начинает следовать принципам свободной конкуренции, когда аналогичное всё чаще позволяют себе бывшие колонии в отношении своей экспортной продукции, например, кофе, это означает полный крах неоколониализма и переход его на принципиально иной уровень. Стандарты рыночной экономики в применении к странам Запада фактически разрушают их основы. Рыночная экономика для западных стран может существовать только при экономической зависимости от них всего остального мира, но применение рыночных принципов по отношению к самим западным странам ведет к их разорению - это более, чем очевидно.

Естественно, российским компаниям стоит продолжать декларировать самые прогрессивные рыночные принципы и настаивать на последовательном их соблюдении. Итогом будет только всё большее экономическое ослабление западных стран и утверждение России в мире как новой экономической супердержавы. Россия не завязла в неуправляемом “третьем мире” и может формировать свою экономическую политику намного гибче и свободнее, чем современные западные страны.

Пусть эти рассуждения не покажутся Вам слишком общими: они крайне важны для понимания того, что происходит на Мадагаскаре в последние несколько лет. По сути, здесь, как и в остальной Африке, пытаются восстановить неоколониальный режим без учета того, что ситуация в мире радикально изменилась и Африка стала практически неуправляемой, то есть реально свободной в том смысле, что она более не может быть управляема любым из государств Запада или иного региона. Она может пребывать в нищете, но здесь ведь никто не воспринимает базисный уровень жизни как нечто странное или неестественное - напротив, это самая естественная форма для Африки. Происходит “африканизация” Африки, и аналогичный процесс идет на Мадагаскаре. Важным следствием его является то, что сколько в Африку сейчас не инвестируй денег и сколь целенаправленно не подкупай текущее начальство, это не может дать надежных результатов - пустая трата денег. Западным людям это, видимо, сложно понять, а западным компаниям, в общем-то, некуда деваться. Перейти же на свои знаменитые рыночные принципы они не хотят и не могут по множеству причин.

* * *

Итак, с момента ослабления власти Рацираки начинается новый этап в истории Мадагаскара - этап пост-неоколониализма и попыток западных стран, прежде всего Франции, восстановить доминирование на острове. Переход к нему был достаточно плавным и продолжался при вполне хаотичном состоянии дел на Мадагаскаре - только во время правления Рацираки в политическом и экономическом хаосе преобладали социалистические нотки и явный антизападный курс, а в период изменения политического курса стали доминировать прозападные ориентации. Тем не менее, Мадагаскар от этого сильно не изменился. К концу 1980-х годов он стал совершенно неуправляемым государством с массой политических партий, этническими и региональными противоречиями, активизация любого из которых вела к волнениям и росту нестабильности на острове, когда все сразу забывали об экономике, бросаясь разрешать очередной конфликт. Нетрудно представить, сколь приятные условия гарантировало это иностранным инвесторам.

Основные события описываемого периода были следующими.

В 1987 году вспыхнули волнения по серьезному поводу: население страдало от очевидного недостатка продуктов питания. Первыми забастовали докеры порта Тоамасина. Одновременно в четырех наиболее крупных городах острова начались выступления, направленные против индийской общины Мадагаскара. Индусы на острове, как и во многих других местах мира, занимались торговлей и, вероятно, стали слишком явно наживаться на недостатке продуктов питания. Прошла серия погромов, в ходе которых 183 магазина и 43 дома - всё индусские владения - оказались разрушены. Были также раненые и убитые.

В том же 1987 году начались очередные волнения студентов. Снова речь шла о реформе образования, снова что-то было не так. Студенты захватили кампусы и объявили забастовку на 6 месяцев. Правительство направило против них войска, были убитые и раненые. Реформы начались, но студенты все равно остались вечной оппозицией правительству на Мадагаскаре и даже в ходе реформ продолжали требовать его отставки.

В тот же период на Мадагаскаре активизировалось большое количество партий, в том числе стали набирать силу те из них, что носили откровенно прозападный характер, и прежде всего - Партия Демократических Мальгашских Христиан, базировавшаяся в Париже и пытавшаяся объединить католиков острова в борьбе против Рацираки и его социалистических реформ. Партия носила откровенно марионеточный характер и получала финансирование из Франции.

Вполне очевидно, что Рацирака в такой ситуации не мог дольше удерживать власть. Он сделал последнюю попытку спасти положение, нанеся визиты в Москву и Париж в сентябре 1988 года. Вероятно, речь шла о кредитах, и столь же вероятно, что кредитов не было. В любом случае, сделать что-либо было сложно: Москва в это время больше интересовалась своей перестройкой, чем африканскими страстями, а Париж настаивал на возвращении к прежним стандартам “мира и дружбы” между Мадагаскаром и Францией. Основным вопросом на встрече Рацираки с Миттераном было возвращение долга Мадагаскара. Переговоры привели к некоторым определенным договоренностям. В частности, Франция стала снабжать Мадагаскар школьными учебниками (до этого обучение на острове велось, в основном, на местном языке, и переход к преподаванию на французском во многом был симптоматичен).

На Мадагаскаре снова начинались серьезные волнения. У Рацираки появились сильные противники, предлагавшие самые различные способы решения проблем. Были и свои радикалы, в частности, Монда Жоан - сторонник крутых мер, рекомендовавший для решения проблем острова ввести казни без суда и следствия. Предложенная мера относилась ко всем врагам Мадагаскара, и кто мог угодить в их категорию, сказать сложно.

В 1989 году состоялись очередные президентские выборы. Как ни странно, Президентом был избран Рацирака... Казалось бы, все говорило о том, что он доживает в качестве главы государства последние дни, но несмотря на это и на мощную оппозицию, выборы показали, что 61.64 % избирателей поддерживают именно его. Рацирака стал народным избранником на третий срок. Говорилось, что за Рацираку проголосовали, в основном, сельские районы, города же были настроены против него.

Естественно, всплыли старые мадагаскарские истории с умелыми подсчетами голосов. Оппозиция громко и, скорее всего, обоснованно настаивала на том, что оглашенные результаты голосования некорректны. Но когда они были корректными на Мадагаскаре и в Африке вообще? В некоторых случаях официальные власти признали, что не все было, к сожалению, честно, но уж что сделано, то сделано, и новые выборы проводить не стали - и так все ясно... Рацирака продолжал править островом.

С мая 1989 года и на протяжении всего 1990 года остров был охвачен волнениями: проходили бесконечные демонстрации в поддержку кого-то и чего-то, в демонстрантов стреляли, были жертвы; различные партии объединялись в различные блоки, которые моментально запрещались президентом страны; правительство проводило одну перестановку за другой, и так далее. Этот период можно кратко назвать обычной борьбой за власть: одни хотели удержать ее любыми средствами, другие хотели ее захватить теми же средствами. Совершенно естественно стали нарастать расхождения в числительных. Например, в мае 1990 года группа военных захватила радиостанцию и начала призывать в открытом эфире к свержению Рацираки; военных удалили со станции понятно каким путем. Официальные сообщения говорили, что столкновение повлекло за собой пять жертв, оппозиция утверждала, что 50... Примеры можно было бы продолжить.