Смекни!
smekni.com

Мадагаскар (стр. 25 из 29)

23. Современное состояние Мадагаскара нельзя воспринимать вне его связи с историей и изменениями в мире в целом. Сколь бы зависимым ни казался современный Мадагаскар, в ближайшей перспективе он станет вполне самостоятельным государством. Это не парадокс, но реалии “третьего мира”.

Независимый Мадагаскар вряд ли будет мощным и процветающим государством - независимый Мадагаскар, скорее, станет государством, с которым ни у кого не возникнет желания связываться. Его независимость - аналог независимости Уганды после Амина или современного стремления к независимости Руанды и Бурунди: в таких странах зарубежным компаниям просто страшно работать. Мощный подъем общественной мысли на Западе в связи с Руандой и Бурунди, объясняется очень просто: дело в том, что такие страны как Бельгия, Франция и ФРГ сделали очень значимые инвестиции в кофейные плантации двух африканских стран, и теперь, наряду с некоторыми другими западными государствами, активно заинтересованы в стабильности Руанды и Бурунди. Пока гуту убивали тутси, но при этом все-таки собирали урожаи, всё было спокойно. Когда же тутси начали убивать гуту, а те побежали в Заир, бросив очередной урожай, это вызвало подъем гуманизма на Западе: тутси традиционно были лидерами и на плантациях никогда не работали, а кофейные зерна для Бельгии всегда собирали гуту - вот и причины обеспокоенности стран “рыночной экономки и информационного общества”.

Мадагаскар идет по такому же пути, что естественно для пост-неоколониальных отношений западных государств и их бывших колоний по всему миру. Обратите на него самое пристальное внимание: российским компаниям, работающим на международном рынке, исключительно важно это учитывать.

Степень независимости многих стран - бывших колоний и неоколоний - зачастую определяется ситуацией внутри западного мира. Для 1990-х годов характерно стремительное ухудшение позиций западных стран по всем показателям, и особенно это свойственно Франции, долгое время удерживавшей свои бывшие колонии достаточно изолированным блоком. С 1993 года неоколониальные построения французов начали стремительно рушиться, и в самом ближайшем будущем можно ожидать разорения крупнейшего французского банка “Лионский Кредит”, фактически являющегося основным колониальным банком страны. Банкротство “Лионского Кредита” станет важным индикатором провала позиций Франции в самых различных колониях, в том числе и на Мадагаскаре. Так что следите за состоянием “Лионского Кредита” и по нему судите о текущей степени зависимости Мадагаскара!

24. Мадагаскар - страна с очень нестабильным политическим курсом, и едва ли не нормой стало его радикальное изменение - от прозападного и профранцузского к просоциалистическому и затем опять к прозападному. Повороты политики Мадагаскара очень круты, но начались они не сегодня и посему завершатся не завтра. Пытаясь разобраться в их логике, мы пришли к выводу, что суть их - только в балансировании между различными странами. На Мадагаскаре очень сильны националистические настроения и все иностранцы воспринимаются одинаково негативно. Туристы не вызывают столь резких эмоций, но те, кто ориентирован на работу на острове, воспринимаются чаще всего как эксплуататоры.

25. Нужно учитывать, что политическая нестабильность на Мадагаскаре может продолжаться неопределенно долго: она есть, скорее, форма самозащиты этого государства от иностранных вторжений разного рода. Аналогичные формы самозащиты находят место во многих африканских государствах, периодически устраивающих на своих территориях аналог ада, который нацелен прежде всего на то, чтобы изжить любых иностранцев. Нестабильность многих африканских стран является средством достижения реальной национальной независимости и поэтому может длиться очень долго. Она может продолжаться до тех пор, пока страна полностью не перестанет вызывать у иностранных государств какой-либо интерес и, как следствие такового, желание превратить ее в свой придаток.

26. Попытки повлиять на политику Мадагаскара реальны. Они дают результаты, хотя и в высшей степени ненадежные. Можно инвестировать деньги и инсталлировать нужных начальников (что и было сделано во время предпоследних выборов Президента и Премьер-министра), но добиться стабильности удобной кому-либо власти на Мадагаскаре практически невозможно (что и доказали последние выборы Президента и Премьер-министра). Это всегда было проблематично, а сейчас - тем более. В период неоколониализма вслед за инвестициями во власть предержащих можно было спокойно грабить страну. В период пост-неоколониализма вслед за первыми инвестициями в марионеток нужно делать все новые и новые - для их поддержания. А между тем “кот давно уже перестал ловить мышей” и существует, похоже, сам по себе и сам для себя.

27. Политическая нестабильность, несомненно, влияет на экономику страны, но данное влияние отнюдь не однозначно. Политическая нестабильность сказывается, прежде всего, на внешнеэкономическом поведении и очень мало - на отраслях, ориентированных на внутренний рынок и связанных с удовлетворением потребностей местного населения. Для российских компаний внутренний рынок Мадагаскара мало интересен. Экспортным же отраслям экономики страны на долгое время гарантирована нестабильность.

28. Зависимость Мадагаскара от западных стран не носит рокового характера. Российские компании могут начинать активно работать на острове в области экспорта сельскохозяйственной продукции и в горнорудных отраслях промышленности. И то, и другое - дело, не вполне простое, но разрешимое, и наверняка найдется немало способов реализации такого рода проектов. Конечно, любой из них нужно рассматривать конкретно.

Финансы и экономика Мадагаскара

29. Экономика Мадагаскара имеет два совершенно различных уровня: внутренний, ориентированный на местный рынок, которого слабо касаются какие бы то ни было внешние события (на него вряд ли влияют даже изменения политической власти в стране); и внешний, дающий стране и ее населению очень немного и который население не в состоянии, пожалуй, самостоятельно воспроизводить, так как на острове нет ни маркетинговой сети, ни денег для развития экспортных отраслей и активного поиска альтернативных партнеров.

Внутренняя экономика Мадагаскара достаточно стабильна, и гарантией сохранения стабильности является ее базисность, совершенно африканская базисность. Внешняя экономика нестабильна и не может стабилизироваться по своей сути. Она крайне зависима от внешних рынков, и если прежде западные компании использовали это для получения продукции по низким ценам и на предельно выгодных для них условиях, то теперь это оборачивается против них же самих - в виде откровенных сложностей в приобретении продукции на острове в целом. Мадагаскар мало что имеет от своего экспорта и поэтому может относиться к нему с нескрываемой небрежностью.

30. Традиционный сельскохозяйственный экспорт Мадагаскара находится в состоянии глубокого кризиса. Кофейные зерна робуста на мировом рынке - не самый большой дефицит. Цена их достаточно высока, а кроме того - часто колеблется, да и пристраивать их непросто. Гвоздика и ваниль, производимые на Мадагаскаре, скорее всего, вообще не имеют перспектив.

Мадагаскар знает отдельные вспышки заработков на производстве цемента, добыче креветок и т.п., но это, действительно, достаточно случайные заработки, которые неожиданного появляются и еще более неожиданно исчезают.

31. Вероятно, Мадагаскар имеет определенные перспективы в горнорудной промышленности: на острове есть различные полезные ископаемые, которые могут представлять интерес для многих компаний и стран. Но и это вряд ли сделает Мадагаскар богаче, поэтому он, скорее всего, всерьез не заинтересован в разработке своих месторождений полезных ископаемых.

...На данную тему сложно говорить вкратце - ее нужно рассматривать специально, в зависимости от конкретных интересов российской стороны.

32. В целом, можно сказать, что экономические перспективы Мадагаскара не самые благоприятные. В частности, совершенно очевидно, что свои долги он не в состоянии вернуть даже в самом-самом отдаленном будущем. Он сможет это сделать только в том случае, если западные валюты постигнет судьба российского рубля, что, скорее всего, и случится через некоторое время: есть немало оснований считать, что в недалекой перспективе мировой рынок может быть сотрясен кризисом, равным финансово-экономической катастрофе 1929 года.

У Мадагаскара нет особых шансов ощутимо повысить уровень жизни на острове, и в таких условиях самое спокойное отношение населения его к экономической деятельности и дальнейшие социально-политические беспорядки гарантированы.

33. Мадагаскар не имеет программы, которая позволила бы ему добиться реальной экономической независимости. Не менее важно, что у него нет даже устойчивых ориентаций на последовательное решение этой проблемы.

34. В случае с Мадагаскаром не стоит отождествлять экономическую и политическую зависимость страны. В экономическом плане Мадагаскар зависим от иностранного капитала, у него громадные внешние долги и так далее. С другой стороны, иностранный капитал зависим от Мадагаскара в не меньшей степени. Западные страны всё не избавятся от навязчивого желания вернуть долги, но наиболее удивительно даже не это: они никак не хотят переориентировать экономики своих стран, чтобы меньше зависеть от природных ресурсов, расположенных в других регионах мира; они не готовы воспринять свои же рыночные принципы и просто покупать сырье, пусть даже у слабых во всех отношениях государств. В результате получается, что наиболее спокойные люди в пост-неоколониальную эпоху - это жители стран “третьего мира”.